Перейти к основному содержанию

Главная      АВТОДИЛЕРЫ "СНИМАЮТ СЛИВКИ"

АВТОДИЛЕРЫ "СНИМАЮТ СЛИВКИ"

Рынок услуг автомобильного сервиса укрупняется, а теневой сектор с "перебивки номеров" переориентировался на подделку страховых случаев.

Пермский автобизнес можно сравнивать с московским с поправкой на опоздание в пару лет. Для того чтобы делать прогнозы относительно будущего этого сегмента пермской экономики, достаточно внимательно посмотреть, в каком состоянии автобизнес находится в столице.

Мировой практике известны четыре направления автомобильного бизнеса. Первое - кардилеры. Они продают автомобили, оригинальные запчасти, а также ремонтируют машины. На втором направлении работают продавцы запасных частей и сборочных единиц. Этим занимаются такие компании, как Bosch, Siemens и др. Третье направление - продажа и производство неоригинальных запасных частей с заводов, которые легально или нелегально копируют детали мировых брэндов. Четвертое направление - "автосвалка" или "автокладбище" - в России не распространено. Этот бизнес занимается разборкой и утилизацией автомобилей. В Москве представлены все четыре направления. В Перми полноценно представлено только первое.

СЕРВИС И СТРАХ

По информации экспертов, все автосервисы в Перми можно разделить на три категории: мульти-брэндовые, сервисы официальных дилеров и гаражные мастерские. Последние не всегда зарегистрированы как юридические лица, однако машины ремонтируют ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем в специализированных автосервисах. При этом "гаражи" берут за работу недорого, в отличие от больших автосервисов.

Виталий ВАСЮКОВ, генеральный директор ООО "Пермавто":

- Если запчасть в дилерском автосервисе стоит 10 тыс. руб., то реальная ее стоимость, как правило, не больше 1 тыс. руб. В "гараже" деньги берут только за работу. Там клиенту предоставляют возможность покупать детали самостоятельно, а свою деталь продают с низкой наценкой. В дилерском автосервисе работа будет стоить порядка $40 за нормо-час. В "гараже" - всего 300-400 руб. При этом качество работы, если ремонт не требует специального оборудования, в частных мастерских нередко оказывается выше, чем в дилерском автоцентре. Дело в том, что гаражные автосервисы открывают специалисты, которые набрались опыта и постоянных клиентов в дилерских автосервисах. Но если речь идет, допустим, о покраске автомобиля, ремонте двигателя, лучше обратиться в специализированный сервисный центр.

Услугами дилерских сервисов, помимо самих водителей, часто пользуются и страховые компании. По словам заместителя директора ОАО "Ингосстрах" в Перми Юрия Рябова, цена восстановления одного автомобиля класса Toyota, Honda, Mitsubishi в пермском дилерском автоцентре превышает его себестоимость в три-четыре раза: сервисы работают на максимальное извлечение прибыли. Некоторые страховые компании уже начинают думать о том, чтобы не покупать в автосервисе запчасти напрямую, а приобретать их по оптовой цене, потому что структура минимальной наценки у дилеров составляет порядка 30-40проц, а подчас зашкаливает и за 50проц.

Юрий РЯБОВ, заместитель директора ОАО "Ингосстрах" в Перми:

- Надо что-то делать с дилерскими автосервисами, потому что они вынуждают страховые компании серьезно переплачивать за свою работу. Согласитесь, удивительно, когда ремонт автомобиля в Перми по каким-то причинам стоит больше, чем не только в Екатеринбурге, который крупнее нас и дороже, но даже чем в Москве.

По мнению Юрия Рябова, около 80проц автомобилей в Перми покупается в кредит. Сначала дилерский центр предлагает своему клиенту список банков, которые могут его прокредитовать. Дилеры, заинтересованные в получении большой прибыли, предлагают тот банк, который работает с "выгодными" для них страховыми компаниями. "Выгодные" - это организации, которые с закрытыми глазами оплачивают суммы, обозначенные дилерами. Такую роскошь могут себе позволить те страховые компании, что недавно появились на рынке, и потому вынуждены демпинговать, привлекая клиентов. Аналогичная ситуация и с банками. Дилеры, ориентированные на сверхприбыль, выбирают тот банк, который в соответствии с особыми договоренностями дает меньший процент по кредиту, скидки.

Юрий РЯБОВ:

- Крупные дилеры - например, Verra Motors - неохотно работают со страховыми компаниями, которые не могут закрыть глаза на их цены. При продаже автомобиля клиенту в дилерском центре может предлагаться неполный список страховых компаний. Неугодные дилеру страховщики, которые не могут оплачивать их услуги, в этот список не включаются. Вновь появившаяся компания какое-то время захватывает рынок, не обращая внимания на убытки. Думаю, через год все встанет на свои места, и выбор клиентами страховых компаний и банков будет зависеть от их известности, брэнда, позиций на российском рынке. А пока продавцы автомобилей этим пользуются.

В Verra Motors предпочли не комментировать эту ситуацию, тогда как представитель компании "Сатурн-Р" считает, что виноваты обе стороны.

Сергей БОТОВ, сервис-менеджер ООО "Сатурн-Р":

- С одной стороны, дилерские автосервисы "загибают" цены, а с другой - страховщики просто стонут. На самом деле они "навариваются" на своих ценах в два-три раза, хотя все могут оплатить. Распространена практика, когда некоторые скрытые повреждения автомобиля страховщики замалчивают, через некоторое время клиент начинает давить на автосервис, который "плохо сработал". Автосервис тут ни при чем, это страховая компания не дала ремонтировать полностью машину, сэкономив деньги на своем клиенте. Если взять годовой доход страховых компаний за 100 млн, получится, что около 30 млн. идет на выплаты клиентам. Куда деваются остальные деньги?

"Размер страхового возмещения определяется в соответствии с Правилами страхования, на основании которых заключается договор страхования. Если страховые компании оплачивают счета без проверок, это говорит о некомпетентности сотрудников отдела урегулирования убытков и является первым признаком финансовой неустойчивости страховых компаний", - возражает заместитель директора филиала компании "Ингосстрах" Людмила Федорова. По ее словам, в случае обнаружения при ремонте скрытых повреждений, эксперты страховых компаний составляют дополнительный акт расчета, на основе которого повторно производится расчет выплаты страхового возмещения. "Вся проблема только во взаимосвязанной и правильно организованной работе сотрудников автосервиса и страховой компании", - резюмирует Федорова.

"Катить бочку" друг на друга для страховщиков и автосервисов - дело привычное. В проигрыше, правда, всегда остается клиент. Теоретически, рассуждают некоторые, было бы логично, если бы страховые компании завели собственные автосервисы. Так и произошло в нескольких случаях, хотя "ингредиенты" тянут в разные стороны.

Юрий РЯБОВ:

- Есть несколько страховых компаний в Перми, у которых имеются собственные автосервисы, но это не профильный для нас бизнес. Страховщики не должны заниматься тем, что им не свойственно. Может быть, и следует ожидать каких-то вложений в эту сферу в будущем, когда страховые компании будут иметь параллельные виды бизнеса, но на нынешнем этапе это нецелесообразно. Несколько направлений бизнеса сейчас уже просматривается у дилерских центров. Дилеры - мастера на все руки.Кроме продажи автомобилей они занимаются и кредитованием, и страховкой, и ремонтом. Скорее всего, на каком-то этапе эти направления все равно разграничатся.

Пока страховые компании решают, обзаводиться своими автосервисами или нет, их клиентам в некоторых случаях без помощи дилерских автосервисов просто не обойтись. Эксперты "Нового компаньона" советуют современные модели BMW или Audi, а также автомобили премиум-класса ремонтировать только в дилерских центрах. Без вмешательства компьютера в таких автомобилях трудно поменять даже тормозные колодки.

Водители отечественных авто и иномарок старше трех лет могут без сомнения вести свою машину на ремонт в "гараж". Если автомобиль не требует специального обслуживания, там его "поставят на колеса" быстрее и дешевле, чем в дилерском центре.

Виталий ВАСЮКОВ:

- Основная преграда для обслуживания гаражными автосервисами автомобилей премиум-класса - отсутствие соответствующего оборудования. Стоимость одного мотор-тестера или сканера составляет порядка $5-10 тыс. Стенды сход-развала стоят от 200 тыс. руб., подъемники - от 250 тыс. руб. Мелкие автосервисы не могут себе позволить купить такое оборудование. Однако это не означает, что в скором будущем они останутся без работы. Скорее наоборот, мелкие автосервисы еще долго будут кормиться за счет старых автомобилей.

Эксперты отмечают тенденцию к специализации на рынке автосервисных услуг - разделение сервисов по маркам, по устранениям различных видов неисправностей. Фирмы начинают специализироваться на ремонте рулевого управления, тормозного управления, двигателя и электрооборудования. Ремонт деталей подвески, смену тормозных колодок и масла выполнят в любом автосервисе. Но если речь идет о неполадках в электронике, не каждый салон возьмется за эту работу.ДИЛЕРЫ "ПОЕДАЮТ" "ГАРАЖИ"

В результате жесткой конкуренции в недалеком будущем мелкие автосервисы начнут слияния либо уйдут под крыло крупных компаний на условиях франчайзинга. Ряд автосервисов поглотят страховые компании. Сегодня большая часть мелкого автобизнеса арендует рабочие помещения размером 100-200 кв. м, поэтому лишить их возможности заниматься автобизнесом легко.

Виталий ВАСЮКОВ:

- Сейчас на мелкие автосервисы никто не обращает внимания. Но наступит момент, когда для страховых компаний и дилерских автосервисов они станут как щенки: с одной стороны, их жалко трогать, а с другой - они откусывают прибыль. Их просто будут потихоньку теснить.

МОШЕННИЧЕСТВО НА ПРОКАЧКУ

Время "черных автосервисов", где клиенту могут продать краденую деталь или перебить номера на машину, ушло. Угонять автомобили и продавать их по частям сейчас невыгодно. Этим занимаются, как правило, "пионеры", а не профессиональные угонщики, поскольку "рентабельность" этих преступлений не очень высока. Реализация запчастей угнанных автомобилей дает преступникам не выше 30проц их стоимости.

Зато расцветает другой вид преступлений.

Виталий ВАСЮКОВ:

- Сейчас гораздо выгоднее страховое мошенничество. Делается это так. Нечестный клиент страховой компании приезжает в гаражный автосервис, приобретает там битые в ДТП детали и устанавливает их на свой автомобиль. Затем вызывает сотрудников ГИБДД, объясняет им, что злоумышленник "скрылся с места преступления", оформляет необходимые документы, после чего приезжает в страховую компанию и получает выплату. Преступники переходят в сферу страхового бизнеса. Многие страховые компании начинают об этом задумываться.

Юрий РЯБОВ:

- Я не исключаю варианты мошенничества со стороны недобросовестных клиентов, мне знакомы подобные случаи. В такой ситуации все решает уровень профессионализма эксперта страховой компании. Все зависит от того, сможет ли он отличить действительные повреждения машины от инсценированных. Действительно, страховые компании довольно часто оплачивают такие преступления. Вообще-то они уголовно наказуемы.

Однако не только клиенты страховых компаний нарушают закон. По словам Виталия Васюкова, этим грешат и некоторые страховые компании. В частности, по его словам, у пермских филиалов московских компаний есть внутренние распоряжения клиентам, которые обслуживаются по системе ОСАГО, не выплачивать компенсации ниже 15 тыс. руб. В качестве отговорки страховщики могут обвинить клиента в мошенничестве. Эксперт страховой компании "устанавливает", что повреждения транспортного средства были получены задолго до обращения в страховую компанию. Мало кто решится подавать в суд из-за такой суммы. Судебные издержки и потраченное время гасят выгоду от выигранных дел.

ПО ИНФОРМАЦИИ ЭКСПЕРТОВ, будущее автосервисного бизнеса - за мультибрэндовыми сервисами. Однако это не означает, что гаражные мастерские совсем "загнутся".

"В будущем появится больше автосервисов как гаражных, так и дилерских и мультибрэндовых. Сейчас на рынке работает много монополистов, автомобили Toyota, например, продает в Перми только компания Verra Motors, Renault - только "Сатурн-Р". Им придется потесниться", - рассуждает сервис-менеджер ООО "Сатурн-Р" Сергей Ботов.

Мультибрэндовыми автосервисами в Перми пока могут похвастаться "Сатурн-Р", Verra Motors и "УралАвтоИмпорт". В перспективе ассортимент сервисов, где будут обслуживать автомобили разных марок, расширится. Продолжится и другая тенденция - специализация автосервисов по видам ремонтов.