"Ингосстрах" возвращается
У страховой компании "Остра-Киев" появилось новое название - "ИНГО Украина" - и изменилась стратегия развития. О причинах перемен рассказывает председатель наблюдательного совета "ИНГО Украина" и первый заместитель генерального директора ОСАО "Ингосстрах" (Россия) Андрей Загорский.
Сейчас "Ингосстрах" и дружественные ей компании владеют порядка 81% акций "ИНГО Украина". И если об увеличении доли российским страховщиком в уставном фонде украинской компании было известно еще в конце прошлого года, то почему решение о смене названия было принято именно сейчас?
- Хотелось бы отметить, что смена названия для нас не была самоцелью. Я считаю, что новое название - это не просто привязка к "Ингосстраху". Это, во-первых, отражение стремления компании работать на всем рынке Украины, во-вторых, ее принадлежность к международной страховой группе "ИНГО". Поэтому увязывать приобретение контрольного пакета акций и смену названия я бы не стал.
Стратегия компании подразумевает расширение присутствия в регионах, в том числе в городах с населением 100 тыс. Во сколько обойдется воплощение этих планов?
- Сразу скажу, что инвестиции будут осуществляться в течение долгосрочного периода. Речь идет о вложениях на сумму нескольких миллионов долларов, открытии порядка десяти филиалов и повышении статуса уже существующих региональных подразделений. То есть представительства, чья деятельность была ограничена, станут филиалами.
Несколько миллионов долларов для развития сети как-то не впечатляют.
- Поверьте, эта сумма вполне соответствует нашим целям. В основном, эти инвестиции будут использованы на развитие IТ-технологий - закупку компьютеров, внедрение качественной онлайновой связи между подразделениями компании, и, конечно же, деньги будут вложены в подбор и обучение персонала. Все остальное не столь существенно с точки зрения инвестиций. Компания может арендовать офисы в регионах. Вовсе не обязательно покупать новые помещения. Суммарные же инвестиции в развитие компании будут измеряться десятками миллионов. Они будут направлены не только на открытие подразделений, но и на создание новых продуктов, повышение стоимости бренда и другие цели.
Можно ли сказать, что развитие филиальной сети приурочено к введению страхования обязательной автогражданской ответственности со следующего года? Если это так, то не кажется ли вам, что 10-11 филиалов будет недостаточно, чтобы захватить весомую долю рынка ОСАГО?
- Конечно, всего филиалов будет больше с учетом уже действующих. Существуют разные каналы продаж страховых продуктов. Можно использовать как собственные подразделения, так и, например, договоры с банками. Кроме того, продажа полисов может осуществляться через агентские сети.
Мы не собираемся необдуманно идти в автогражданку, стремясь любой ценой получить значительную долю на рынке. Участие компании в этом виде страхования будет глубоко продуманным. Я не считаю, что наша доля превысит 20-25%. Все зависит от законодательства: как будет построена система контроля, каковы будут уровень страхового тарифа и лимиты выплат.
К примеру, в России доля "Ингосстраха" на рынке ОСАГО в настоящее время около 6%. Считаю, что для страховой компании приемлемый уровень - порядка 10%. Ведь "автогражданка" хоть и является социально важным видом страхования, тем не менее, практически не приносит прибыли. У нас есть другие страховые продукты, позволяющие занимать сильные позиции на рынке, а ОСАГО компании необходимо для предложения клиентам всего комплекса страховых услуг. Исходя из этих же соображений, будет работать и "ИНГО Украина".
У "Ингосстраха" есть опыт в ОСАГО, чего лишены украинские страховщики. Порекомендуйте, каких ошибок можно избежать украинским страховым компаниям, которые будут заниматься обязательным страхованием автогражданской ответственности?
- Пожалуй, самый важный момент - правильное построение системы возмещения убытков. Компания должна располагать необходимым количеством подготовленных сотрудников и иметь соответствующую инфраструктуру. Это позволит быстро и четко рассматривать вопросы возмещения убытков. Далеко не самое главное собрать как можно больше премий. Гораздо важнее, удовлетворенность клиентов скоростью урегулирования убытков. Важную роль играет также согласованное взаимодействие участников рынка по созданию единой информационной базы данных по застрахованным. До сих пор в России нет соответствующей базы. Клиент может переходить на обслуживание из одной компании в другую, при этом его страховая история остается неизвестной. Как показывает российский опыт, с введением ОСАГО, количество зарегистрированных ДТП возрастет многократно. Если до введения закона об ОСАГО мелкие ДТП не фиксировались, то, приобретя полис, клиенты при малейших повреждениях автомобиля обращаются в страховую компанию. Это огромная проблема для автоинспекции - не хватает сотрудников, времени на оформление документов и т. д. То есть процедура оформления должна быть простой и понятной. В России сейчас многие ратуют за то, чтобы при мелких повреждениях водители самостоятельно могли оформить ДТП и подать необходимые документы в страховую компанию. Но в этой ситуации не исключены страховые мошенничества.
О размере базового тарифа мне, признаться, не хочется говорить. Одни страны сначала устанавливали высокую планку, потом вынуждены были ее снижать, другие - наоборот. Все зависит от политической ситуации в стране и уровня благосостояния народа. Сейчас определение базового тарифа в Украине затруднено и отсутствием необходимого объема страховой статистики.
Будут ли технологии "Ингосстраха" переданы "ИНГО Украина"?
- Конечно, опытом мы делиться будем, хотя страхование автогражданской ответственности предполагает четкую регламентацию всех процедур законом. "ИНГО Украина" сможет воспользоваться нашим опытом по сокращению сроков урегулирования убытков, по хранению и распространению бланков строгой отчетности, оптимальному размещению точек продаж, мотивации агентов и т. д.
Какую долю рынка рассчитывает занять "ИНГО Украина"?
- Сейчас компания в классических видах страхования занимает около 5, 6-6% рынка реального страхования. Я думаю, что доля "ИНГО Украина" может быть в 1, 5-2 раза больше, чем сейчас. У компании есть необходимый потенциал для этого. По нашим расчетам, этого будет достаточно, чтобы быть в тройке лидеров.