ОСАГО БУДЕТ ЖИТЬ
Прошел год. За это время почти все владельцы транспортных средств заключили договоры обязательного страхования автогражданской ответственности. Сейчас пришло время их продлить.
Согласно данным РСА за 10 месяцев действия закона об ОСАГО заключено 23 млн договоров, что составляет 92% от общего количества транспортных средств (25 млн единиц), ежегодно проходящих технический осмотр. Общий размер собранной страховой премии составил 43, 7 млрд руб. Выплачена по урегулированным страховым случаям десятая часть собранной премии - около 4 млрд руб. За 9 месяцев действия закона с 1 июня 2003 г. по 29 февраля 2004-го было заявлено 274 тыс. страховых случаев, из них 200, 3 тыс. случаев урегулировано. Генеральный директор Агентства страховых новостей Андрей Веселков в выступлении на круглом столе "Предварительные итоги реализации закона об ОСАГО" отметил, что до сих пор выплаты по ОСАГО удваивались в каждом квартале. Растет также и доля урегулированных убытков среди заявленных страховых случаев (диаграмма по данным АСН).
Средняя страховая премия по договору ОСАГО в целом по России составила 1965 руб., средняя выплата - 19 533 руб. По Нижегородской области средняя выплата у "Росгосстраха" равняется 22 тыс. руб., у "Ингосстраха" - 20 тыс. руб. Эти цифры были озвучены на пресс-конференциях заместителем генерального директора "Росгосстрах-Поволжье" Геннадием Мироновым и директором нижегородского филиала "Ингосстраха" Вадимом Корневым.
Средний срок урегулирования убытка от ДТП до получения денег в страховой компании (СК) колеблется у разных страховщиков от 22 дней до календарного месяца.
Длительный процесс урегулирования убытков наряду с оценкой причиненного ущерба (особенно если пострадавших несколько), документальным подтверждением ущерба, причиненного жизни и здоровью, а также некоторые противоречия между законами и подзаконными актами по ОСАГО являются наиболее распространенными проблемами в реализации закона.
Страхователи, которые в числе первых пришли в страховые компании год назад, уже на днях должны будут продлить договор ОСАГО. Затем то же придется сделать и остальным.
Процедура продления договора регламентируется главой V "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", согласно которым срок действия договора обязательного страхования автогражданской ответственности продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия того договора не представил страховщику письменное заявление об отказе от продления срока действия договора.
В случае отказа страхователя от продления срока действия договора он должен получить от страховщика справку, где указывается количество и характер наступивших страховых случаев, осуществленные и предстоящие страховые выплаты, срок страхования, рассматриваемые и неурегулированные требования потерпевших и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования.
Если в течение 30 календарных дней после продления договора ОСАГО страхователь не уплатил страховую премию, страховщик не освобождается от обязанности произвести страховую выплату. В случае просрочки страхователем уплаты страховой премии более чем на 30 дней действие договора обязательного страхования прекращается.
Геннадий Миронов высказал предположение, что, пока не будет создана единая база данных, страхователи, явившиеся виновниками ДТП, будут переходить от одной компании к другой, создавая страховщикам дополнительные трудности. Некоторые же страховщики, по мнению Андрея Веселкова, будут затягивать процесс выдачи справок для "хороших" клиентов (отъездивших год без аварий). На нижегородском рынке в этом направлении есть определенные подвижки. Директор нижегородского филиала ОСАО "Ингосстрах" Вадим Корнев сообщил, что страховые компании "Росгосстрах", "Ингосстрах", "РЕСО", НАСТА (позже к ним присоединились РОСНО и ВСК) заключили устное соглашение об отказе от попыток переманивать клиентов друг у друга.
С 1 июля 2004 г. начался следующий этап в реализации закона об ОСАГО. Он ознаменуется двумя нововведениями. Первое из них - система тарифов "Бонус-Малус" - затронет страхователей. Второе коснется лиц, жизни и здоровью которых в ДТП был причинен вред. Они смогут получить компенсационные выплаты от Российского союза автостраховщиков.
"Бонус-Малус" - это система коэффициентов, повышающих или понижающих стоимость полиса ОСАГО. Коэффициенты вводятся в зависимости от того, производились ли страховой компанией выплаты пострадавшим в результате ДТП, виновником которого явился страхователь. Страхователи разбиваются на 14 классов. Всем впервые заключающим договор ОСАГО присваивается 3-й класс. Каждому классу присваивается коэффициент (минимальное значение коэффициента равно 0, 5, максимальное - 2, 45). Предположим, стоимость купленного в прошлом году полиса ОСАГО равнялась 2000 рублей. В зависимости от количества ДТП, совершенных страхователем по своей вине, и соответственно выплат страховой компании потерпевшим класс страхователя повышается или понижается, а стоимость полиса составит от 1900 рублей (ни одного ДТП) до 4900 рублей (2-4 ДТП). Такая шкала есть для каждого класса и количества аварий от 0 до 4.
Компенсационные выплаты предназначаются тем, чьей жизни или здоровью был нанесен вред в результате ДТП, при условии, что виновник ДТП скрылся с места происшествия, не был застрахован или его СК обанкротилась. Пострадавший подобным образом может обратиться в любую компанию, занимающуюся обязательным страхованием автогражданской ответственности. Та, в свою очередь, передаст запрос в РСА, который произведет выплату по месту жительства застрахованного.
Месяц Число заявленных страховых случаев, тыс. шт. Число урегулированных страховых случаев, тыс. шт.
Октябрь 2003 14, 4 8, 4
Ноябрь 2003 19, 4 14, 1
Декабрь 2003 31, 0 22, 0
Январь 2004 42, 8 26, 3
Февраль 2004 54, 0 41, 1
Март 2004 90, 4 75, 3
Апрель 2004 108, 1