Перейти к основному содержанию

Главная      Спрашивали - отвечаем. Что может чип-тюнинг

Спрашивали - отвечаем. Что может чип-тюнинг

"В рекламных объявлениях вашей газеты часто встречается выражение "чип-тюнинг двигателя". Очень прошу вас ответить мне: что конкретно это означает? Как при проведении чип-тюнинга двигателя могут измениться его характеристики и как он вообще делается? Какова стоимость работ? Если можно, объясните это пожалуйста на примере автомобиля ВАЗ-2115 с двигателем ВАЗ-2111 объемом 1500 куб. см и мощностью 78 л. с. Заранее благодарен".

Кузьмин С. Н. ,

Лукояновский р-н, с. Кудеярово

Мы тоже благодарны нашему читателю за внимание и доверие, но должны посетовать на то, что он либо не читал нашу газету в прошлом году, либо читал только рекламные объявления, потому что всю первую половину года мы подробно рассказывали о диагностике систем впрыска, о чип-тюнинге (см. N 12 от 25. 03. 04 г. ), а также о программах и оборудовании, используемых для диагностики и чип-тюнинга (см. N 22 от 03. 06. 04 г. , N 30 от 29. 07. 04 г. и другие номера).

Но поскольку заданы конкретные вопросы, постараемся так же конкретно на них ответить.

Что же такое чип-тюнинг?

Впрысковый двигатель имеет в своем составе набор датчиков, электронный блок управления (ЭБУ) и набор исполнительных механизмов. ЭБУ по определенной программе опрашивает датчики, производит расчеты и на основе калибровочных данных выдает сигналы на исполнительные механизмы. Заложенную в блок программу вместе с калибровками называют прошивкой. Прошивка хранится в энергонезависимой памяти (чипе), к которой обращается микропроцессор ЭБУ. Так вот, изменение параметров прошивки (в подавляющем случае калибровок, а не самой программы) для достижения той или иной цели и называется чип-тюнингом.

Зачем он нужен?

Завод-изготовитель производит массовый выпуск автомобилей, которые должны эксплуатироваться в самых различных условиях: в разных климатических зонах, на разной высоте над уровнем моря, на горючесмазочных материалах различного качества и, наконец, разными людьми. При учете всех этих требований, а также норм токсичности отработавших газов чем-то приходится жертвовать и идти на компромисс. Часто такие качества двигателя, как динамичность и экономичность, сознательно приносят в жертву ради того, чтобы автомобиль максимально соответствовал всем, часто противоречащим друг другу требованиям. Другими словами, автомобили, сходящие с конвейера, рассчитаны на условно усредненных водителя и среду эксплуатации.

Чип-тюнинг решает задачи по оптимизации работы двигателя с учетом конкретных условий и требований владельца (а не просто ради повышения его мощности на 5 %, как считают некоторые). Это не панацея, а инструмент воздействия на работу двигателя, такой же, как кувалда или отвертка, и его применение также должно быть взвешенно и целенаправленно. Качественная настройка системы электронного впрыска топлива, связанная с изменением параметров работы ЭБУ, - и есть ответ на вопрос, зачем нужен чип-тюнинг двигателя.

Что же можно сделать с его помощью?

Снижение температуры включения вентилятора - наиболее простая операция. При заводской установке температуры включения вентилятора часть двигателей успевает закипеть. Есть три решения: повышение давления в системе охлаждения, применение жидкости с более высокой температурой кипения и снижение температуры включения вентилятора.

Тарировка датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). По сигналу ДМРВ рассчитывается количество бензина на впрыск почти во всех режимах работы двигателя. Именно различием реальных выходных функций ДМРВ объясняется и различие в поведении автомобилей одной и той же модели. Изменив тарировку ДМРВ в соответствии с реально существующей функцией и требованиями к динамике и экономичности, можно добиться оптимальной работы двигателя.

Отключение датчика кислорода (Oxigen Sensor), точнее - вывод его из алгоритма управления. При наличии ДК не требуется регулировка СО. Поэтому пока ДК работает - пусть работает, но при выходе его из строя, а также удалении из выхлопной системы нейтрализатора отработавших газов (для некоторых моделей) кислородный датчик нужно отключить.

При отключении ДК вводится электронный потенциометр СО (на некоторых ЭБУ), который регулируется обычной диагностической аппаратурой, и проблемы, связанные с ДК, навсегда снимаются. При грамотных действиях расход бензина не увеличится.

Улучшение запуска при отрицательных температурах. Решение проблемы сводится к настройке качества смеси таким образом, что, с одной стороны, смесь максимально богатая, а с другой - устойчиво воспламеняется. Эти меры делают возможным запуск двигателя в мороз до -35°С.

Улучшение динамики. Для каждого двигателя есть свой оптимальный набор параметров управления, обеспечивающий максимальную мощность. Рост динамических характеристик на разных машинах тоже разный и зависит от того, насколько далеки реальные параметры от оптимальных для конкретного двигателя.

Хотя резервы есть почти у всех моторов, прежде чем что-то делать, нужно оценить текущее состояние двигателя и спрогнозировать результат работ. Расход бензина при грамотном подходе не увеличивается.

Повышение экономичности. Самая сложная задача для исправного автомобиля. Значительно снизить расход топлива прогретым двигателем только средствами чип-тюнинга не удается. Требуется менять еще и режим эксплуатации. Для автомобилей с перерасходом при умеренном стиле вождения можно кое-что сделать. Технология снижения расхода такая же, как и при улучшении динамики.

Отключение иммобилизатора. Такая операция нужна для тех, кому он надоел или потерялись ключи. ЭБУ менять не надо. Операция доступна для всех типов ЭБУ, на которых он стоит.

Как делается чип-тюнинг?

К сожалению, наш уважаемый читатель не указывает, какая конкретно система впрыска и какой блок управления (контроллер) стоят на его автомобиле. А это как раз является самым важным при выборе оборудования и программного обеспечения для осуществления чип-тюнинга. Но не будет лишним еще раз вспомнить все возможные варианты для автомобилей ВАЗ.

Например, автомобильные контроллеры фирмы GM (General Motors) или их отечественные аналоги "Январь-4. х" можно было перепрограммировать путем замены микросхемы (чипа) постоянного запоминающего устройства (ПЗУ).

Для этого на корпусе контроллера предусмотрена крышечка, сняв которую можно было установить ПЗУ (рис. 1) с новой программой управления двигателем.

Вынимаемые ПЗУ можно перенастроить и собственными силами, если иметь специальный программатор - вроде того, что показан на фото 1.

ЭБУ Bosch М1. 5. 4 также содержат УФ-стираемую ПЗУ (все чаще попадаются блоки с однократно программируемыми ПЗУ - тут уже не сотрешь и не запишешь заново). Чтобы здесь произвести чип-тюнинг, нужно выпаять старую ПЗУ из блока (бывает, что ПЗУ в блоке стоит на панельке - идеальное обстоятельство для человека, решившего самостоятельно заняться чип-тюнингом), впаять на ее место панельку, и можно бесчисленное множество раз тюнинговать свое авто.

В настоящее время появились новые - как импортные, так и отечественные - автомобильные контроллеры, например Bosch MP7. 0, "Январь-5. х", VS-5. x и другие, в которых применяются так называемые флэш-ПЗУ (ФПЗУ), впаянные непосредственно в плату контроллера. С точки зрения сервиса такие контроллеры и ПЗУ стали составлять единое целое.

Для записи/чтения программ в/из ФПЗУ (рис. 2) изготовителем контроллеров используется специальная процедура информационного обмена между программатором, микроконтроллером и ФПЗУ. Таким образом, все существующие универсальные программаторы, применяемые ранее в автосервисе для программирования ПЗУ, оказались для этих случаев неприменимыми.

Понадобились новые устройства, способные соединить ЭБУ непосредственно с компьютером. Состоят такие программаторы, как правило, из разъема, подобного тому, что установлен в автомобиле для подключения контроллера к проводке, и адаптера, позволяющего подсоединиться к одному из СОМ-портов компьютера (фото 2). Для того чтобы заложить новые прошивки с помощью такого оборудования, как правило, требуется снятие ЭБУ с автомобиля, но гораздо быстрее и качественнее с точки зрения оптимизации работы двигателя чип-тюнинг проводится с помощью K-L-Linе-адаптеров (фото 3).

Они предназначены лишь для одного - согласования работы СОМ-порта компьютера с диагностической линией ЭБУ автомобиля "K" или "L", а еще точнее - для согласования сигнала ISO 9141 автомобиля с сигналом RS 232 СОМ-порта компьютера (схематично это показано на рис. 3).

Такой адаптер подсоединяется с одной стороны к диагностическому разъему автомобиля (рис. 4), а с другой - к 9- или 25-рin-разъему компьютера, который должен иметь соответствующее программное обеспечение.

Таким образом, применение K-L-Linе-адаптеров позволяет не просто перепрограммировать ЭБУ, но и провести полную диагностику ЭСУД. Ведь чип-тюнинг дает положительные результаты только на полностью исправном и отрегулированном автомобиле.

Какова стоимость работ?

Цена напрямую зависит от типа контроллера. Так, например, перепрограммирование ЭБУ "Январь-5. х" в Нижнем Новгороде обойдется в среднем в 800-1000 рублей, а Bosch M1. 5. 4 - в 1200-1400 рублей, и разброс цен в различных автосервисах небольшой - в пределах 200 рублей.

Если же вам нужно только отключить иммобилизатор, то разница между типами ЭБУ здесь посущественнее: 500 рублей (опять же в среднем) - для "Январь-5. х" и около 1000 рублей - для Bosch M1. 5. 4, что связано с их конструктивными особенностями.

Надеемся, что наш уважаемый читатель получил ответы на все свои вопросы. А если таковые появятся, то не стесняйтесь - пишите, звоните. Мы постараемся ответить на все.