Перейти к основному содержанию

Главная      Техосмотр доверен технике

Техосмотр доверен технике

И она проверяет автотранспорт с предельной объективностью

Нынешняя весна для основной массы автомобилистов началась с традиционной заботы: как пройти техосмотр. Дело нешуточное, и надо хорошо постараться, чтобы все системы автомобиля работали надежно. В первую очередь тормоза, рулевое управление, световые приборы. Да и ничего хорошего нет, если двигатель "кашляет", а за машиной заметны выхлопные газы. А еще транспортное средство должно иметь приличный внешний вид. Без этого тоже, как говорится, далеко не уедешь. То есть разрешение на эксплуатацию не получишь.

По целям и задачам техосмотр этого года похож на техосмотры прежних лет.

А вот по средствам и методам он стал принципиально иным. По крайней мере, в

Уфе и ряде других городов. Каким именно? И почему потребовались нововведения?

Об этом в беседе с корреспондентом рассказывает начальник отдела технического

надзора управления Госинспекции безопасности дорожного движения Министерства

внутренних дел республики А. В. Вьюгов.

- Для начала, - сказал Александр Владимирович, - напомню, что технические требования к состоянию автотранспортных средств и методы его проверки определены ГОСТом Р51709-2001. А где ГОСТ - там должна быть точность. И мы всегда к ней стремились. Но получалось в соответствии с техническими возможностями. Проще говоря, состояние ряда ответственных узлов приходилось определять визуально. Высокая точность, можно сказать, была лишь при контроле ручного тормоза, когда автомобиль ставили на наклонную плоскость под требуемым углом и смотрели, держит "ручник" или нет. Можно упомянуть также газоанализаторы, хотя они и были не очень-то совершенными.

Сегодня - другое дело. Появилась возможность использовать средства технического диагностирования узлов и систем.

- Но тут, полагаю, кое-что зависит от того, в каких руках контрольно-измерительное

оборудование.

- Да в том-то и дело, что оно отныне не в руках. Показатели считывает, анализирует и фиксирует компьютер. Точность и объективность стопроцентная. Тут уж не приходится кивать на излишнюю придирчивость проверяющего, если что-то не так, как должно быть. К тому же местная компьютерная база связана с федеральной, и было уже несколько случаев обнаружения во время техосмотра находящихся в розыске машин.

- Интересно, велик ли процент тех, кто не получает "добро" с первого захода?

- Да, пока он значителен. Видимо, сказывается старая привычка наиболее тщательно готовить те узлы, которые более доступны для визуальной проверки и на которые чаще всего обращал внимание госинспектор в прежние времена. Думаю, в недалеком будущем картина станет иной.

- И когда же она появилась, "вооруженная до зубов" контрольная служба? - Точное название этого подразделения - "Станция государственного технического осмотра ГИБДД МВД РБ". Я имею в виду станцию, действующую в столице республики.

Работает она с начала года.

- В ваших словах намек на то, что нечто подобное имеется и на периферии?

- Да, верно. Пункты осмотра с применением современных средств технической диагностики действуют в Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае, Нефтекамске, Октябрьском, Кумертау и Бирске. На стадии запуска - в Белорецке, потом на очереди Белебей, Учалы, Туймазы. А через год-два список пополнят райцентры.

- Довольны ли нововведением наши автомобилисты?

- Обоснованных жалоб нет. А преимущества налицо. Возьмите хотя бы экологический аспект. Где располагаются районные отделения ГИБДД в Уфе? Частью среди жилых домов. В пиковые недели техосмотра окрест их, бывало, ни проехать, ни пройти: скопление машин. А еще выхлопные газы, шум. Не приходилось завидовать жителям близлежащих домов. Теперь место техосмотра вдали от жилья. Но главное не в этом.

Мы очень надеемся, что возросший уровень контроля позволит снизить аварийность по техническим причинам. Для таких надежд есть все основания.

- И сколько раз хозяин транспортного средства или водитель может обратиться на станцию технического осмотра с одной и той же машиной за сезон или за год?

- Если машина не признана годной к эксплуатации с первого раза, то в течение 20 дней за ту же оплату (фактически бесплатно), устранив, разумеется, выявленные неполадки, можно приехать еще раз. А далее, если опять не получилось, придется за каждый "визит" платить заново.

- Вопрос, касающийся ветеранов. У пожилых людей, за некоторым исключением, и машинам немало лет. И они даже по своим паспортным данным не во всем соответствуют требованиям сегодняшнего дня. С ними-то как?

- Штат станции учитывает это и старается быть предельно внимательным к пожилым.

Кстати, ветеранам-льготникам предусмотрена пониженная плата за диагностирование машин.

Хотелось бы напомнить, что автомобили со сроком эксплуатации до 5 лет проходят техосмотр один раз в 24 месяца, а со сроком выше 5 лет - раз в 12 месяцев. Техосмотр у автобусов, такси, спецавтотранспорта (бензовозы и др.- раз в 6 месяцев. Вновь приобретенный автомототранспорт должен пройти техосмотр в течение 30 дней. Какая нужда в этом напоминании? Парк машин растет очень быстро, и к автоделу приобщается большое количество новичков. В Уфе, например, прибавляется по 20 - 30 тысяч машин в год.

Серьезное отношение к своему автомототранспорту, его техническому осмотру - гарантия безопасности. Об этом не стоит забывать.