СИТУАЦИЯ
Скупой платит всегда
На днях страховая компания "Евразия" выплатила одному из своих клиентов два миллиона долларов. Именно в такую сумму был оценен ущерб от аварии, случившейся на одном из казахстанских горнорудных предприятий.
... Зимой этого года сошел с рельсов мощный локомотив, перево- зивший руду из карьера. Вместе с ним на дно карьера свалилось еще восемь думпкаров, в которые, собственно, и загружается руда. Как выяснили страховщики из "Евразии" , причиной катастрофы стала аномально низкая температура. Тормозная система у четырех думпкаров вышла из строя, в результате чего спецпоезд потерял управление и покатился вниз на огромной скорости. Проведенная экспертиза установила, что страховой случай произошел по воле стихии, пославшей в тот день сильный холод. Так как виноватой оказалась погода, страховщики и должны были возместить ущерб. Предъявить регрессный иск было некому. Но страховка покрыла не только стоимость локомотива и думпкаров...
Понятное дело, что если в таком сложном организме, как горнорудный карьер, выходит из строя целое транспортное звено, то весь карьер замирает. До тех пор, пока не привезут новый локомотив, думпкары, не восстановят пути и т. д. Отгрузка руды прекращается, останавливается горно-обогатительная фабрика, клиенты не получают готовую продукцию. Ни о какой прибыли говорить не приходится. При этом рабочим нужно платить зарплату, производить отчисления в социальные фонды и так далее. Но клиенты страховой компании "Евразия" - весьма предусмотрительные люди. Они застраховали не только свою технику, так называемый технологический блок, но и свои финансовые потери, которые неизбежно возникают, если предприятие останавливается из-за аварий. Торгово-промышленная палата оценила ущерб в 242 миллиона тенге. Кроме того, предприятие понесло убытки, вызванные простоем, которые были оценены в 26, 5 миллиона тенге. Таким образом, общий размер страховой выплаты составил более 268 миллионов тенге, или свыше 2 миллионов долларов США. Эта страховая выплата является крупнейшей за всю историю независимого Казахстана, осуществленной отечественным страховщиком без привлечения перестраховщиков. Кстати, с момента аварии до получения денег прошло всего три месяца, что для такой серьезной выплаты тоже является своего рода рекордом.
В наше время страховые выплаты не являются чем-то из ряда вон выходящим. Владельцы автотранспорта, застраховавшие свою гражданско-правовую ответственность, давно оценили все преимущества страхования, которые позволяют им значительно снижать затраты, связанные с восстановлением машин, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Предприниматели и правоохранительные органы давно оценили все преимущества страхования: когда пропадает груз, страховые комиссары из компании "Евразия" проводят собственное расследование не хуже, чем знаменитые комиссар Мегрэ и Шерлок Холмс. Очень часто груз находится, а если нет, то предприниматель получает деньги, компенсирующие потери. Разбирательства с транспортными компаниями, поиск жуликов, покушающихся на частную собственность, или установление виновника ДТП - это уже не ваша проблема, если вы имеете в кармане страховой полис от "Евразии". Скажем так, и крупный предприниматель, у которого локомотив свалился в карьер, и владелец компьютерного клуба, у которого по вине энергокомпании сгорели компьютеры, могут компенсировать и убытки, и даже упущенную прибыль. В страховой практике "Евразии" есть случаи, когда бизнесмены избежали разорения и банкротства только благодаря вовремя приобретенной страховке.
В страховом деле выплаты клиенту называются убытком. Как говорится, берешь чужие, а отдаешь свои, причем навсегда... Но таков этот бизнес. Страховая компания "Евразия" не сильно переживает по поводу расставания с такой огромной суммой. Разумеется, единовременный отток двух миллионов долларов повлияет на доходность "Евразии" , но никоим образом не отразится на финансовой устойчивости организации - страховые резервы компании позволяют принимать куда большие риски, чем этот. Кстати, в этом году "Евразия" уже выплачивала крупные суммы своим клиентам. На сообщение о февральской выплате в размере 600 тысяч долларов рынок отозвался резким ростом объема страховых премий. В результате на счета компании поступило полтора миллиона долларов от клиентов, решивших обеспечить свою финансовую стабильность при помощи такой надежной компании. Кстати говоря, на прошлой неделе АО "Страховая компания "Евразия" поступило предложение о перестраховании строительно-монтажных рисков реконструкции Большого театра в Москве...
Приятно осознавать, что в Казахстане появились крупные компании, которые защитят тебя от всяких напастей. Но, с другой стороны, беспрецедентная для Казахстана страховая компенсация - серьезный повод для того, чтобы задуматься о безопасности страны.
О том, что нас на каждом шагу подстерегают техногенные катастрофы, мы в очередной раз убедились, глядя на то, как Москва погрузилась во тьму из-за аварии на одной из электростанций. От отключения электроэнергии пострадали два миллиона человек, застрявших в метро и в дорожных пробках. Тысячи тонн продовольствия пришлось отправить на свалку: холодильники отключились даже в супермаркетах. Огромное количество мелких предпринимателей потерпело значительные убытки из-за отключения электроэнергии. Стресс, который испытали родственники тех людей, которые лежали в реанимации и на операционных столах, вообще не поддается оценке. Общий убыток, который был нанесен экономике города, составил около миллиарда долларов. Для сравнения отметим, что это половина годового бюджета такой страны, как Киргизия. Между тем о том, что нечто подобное рано или поздно должно случиться, знали и энергетики, и власти. Сети и подстанции были изношены в среднем на 60-70 процентов. Многие из них, так же, как и сгоревшая электростанция, были построены в 60-х годах и, в принципе, не рассчитаны на тот уровень нагрузок, который существует сейчас.
Было бы наивно считать, что в Казахстане такого быть не может. Грубо говоря, "шарахнуть" может там, где мы меньше всего этого ждем. А расхлебывать последствия придется всем нам. Простой пример: из-за пожара в прокатном цехе на Карагандинском металлургическом комбинате сократились поступления налогов в бюджет. Этот факт был отмечен министром экономики и бюджетного планирования Кайратом КЕЛИМБЕТОВЫМ, который выразил свою обеспокоенность сокращением проката черных металлов более чем вдвое. Можно легко выстроить цепочку от пожара на Кармете до любого казахстанца. От продукции Кармета зависит судьба десятков тысяч людей, чья деятельность так или иначе связана с работой этого гиганта металлургии. Кармет - крупнейший в стране налогоплательщик. Нет налогов - нет социальных программ, это известно даже школьникам. А риск техногенной катастрофы тем выше, чем сложнее технология. Не случайно менеджеры по управлению рисками компании "Евразия" для своих клиентов бесплатно просчитывают вероятность той или иной неприятности. Кстати, консультации специалиста по управлению рисками на Западе оплачиваются отдельно и стоят очень дорого. В известном смысле работа специалистов из страховой компании "Евразия" обеспечивает безопасность страны, так как техногенные катастрофы ставят под вопрос не только дальнейшее существование отдельного предприятия, на котором произошла авария, но и всей страны. Если вспомнить, то и развал Советского Союза начался с целой серии катастроф, первой из которых был Чернобыль. Последствия Чернобыля мы ощущаем до сих пор: жизнь сотен казахстанцев была искалечена лучевой болезнью, а государство продолжает выплачивать им пенсии.
Основываясь на многолетнем опыте работы, "евразийцы" установили, что большинство казахстанских предприятий нуждаются в техническом перевооружении. От проблемы износа основных фондов никуда не деться. Она существует и в развитых странах, только у нас эта проблема гораздо острее. Многие казахстанские предприятия эксплуатируют технику, срок службы которой истек еще в прошлом веке. Вероятность крупных аварий с каждым годом растет. Бездействие московских властей, знавших о том, что станция дышит на ладан, уже привело к гигантским потерям. Не окажутся ли казахстанские власти в таком же неудобном положении, когда, не дай Бог, у нас случится нечто подобное? В конце концов, индустриально-инновационная политика, о которой столько говорится, могла бы быть направлена именно на то, чтобы переоснастить флагманы казахстанской индустрии, установив новое оборудование. Какой выбор окажется правильным: создать новые производства, прибыль от которых будет или нет в обозримом будущем - неизвестно, или дать новое оборудование предприятиям, которые стабильно дают поступления в бюджет? С точки зрения риск-менеджеров, угроза национальной безопасности является наилучшим аргументом в пользу того, чтобы обновить основные фонды в рамках индустриально-инновационной политики. Например, помочь отечественным предпринимателям в части замены физически и морально устаревшего оборудования. По большому счету, это и должно стать государственной политикой. Например, можно ввести налоговые льготы для тех предприятий, кто обновляет оборудование за свой счет. А что касается сокращения поступлений в бюджет, так мы же видим, как неэффективно используются наши налоги! Ведь по последним данным, на счетах различных госструктур "зависло" 65 миллиардов тенге. На эти деньги можно было бы существенно снизить риски техногенных катастроф, освободив от налогов полностью или хотя бы частично те предприятия, на которых обновляется оборудование. Расчет тут довольно прост: если авария на электростанции оборачивается потерей сотен миллионов долларов в экономике, то потратить пару миллионов бюджетных долларов на новый трансформатор, очевидно, было бы гораздо дешевле. Московские власти решили сэкономить, но зато теперь московский бюджет недосчитается гораздо больших сумм...
Народная мудрость, которая утверждает, что скупой платит дважды, в наш высокотехнологичный век претерпела серьезные изменения. Как показывает печальный опыт последних лет, скупой платит всегда, и расплата иногда бывает ужасной...
Алматы