Перейти к основному содержанию

Главная      Неделя без ГАИ. Ну и как?

Неделя без ГАИ. Ну и как?

ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / "День"

ПОЗАВЧЕРА ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ НАШЕЙ РЕДАКЦИИ СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ДТП НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ УЛИЦ МАЛИНОВСКОГО И ТИМОШЕНКО. СОТРУДНИКИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ, КОНЕЧНО, ПРИБЫЛИ. ЗАОДНО И РАССКАЗАЛИ, ЧТО ДТП В ДАННОМ МЕСТЕ - ТРЕТЬЕ (!) ЗА ЭТО УТРО. ТАК ЧТО РАБОТЫ ГАИШНИКАМ ПОКА ХВАТАЕТ

Напомним, что Виктор Ющенко принял тогда бесповоротное решение разогнать ведомство, "которое окончательно себя дискредитировало". Как будет выглядеть обновленная патрульная служба, какие "гаишные" функции за ней сохранятся, а какие - передадут другому ведомству? В рядах самих госавтоинспекторов об этом до сих пор не знает, по словам одного из представителей Киевского горуправления ГАИ, никто. Начальство думает, а "простые" стражи дорожного порядка (которых, как он говорит, стало выходить на трассу гораздо меньше) пока что "выполняют обычную работу" , например, оформляют те же ДТП. Правда, останавливают водителей сейчас исключительно за грубые нарушения, отметил он: на мелкие теперь закрывают глаза.

За эти выходные в столице произошло 26 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло четыре человека. Сказать, изменилась ли динамика ДТП с учетом новшеств в "гаишном" ведомстве, горуправление затруднилось. Ведь день на день не приходится. Даже и без реформ в структуре ГАИ. В автоинспекции областного масштаба уверили, что аварийность все же возросла. К примеру, по наблюдению таксиста Виктора Терещенко, ездой без правил народ действительно стал увлекаться чаще. И окончания пресловутого реформирования водители тоже ждут, говорит он: "кадровую работу, конечно, нужно провести серьезную" , но... "и самим водителям ГАИ нужна". "Не стоит делать революций, нужна эволюция" , - резюмирует водитель.

Раскритиковал принятое решение и первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Александр Бандурка. Президент Украины Виктор Ющенко, говорит он, превысил свои служебные полномочия, ликвидировав Государственную автомобильную инспекцию. Первый зампредседателя считает, что реорганизация ГАИ должна проводиться на основе закона, а не указа Президента. Он также заявил, что нужно принять ряд изменений к действующему законодательству, которые регламентируют безопасность дорожного движения. В частности, в Конституции Украины указывается, что количество военизированных формирований определяется исключительно законом. А. Бандурка отметил, что в Украине существуют соответствующие законы о Министерстве внутренних дел, дорожном движении, в которые нужно внести изменения.

Такие серьезные шаги поспешно не делают, это решение абсолютно безграмотно, также считает глава Всеукраинского общества защиты прав водителей Николай Кравченко. "Мы боремся за права водителей, но мы - не за беспредел на дорогах". По его словам, перед Верховной Радой уже неоднократно ставились вопросы реформирования, предлагались изменения в милицейское законодательство. К примеру, запретив коммерциализацию Госавтоинспекции. ГАИ - структура, входящая в состав МВД, а значит, должна пользоваться исключительно его расчетным счетом, перестать пользоваться статусом юридического лица. Кстати, вышеуказанная коммерческая деятельность ГАИ, по его мнению, и стала причиной столь поспешной "переделки" ведомства. Инспекция - 50-процентный владелец станций техобслуживания. Приблизительно 5 млн. сограждан ежегодно проходят техосмотр, уплачивая при этом 32 грн. Права получают полмиллиона - удовольствие обходится где-то в 400 у. е. каждому. Считаем, множим. Представляем, сколько будет получать ведомство, которому отойдут данные функции. Скорее всего, многими из них будет заниматься Минтранс...

Сегодня ГАИ отвечает за безопасность, но не за организацию дорожного движения. То есть средства на починку дорог, разметку, установку знаков, светофоров и т. д. идут через местную власть, но ГАИ имело право контролировать их, средства, расход и выносить предписания "в случае чего". Потом, по словам Н. Кравченко, эту функцию Госавтоинспекции отменили, а зря. Одно дело, к примеру, запретить этому ведомству чуть ли не ежегодно менять правила дорожного движения, в общем, - подкорректировать законодательство. Совсем другое дело - поменять шило на мыло, думая создать новое подразделение, формировать которое придется фактически на старой базе. И которое нынче будет пока... нелегальным: в законах о милиции, о дорожном движении, об административных нарушениях исполнителем этого самого закона выступает ГАИ, а не кто иной. Кстати, интересный момент: согласно законодательству в этот период "безвременья" тормознуть водителя может любой служитель в синей форме. Это, собственно, было закреплено в документах вовсе не вчера. Однако же, как сообщил источник в МВД, по министерству был негласный приказ: данная "парафия" - исключительно Госавтоинспекции. С ее ликвидацией автомобилисту может грозить встреча с той же ППС...

... Пикантная, но это деталь. Сами милицонеры (да, кстати, и некоторые водители) не устают говорить, что реформу надо начинать не с того, а то нынче это напоминает простую образцово-показательную порку. Сотрудник Киевского управления ГАИ напомнил, что в эту структуру зачастую приходят работать жители периферии, - обитатели городов уровнем гаишной зарплаты обычно не впечатляются. "Если он еще и с семьей, понятно, что ему постоянно нужны деньги - не те, что платят в инспекции". Без комментариев.

КСТАТИ

Подавляющее большинство украинцев поддерживают решение Президента Украины Виктора ЮЩЕНКО ликвидировать Государственную автомобильную инспекцию. Таковы, как сообщают Podrobnosti, результаты интерактивного опроса, проведенного интернет-сайтом Expres. ua на протяжении 19-25 июля в связи с неоднозначными комментариями украинских политиков относительно подписанного Президентом на минувшей неделе указа о ликвидациях структуры ГАИ. Отвечая на вопрос: "Как вы относитесь к ликвидации ГАИ?" , в целом 78 % из 314 респондентов положительно отозвались об этом радикальном шаге. Вместе с тем 21 % опрошенных, считая такой подход слишком поспешным, спрашивают: "А кто же теперь будет следить за порядком на дорогах?". И только каждый сотый украинский водитель заверяет: "Я теперь и на дорогу не выеду". В частности, 23 % респондентов категорически заявляют: "Обойдемся и без "операторов машинного доения". Еще 7 % восторженно констатируют: "Класс, теперь все могут ездить, как блатные!" Скептически оценивают реальность преодоления коррупции среди правоохранителей (которую Президент назвал главной причиной ликвидации ГАИ) лишь 1 % опрошенных, избравших вариант: "Наелись - пусть дадут другим". Вместе с тем более четверти респондентов (27 %) не разделяют оптимистичных прогнозов Президента и министра внутренних дел Юрия ЛУЦЕНКО, считая, что "изменят лишь название, а коррупция останется". В то же время лишь 5 % опрошенных считают необходимым принять такие же радикальные решения и относительно других скомпрометированных коррупционными скандалами государственных структур: "Осталось ликвидировать налоговую и таможни". Стоит отметить, что сами работники ГАИ по тем или иным причинам проигнорировали опрос. По крайней мере, вариант ответа: "Негативно - где я еще такую работу найду?" не избрал ни один из опрошенных.