Перейти к основному содержанию

Главная      ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО - ИНСТРУМЕНТАЛКА

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО - ИНСТРУМЕНТАЛКА

В 1999 году Федеральный закон РФ "О безопасности дорожного движения" и переработанные на его основе правовые нормативные акты поделили автомобилистов страны на тех, кому для получения заветного талончика государственного технического осмотра (ГТО) необходимо прохождение инструментального контроля, и тех, кого эта процедура обошла стороной. Напомню, в ряды "счастливчиков" тогда вошли все обладатели "железных коней", возраст которых не превышал пяти лет. Теперь этого разграничения в столице больше нет, "льготу" последних упразднило соответствующее Распоряжение мэра Москвы N276-РМ от 05. 10. 2006 г., в котором сказано, что с 1 января нынешнего года государственному техническому осмотру с использованием средств технического диагностирования подлежат ВСЕ автотранспортные средства и прицепы к ним, независимо от года выпуска.

О самого первого дня существования ПИКов (пунктов инструментального контроля, ныне называющихся ПТО - пункты технического осмотра) в шоферской среде появилось множество ужасающих историй и слухов про эти заведения. Сводились рассказы к тому, что редкая иномарка может уложиться в требования ГОСТа, а детище отечественного автопрома на ПИКе ждет неминуемый провал. Естественно, много нареканий вызывали и очереди. Про те времена, к сожалению, ничего сказать не могу, а насколько эти слухи актуальны сегодня, я попытался выяснить, поэтому провел один рабочий день вместе со старшими госинспекторами МОТОТРЭР ГИБДД УВД по СВАО майорами милиции Анатолием Ефимкиным и Сергеем Голодниковым.

Место действия описываемых событий - ПТО, расположенный на улице Полярной, д. 39, стр. 3 (территория 20-го таксопарка).

***

Слух первый - длиннющие очереди, в которых люди начинают занимать место с пяти утра и стоят в них до позднего вечера.

Я приехал на ПТО за полчаса до начала его работы - в половине восьмого утра. На въезде - очередь из семи машин. Вышедший меня встретить Сергей Голодников объясняет ситуацию:

- В феврале-марте желающих попасть к нам было значительно больше, хотя мы все равно успевали принять всех за день, и более чем на два часа (при наличии оплаченных квитанций) человек здесь не задерживался. В летнее же время пять-десять машин на въезде к открытию - это обычное количество. Кстати, в такие дни, как четверг и пятница, автовладелец, приехавший на ПТО, может запросто оказаться единственным в очереди.

- Почему же стало так малолюдно? Водители перестали проходить ТО? - удивляюсь я.

- Отнюдь. С тех пор, как за просроченный талон техосмотра ужесточили санкции, категория людей, пренебрегающих обязанностью проходить ГТО, резко сократилась. А очереди стали короче, во-первых, потому, что увеличилось количество ПТО по всему городу. К примеру, в СВАО их теперь не три, а восемь. Во-вторых, большинство пунктов сейчас многолинейные, то есть оснащены несколькими диагностическими линиями. Ну и в-третьих, все больше и больше владельцев теперь пользуются появившейся еще в прошлом году возможностью записываться на ГТО по телефону. Человек звонит диспетчеру и согласовывает с ним день и час своего приезда на техосмотр, выбирая наиболее подходящее для себя предложение из имеющихся свободных "окон" в книге заявок.

Приятно удивило меня и то, что пока мы общались с Сергеем, никто из водителей не обратился к нему с вопросами по поводу предстоящей процедуры.В этом нет необходимости, все сведения распечатаны и вывешены на информационных щитах, установленных у входа, - это требования, предъявляемые на техосмотре, список необходимых документов, последние изменения в нормативных актах.

На часах 9.00 - металлические ворота открываются, и первые три автомобиля заезжают вовнутрь.

Слух второй - гаишники что-то подкручивают в приборах, делая невозможным прохождение техосмотра, если не получат мзду.

Начнем с того, что с госинспектором на ПТО вы увидитесь только дважды. Первый раз в самом начале осмотра - при заезде автомобиля на линию, когда офицер подойдет, проверит документы и сверит учетные данные. Второй раз по завершении диагностического процесса - когда он вынесет вам либо заветный талончик, либо акт с указанными в нем недостатками. В проверке же технического состояния автомобиля госинспектор не участвует, а лишь следит за работой контролеров. У работника ГИБДД другие задачи. Пока контролеры будут диагностировать машину, ему необходимо проверить предоставленные документы по всевозможным базам розыска. Причем проверке подлежит не только транспортное средство, но и водитель и прибывшие с ним пассажиры. Видеть, как происходит техосмотр, посторонним ни к чему, поэтому "таинство" совершается в отдельной комнате. Уверяю, ведущих к этому помещению проводов с кнопками или рычажками, которые способны повлиять на показания диагностических систем, я не обнаружил. Зато своими глазами увидел на каждом механизме, находящемся в зале, отметку о его тарировании и защищающие от несанкционированного проникновения специальные пломбы. Рассказывая об этом слухе, вспомнил, как одно время народ бурно обсуждал: есть ли под ногой Якубовича в "Поле Чудес" подобная секретная кнопка, или нет? Вероятно, у нас в крови - винить кого-то во всех неудачах и в выпавшем секторе "банкрот".

Слух третий - процедура осмотра во всех ПТО различна, так как правила ее проведения устанавливаются местными руководителями.

Когда я спросил об этом офицеров, вопрос показался им настолько неправдоподобным, что меня попросили его повторить. Оказывается, порядок осмотра транспорта четко прописан в Правилах проведения ГТО ТС ГИБДД МВД РФ, изменить которые или внести в них какие-то новшества местным руководителям не под силу. Ну а случаев самоуправства за все время существования пунктов (по крайней мере, в Москве) ни разу зафиксировано не было. Для общего ознакомления привожу весь процесс осмотра, который осуществляется в три этапа.

На первом этапе проверят работоспособность замков дверей, звукового сигнала, противоугонного устройства, механизма регулирования сидений, подголовников, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, внешних световых приборов, стеклоочистителя и стеклоомывателя ветрового стекла, сцепного устройства, ремней безопасности. Далее проверят наличие зеркал заднего вида, грязезащитных фартуков, знака аварийной остановки, огнетушителя, медицинской аптечки. Здесь же измерят светопропускание стекол, а "умный" прибор даст ответ: укладывается ли в лимит дозволенного нанесенная на автомобиль тонирующая пленка или напыление?

По поводу этой процедуры, завершающей первый этап осмотра, у меня есть очередной слух.

Слух четвертый - на техосмотрах не измеряют пропускную способность затонированных стекол, если на пленку имеется сертификат соответствия российским стандартам или если это заводские тонированные стекла, потому что раз сертифицировано или с завода - значит, в ГОСТ укладывается по любому.

Неправда. Наличие сертификатов качества и соответствия не убережет вас от проблем. Когда тонируют стекла в мастерской, мастера умалчивают, что по нашему ГОСТу 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" любая пленка, нанесенная на задние стекла, уложится в рамки закона, хотя бы просто потому, что ее процент вообще не нормируется. Что касается остальных, то "светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее 75% - для лобовых стекол; 70% - для стекол, входящих в нормативное поле, определяющее переднюю обзорность". Так что задние стекла вы можете смело оклеивать как сертифицированной пленкой, так и закрашивать их несертифицированной масляной краской (любого цвета). К остальным стеклам также применимы эти два варианта, но уже с поправкой на ГОСТ. С уже установленными на автомобиль тонированными стеклами "юлят" тюнинговые компании. Фирмы по доводке автомобилей "до ума" знают, что большинство их клиентов в "аквариуме" ездить не согласны, поэтому идут на следующую хитрость. Покупают для тюнинга автомобиль с "родными" тонированными стеклами (степень затонированности у которых невелика - через них прекрасно видны силуэты людей, сидящих в салоне) или отдельно комплект фирменных темных стекол с документами (сертификатами качества и соответствия) и "чернят по полной". По завершении остальных модернизаций эти автомобили, попадают на рынок. Именно поэтому проверять на ГТО будут любое тонированное стекло.

На втором этапе осмотра проверке подлежит рулевое управление, состояние тормозных систем, подвески, выпуск, диски ободьев колес, а также степень износа и поврежденное(tm) шин, герметичность системы питания, работоспособность фар ближнего и дальнего света, дополнительных и противотуманных фар.

Этому этапу соответствует слух пятый - автомобиль никогда не пройдет техосмотр с литыми дисками, спортивными рулями и дополнительными фарами.

Не факт! Что касается колес, то, если их диаметр, вылет и места крепления соответствуют заводским параметрам, палку в них на осмотре вам не вставят. От ворот - поворот получат те "самоделкины", которые умудряются, вырезав часть крыла, вместо дисков на 14 дюймов насадить 17-дюймовые, да еще с выносом сантиметров на десять. Чтобы не было проблем, рулевое колесо лучше всего приобретать в специализированном магазине, в котором продавец может проконсультировать, какую именно импортную "баранку" или "неродную" и меньшего диаметра одобряет производитель вашего авто, а какую нет. Об установке противотуманных фар и дополнительном внешнем освещении подробно написано в ГОСТе Р51709-2001 "Автотранспортные средства, требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки". На чем в основном засыпаются любители добавочного света, Анатолий Ефимкин ответил лаконично: губит людей дань моде. Одни считают, что чем больше фар, тем круче (хотя по ГОСТу на каждом механическом транспортном средстве допускается установка спереди двух противотуманных фар), другие - что чем выше их установишь, тем красивее (по ГОСТу высота расположения противотуманных фар - не выше 250 мм).

Третий этап начинается с проверки эффективности торможения и устойчивости транспортного средства при торможении рабочей тормозной системой. Далее проверят удельную тормозную силу стояночной тормозной системы, то бишь ручник. Если автомобиль оснащен газовым оборудованием, то сначала проверят его, и в заключение установят содержание СО и СН (дымности дизеля).

На всякий случай перечислю документы, необходимые для прохождения технического осмотра (для всех регионов страны без вариаций):

Свидетельство о регистрации или паспорт т/с (ПТС).

Водительское удостоверение.

Личный паспорт владельца или документ, его заменяющий.

Квитанция об оплате за проведение ГТО.

Квитанция об оплате госпошлины.

Доверенность на право предоставления т/с на проведение ГТО.

Медицинская справка установленного образца.

Документ, удостоверяющий право на льготы.

Страховой полис.

В день моего дежурства ПТО посетило 36 машин различных марок, из которых 28 выехали за ворота с новыми талонами ГТО. Так что слухи о том, что на осмотрах "засыпается" большой процент людей, не подтвердились. Неправдой оказалось и то, что отечественным автомобилям компьютер не победить. При мне "экзамен" сдала "Волга" 21-й модели 1971 года выпуска.

На что следует обратить внимание при подготовке автомобиля на техосмотр? Об этом рассказывает заместитель начальника МОТОТРЭР ГИБДД УВД по СВАО подполковник милиции Николай Ковальчук:

- Начнем с того, что те водители, которые не забывают про свою обязанность - подготовить машину к ГТО, обычно проходят процедуру осмотра с первого раза. Большой процент недостатков, обнаруженных при проведении осмотра - это элементарная беспечность собственников транспортных средств. А как иначе назвать то, что повальное количество повторов связано с неисправностью внешних световых приборов? Как правило, не работают лампочки стоп-сигналов и освещения номерного знака, а фары дальнего или ближнего света светят куда угодно, только не на дорогу. Забывают владельцы машин, оснащенных газовым оборудованием, что газовый баллон по технике безопасности нуждается в опрессовке не реже 1 раза в 2 года (о чем необходимо иметь соответствующее свидетельство). Многие не удосуживаются заранее заглянуть в аптечку и проверить срок годности лекарств, о чем потом сожалеют на техосмотре. Другие долго ищут в багажнике огнетушитель (хотя должен находиться в салоне), а потом либо не находят его вовсе, либо он оказывается просроченным. Также таинственно исчезает из авто и знак аварийной остановки. Хочу обратить внимание читателей, что требования к этим двум предметам изменились. Теперь огнетушитель должен быть емкостью не менее 2-х литров, а знак аварийной остановки с люминесцентным отражателем.

Кстати, за время дежурства на ПТО я своими глазами видел четверых подобных водителей. Надо отдать должное госинспекторам, закрывавшим на подобные недостатки глаза при условии, что владелец незамедлительно их устранит. Для этого на территории пункта знак аварийной остановки можно купить за 210 рублей, аптечку - за 110 рублей, а огнетушитель ОП-2 обойдется в 300 целковых. Цены не то что божеские, а даже несколько дешевле магазинных. Этим фирма ООО "Знак", которой принадлежит данный диагностический комплекс, наглядно демонстрирует, что богатеть за счет людей, оказавшихся в тупиковой ситуации, не намерена, чем, безусловно, только завоевывает уважение клиентов. Хотя по закону бизнеса коммерсанты могли бы взвинтить расценки до бесконечности - все равно купят.

***

В начале статьи я обещал разобраться, так ли на самом деле страшен техосмотр с применением диагностических средств, как о нем говорят? По статистике, в России в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают около 30 000 человек и более 180 000 получают увечья и ранения. Проведенные исследования показывают, что около 10 % ДТП так или иначе связаны с неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств. По-моему, надо бояться этих ужасающих цифр. Бояться, что из-за купленных техталонов и нежелания приводить в соответствие с требованиями свои автомобили, мы реально можем лишить кого-то жизни и искалечить свою. Отрадно, что ныне все больше и больше появляется автовладельцев, не то что не боящихся ПТО, а приезжающих сюда по собственному желанию. Ведь в Москве сегодня за пятьсот рублей произвести качественную и столь полную диагностику систем автомобиля не удастся ни в одном автосервисе.

***

ДЛЯ СПРАВКИ:

На территории СВАО в порядке живой очереди можно пройти техосмотр по следующим адресам:

улица Стартовая, д. 1;

улица Веткина, д. 4;

8-й проезд Марьиной рощи, д. 30, стр. 2;

Алтуфьевское ш., д. 27.

В порядке живой очереди или по предварительной записи по телефону:

улица Милашенкова, вл. 2, тел: 8-926-523-30-11;

улица Полярная, д. 39, стр. 3, тел: 479-03-23;

проезд Добролюбова, д. 6 А, стр. 3, тел: 619-93-07;

Березовая аллея, д. 2, тел: 904-16-00;

Режим работы всех ПТО Москвы одинаков:

ежедневно кроме воскресенья с 09.00 до 20. 00, перерыв на обед с 14. 00 до 15.00.