Перейти к основному содержанию

Главная      И СНОВА ОБ АВТОГРАЖДАНКЕ

И СНОВА ОБ АВТОГРАЖДАНКЕ

Вчера мы представили мнение страховщиков о том, что необходимо сделать автовладельцу, чтобы в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями для себя отремонтировать машину после аварии. Сегодня мы продолжаем разговор об автогражданке. Итак, почему задерживаются выплаты, "куплены" ли оценщики страховщиками... и о других, не менее интересных для автовладельцев, аспектах.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

После аварии и осмотра автомобиля оценщиком (свое решение он выносил в течение двух недель) мне пришлось еще около двух месяцев ждать страховых выплат. Однако выплаченной суммы на ремонт автомобиля не хватило, пришлось самому доплачивать 12 тысяч. Кроме того, чтобы собрать все бумаги, я сам обошел множество инстанций. Разве это должен делать не агент страховой компании, ведь я деньги за страховку заплатил? Еще меня интересует, почему выплачивают такие маленькие суммы, если необходима покупка новой детали. От кого это зависит: от страховщиков или оценщиков?

ОЦЕНЩИКИ

На вопрос "Почему надо самому собирать документы?" ответил Иван Кузеванов: "Закон предусматривает, что всю процедуру по сбору документов проделывает потерпевший. При подаче заявления в страховую компанию потерпевший обязан приложить полный пакет документов".

Теперь попытаемся объяснить, почему эксперты-оценщики не правильно, на взгляд автовладельцев, оценивают ущерб. "В Норильске есть много СТО, - говорит директор Норильского автоэкспертного бюро Геннадий Горбадеев, - которые предоставляют нам свои расценки на обслуживание. Исходя из этих данных, мы выводим среднюю стоимость ремонтных работ. В какую СТО обратится водитель - дело каждого.

Что касается задержки по времени, то для проведения качественной оценки и из-за большого количества обращений на оценку мы установили максимальный срок выдачи итоговых документов в пятнадцать рабочих дней, после этого данные передаются в страховую компанию. Однако выдержать этот срок иногда не получается: например, когда выясняем, сколько стоит ремонт или покупка запчасти к автомобилю редкой марки или модели".

Мы подошли к тому, что больше всего возмущает автовладельцев, попавших в дорожно-транспортное происшествие, -недостаточная, на их взгляд, сумма оценки. После выплаты страховки водители покупают новую деталь. Однако выплаченная сумма равняется стоимости запчасти, уже бывшей в употреблении. А все потому, что оценка производится с учетом износа детали: ст. 63 Правил обязательного автострахования гласит, что страховая компания должна восстановить автомобиль до того состояния, в котором он был до ДТП, и ни в коем случае его не улучшать. Отсюда и возникает несогласие автовладельца и оценщика. А величина износа порой бывает очень значительной. "Существует "возрастная" градация автомобилей, - продолжает Горбадеев - Машины могут быть старые, ретро и антиквариат. Как правило, в Норильске средний возраст машины составляет 10-15 лет. Машина старше тридцати относится к ретро, если старше 50 - к антиквариату. Конечно, бывали случаи несогласия автовладельца с результатами нашей оценки. Поэтому мы всегда готовы отстаивать свою правоту в суде". К слову, в нашем городе действуют пункты по разборке старых автомобилей, и найти запчасти б/у по некоторым моделям и соответствующей цене не так уж и сложно.

Однако конфликтовать приходится еще раньше. Многие водители пытаются выдать оценщикам старые дефекты как следствие данного страхового случая. Часто возникают споры по ветровым стеклам: "Зимой в машине обогрев, как правило, не выключается и работает на полную мощность, - рассказывает Геннадий Геннадиевич. - От постоянного тепла стекло, особенно в иномарках, дает трещину и не является следствием страхового случая. Поэтому нам приходится доказывать автовладельцу, что в некоторых случаях сила удара не может вызвать повреждение стекла, да и характер трещины указывает на иную причину ее возникновения. Есть даже такое понятие, как тепловая трещина". Осмотр машины эксперты проводят, в основном, визуально. Если в машине есть скрытый дефект, то диагностику проводят на том СТО, где будет делаться ремонт. В этом случае обязательно присутствие специалистов экспертного бюро.

Что же касается "предвзятости" оценщиков, то, как сказал Геннадий Геннадиевич, он очень дорожит своей репутацией, чтобы давать повод к необоснованным выводам и домыслам: "Нас обвиняют в предвзятости из-за незнания законов и специфики нашей работы".

Говоря об авто гражданке, нельзя не упомянуть и о мошенничестве. Так называемых дорожных подстав на норильских дорогах достаточно. Хотя каждый страховой случай тщательно изучается, доказать факт мошенничества очень сложно. Проблема усугубляется тем, что пока не налажена работа единой базы данных Российского Союза автостраховщиков (РСА) , но обмен информацией среди местных компаний все же ведется. Делается это, чтобы водитель, бывший уже виновником аварии и не желающий платить большую сумму страховки, даже обратившись в другую страховую компанию, не смог этого избежать.

ГАИ

Побывав на месте оценки автомобилей, попавших в аварию, заметила, что некоторых автовладельцев снова отправляли в ГАИ: в протокол не были внесены все видимые последствия аварии. А если они не внесены в протокол, то страховщик не станет возмещать ущерб полностью.

Почему инспекторы не всегда описывают все повреждения автомобиля, полученные при дорожно-транспортном происшествии? "При оформлении ДТП инспекторы ДПС вносят в протокол только видимые внешние повреждения, - говорит командир отдельной роты ДПС Павел Феденков. - Мы не раз беседовали с автоэкспертами и страховщиками на спорные темы: должны ли инспекторы ДПС указывать внутренние повреждения, например, открыв капот машины, устанавливать, не деформирован ли лонжерон. Но нашими документами регламентировано вносить в протокол только видимые внешние повреждения. Инспекторы дорожно-патрульной службы не являются специалистами-автоэкспертами и не могут проводить исследования повреждений автомобиля. Технических средств для обнаружения незначительных и на первый взгляд невидимых, но при более внимательном осмотре машины обнаруженных повреждений, у нас нет".

Однако жалобы от водителей поступают именно на не указанные в протоколе видимые следы аварии. По словам Павла Алексеевича, такие случаи бывают. Как правило, это происходит, если ДТП совершено в темное время суток, когда очень трудно, а порой невозможно обнаружить небольшую деформацию. Действительно, после обращения в страховую компанию и прохождения процедуры оценки автовладельцу приходится снова возвращаться в ГАИ за внесением дополнений в протокол. Инспекторы ГАИ в свою очередь теперь более внимательно осматривают указанное автовладельцем место на автомобиле, и если подтверждается, что данное повреждение получено именно в данной аварии, без проблем вносят дополнения в документы. Как говорит Феденков, с дежурными и инспекторами ДПС по теме автогражданки довольно часто проводят занятия.

Еще одна жалоба автовладельцев к ГАИ - долгая процедура получения необходимых документов для представления в страховую компанию. После подачи заявления в ГАИ документы выдаются в течение десяти дней. Однако если есть причины для проведения административного расследования, согласно КоАП до выяснения всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и установления виновного лица оно может проводиться до двух месяцев.

С введением автогражданки работы у инспекторов ГАИ прибавилось: почти в два раза больше стали оформлять ДТП. Если раньше водители при незначительных повреждениях автомобилей полюбовно решали проблему, то теперь обязательно присутствие на таких мелких авариях инспектора ДПС. Соответственно приходится ждать, пока инспекторы сделают все замеры, а это, согласитесь, время и доставленные неудобства остальным участникам движения: пробка на дороге так или иначе появляется. "Сама идея ОСАГО правильна, - говорит Феденков. - Только вот исполнение его, как всегда у нас бывает, не проработано. Решили это исправить, возродив институт комиссаров: страховые комиссары, которые будут выезжать на место ДТП и присутствовать при его оформлении. Кроме того, поднимался вопрос, чтобы на мелкие дорожно-транспортные происшествия выезжали страховые комиссары, не доводя до административного расследования, оформляли сами, а сотрудники ГАИ занимались бы только оформлением нарушения правил дорожного движения".

***

О том, хороша или нет автогражданка, говорить можно долго и рьяно. Несомненно одно: благодаря ОСАГО люди, не имеющие денег, чтобы откупиться в случае аварии, не будут ломать голову, где же их достать.