ОСАГО пока в осаде
Конфликт вокруг законопроекта, обеспечивающего интересы автовладельцев
Страховые взносы за автомобиль платишь годами, втайне надеясь, что в один прекрасный день случится авария, которая вернет тебе все до копейки. Янина Ипохорская.
Представители Законодательного собрания Краснодарского края предлагают сделать договор об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО) бессрочным. Заплативший один раз дисциплинированный автовладелец будет освобожден от ежегодных платежей.
Конфликт между страховщиками, депутатами и правительством вокруг закона об ОСАГО разгорелся еще прошлой весной. Минфин и кабинет министров долго не могли согласовать ставки тарифов. В итоге закон в нынешнем его виде был принят в спешном порядке лишь в мае, незадолго до вступления в силу (1 июля 2003 года). Установленная на отметке 1980 рублей базовая ставка вызвала возмущение автолюбителей: обязательная страховка автомобиля во многих городах стала стоить дороже добровольной. Но их мнение никого не волновало. Страховщики же за 12 месяцев действия закона собрали 48,4 млрд. рублей премии и выплатили пострадавшим в ДТП лишь 8,7 млрд. рублей возмещения. Другими словами, российские страховщики за год действия закона заработали в пять раз больше, чем выплатили.
Из-за высоких тарифов автовладельцы уже начали отказываться от страхования автомобилей. По данным исследований, после первого года действия ОСАГО не продлили договоры со страховыми компаниями около 7% автовладельцев.
Депутаты логично предположили, что тарифы по ОСАГО могут быть меньше и при этом не задевать экономическую выгоду страховщиков. В Госдуму поступил новый законопроект с поправками к закону об ОСАГО. Документ предлагает сделать полис обязательной "автогражданки" бессрочным. Действие договора ОСАГО будет прекращаться только в случае выплаты страховой компанией ущерба по этому полису или при желании автовладельца отказаться от страховки.
По мнению депутатов, "дисциплинированный страхователь, заплатив один раз, будет освобожден от ежегодных платежей и не подорвет финансовую состоятельность страховой компании".
Сами страховщики называют новую инициативу непрофессиональной. "Коррекция закона об ОСАГО возможна лишь после накопления определенной статистики, - говорит заместитель гендиректора по связям с общественностью "РЕСО-Гарантия" И. Иванов. - Произойдет это не раньше середины следующего года. При этом убыточность компаний будет увеличиваться с упрощением процедуры выплат компенсаций по страховым случаям, связанным с угрозой здоровью или жизни пострадавшего". Поэтому "шансов на прохождение этой поправки в Госдуме нет", уверен Иванов.
В подкомитете Госдумы по страховому законодательству отстаивают правоту страховщиков, сомневаясь в прохождении поправок. По словам председателя подкомитета депутата А. Коваля, "их принятие, с точки зрения практики страхования, особенно по рисковым видам, стало бы нонсенсом". "Люди, предлагающие подобные поправки, судя по всему, не разбираются в экономике и страховании, - заявил глава экспертного совета Российского союза автостраховщиков Ю. Бугаев. - Сама суть ОСАГО - защита интересов не только страхователя, но и пострадавших в ДТП людей. А этот проект, насколько я понимаю, не предполагает создания каких-либо фондов для компенсационных выплат. В общем, это сложный для прохождения документ".
Негодование страховщиков по поводу введения бессрочного полиса ОСАГО понятно. "Принятие этих поправок будет чревато в первую очередь снижением сборов. Ведь при средней стоимости полиса в 1980 рублей средняя выплата по нему составляет 19 тысяч. Поэтому принятие поправок означало бы десятикратный минус для страховщиков, которые до сих пор получали свои дивиденды за счет дисциплинированных страхователей", - считает президент Агентства массовых страховых коммуникаций Н. Николаев.
Депутат Госдумы, лидер движения автомобилистов России В. Похмелкин заявил, что подобные инициативы здорово помогли бы автовладельцам, но они противоречат страховым механизмам. По его словам, идея, предложенная краснодарскими депутатами, "абстрактно хорошая, но экономически и политически совершенно неосуществимая".
***
СПРАВКА. По оценкам Росгосстраха, в различных ДТП за последний год побывало около 3 млн. автовладельцев при российском автопарке примерно в 25 млн. единиц. Из 100 застрахованных автомобилистов в России в ДТП побывало 8-10 человек. В результате, отмечают эксперты, потери страховщиков от признания полиса ОСАГО бессрочным могут составить около 600 млн. рублей. Эта сумма не идет ни в какое сравнение с их премиями - 48 млрд. рублей.