Право на реплику
Бороться не с маршрутками в принципе, а с нарушителями в частности
30 марта т. г. в "НМ" была опубликована информация "Маршрутки-убийцы курсируют по столичным улицам", где приводилась статистика дорожно-транспортных происшествий, случившихся "с участием" маршрутных такси. Публикацию от имени совета директоров частного пассажирского транспорта муниципия Кишинэу прокомментировал председатель транспортного кооператива "Ауто-рапид" Николай СЕРЕДНЯК.
- Приведенная статистика действительно неутешительна. Да, маршрутки часто нарушают правила, устраивают гонки, проскакивают на красный свет, останавливаются где попало, создают помехи другим участникам дорожного движения. Нарушения правил на дорогах - наша беда, спору нет. Здесь есть над чем нам работать, и мы не оправдываемся, а будем работать вместе с дорожной полицией. И не было бы нужды комментировать публикацию, если бы не два момента.
Первый - весьма эмоциональный заголовок. Должен заметить, что назвать кого-либо убийцей может только суд. ДТП - несчастье. Но от него, увы, никто не застрахован. И не всегда, заметьте, оно случается по вине водителей, в том числе наших. Однако информация создает впечатление, что именно маршрутки являются основной угрозой на дорогах. В таком случае хотелось бы знать, сколько ДТП приходится на 100 маршруток и, скажем, на 100 частных автомобилей, на 100 троллейбусов... А сколько ДТП "с участием" пешеходов...
Мы не согласны, что переделанные из грузового варианта в пассажирский микробусы "Mercedes" - это плохо. Переоборудование осуществляется с участием филиала завода-изготовителя и соответствует всем требованиям безопасности. ДТП по этой причине не зафиксировано. Комфорт немного страдает, но с нашей бедностью - это выход. Кроме того, как показала практика, пассажирский вариант "Mercedes-Sprinter" не выдерживает наших дорог и по этой причине является менее безопасным.
Второй момент, который хотелось бы прокомментировать - утверждение о погоне маршруток за прибылью. На любом месте человек стремится заработать побольше. Многие пассажиры, видя стопку денег в руках водителя, думают лишь о том, как неплохо он зарабатывает. Но есть и другая сторона медали.
Каждый водитель платит за топливо порядка 6 тыс. леев в месяц, а еще требуются ремонт, запасные части, учтите также амортизацию и другие затраты на содержание автомобиля. Прибавьте более 20 видов налогов и платежей, начиная с растаможивания машины при ввозе, постановки на учет, получения разрешения на переоборудование, страхования гражданской ответственности. Не забудьте тех- и медосмотры, наркологический и индивидуальный сертификаты, местные сборы, социальное и медстрахование, дорожный и подоходный налоги... Всего - не менее 1500 леев в месяц. А топливо постоянно дорожает. Многие маршруты из-за этого стали попросту убыточными. Но как быть, если машина уже куплена? Не ставить же ее под забор. Надо кормить семью. Вот и приходится водителю гоняться за пассажиром.
Владельцы микроавтобусов не сидят, как автобусные и троллейбусные парки, на дотациях. Они сами себя содержат, платят государству налоги и, по сути, их силами решается проблема перевозки пассажиров в столице. И не их вина, что автобусов и троллейбусов не хватает. К тому же маршрутки конкурируют лояльно, а у пассажира есть выбор. Но маршрутка мобильнее, ее не надо долго ждать, останавливается по требованию.До маршруток о таком уровне сервиса на транспорте пассажиры и не мечтали. А за удобства надо платить. В данном случае - напряженностью на дорогах.
Наши предложения: надо переходить на более вместительный транспорт, в том числе - частный. Разрешить предпринимателям ставить на маршруты автобусы вместимостью 17 и более мест. Руководствоваться принципом: если интервал движения между машинами менее 2-3 минут, значит, тип транспортного средства не соответствует маршруту. При этом не следует рубить сплеча, надо пойти навстречу интересам малого и среднего бизнеса: дать возможность спокойно доработать уже приобретенным маршруткам. Кроме того, на маршруте должен быть смешанный транспорт. Для часов "пик" - большегрузный, для дежурства в позднее время - меньшей вместимости, чтобы не растягивать интервал более 15 минут. Каждому типу машин найдется работа, а в итоге по муниципию будет сжигаться меньше солярки и сократятся суммарные затраты.
И, разумеется, надо укреплять дисциплину на дорогах, чаще встречаться с администрацией дорожной полиции, вырабатывать общие решения. И бороться не с маршрутками в принципе, а с нарушителями в частности. Их хватает и среди других участников движения.
Корр. "НМ"