Перейти к основному содержанию

Главная      ПРАВО НА АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРАВА ИМЕЕТ КАЖДЫЙ

ПРАВО НА АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРАВА ИМЕЕТ КАЖДЫЙ

Путей для их получения несколько

"Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения". Впервые эта фраза прозвучала в знаменитом произведении Ильфа и Петрова "Золотой теленок". С тех пор прошло немало времени, однако смысл данного высказывания не утратил своего первоначального значения, и напротив, с каждым днем оно становится все более актуальным.

По данным российской автодорожной инспекции на 2004 год, количество зарегистрированных в России легковых автомобилей достигло 23 миллионов. Таким образом, одна машина приходится на шесть человек. В Германии на учете стоят примерно 50 миллионов легковых автомобилей, или одна машина на "полтора" человека. По данным специалистов, к 2015 году количество автомобилей на "голубой" планете перевалит за один миллиард.

Увеличивается число автомобилей с каждым годом и в нашей столице. Эту информацию подтверждает статистика Главного управления дорожной полиции города Баку. Скажем, в 2004 году число "железных коней" увеличилось на 40 тысяч по сравнению с 2003-м. На сегодняшний день всего в нашей стране насчитывается 535 тысяч автомобилей, то есть каждый шестнадцатый житель республики является автовладельцем. Однако понятно, что это далеко не предел, ведь многие бакинцы все чаще отдают предпочтение собственному автомобилю, нежели общественному транспорту.

Следует отметить, что недостаточно просто приобрести автомобиль, нужно еще научиться его правильно, так сказать, эксплуатировать. Для этого необходимо пройти курс обучения в автошколе, получить справку, свидетельствующую о полном медицинском осмотре, а также сдать экзамен, подтверждающий то, что вы готовы сесть за "баранку" автомобиля. Пройти все эти этапы на самом деле не так легко, как это кажется на первый взгляд.

По словам одного из жителей столицы Расима Аббасова, не так давно получившего права, в нашем городе есть два пути получения прав. Первый, и это, думаем, ни для кого не секрет, заключается в том, что права можно купить, даже не сдавая экзаменов на вождение автомобиля. По некоторым данным, этот короткий путь обойдется начинающему автомобилисту в среднем в 350-400 долларов, и в этом случае права будут у вас на руках за считанные дни. Конечно же, данные действия совершаются в обход закона, и в результате права часто получают люди, вовсе не умеющие водить машину.

Второй путь является более долгим и кропотливым. Для начала будущему автомобилисту необходимо записаться в автошколу, обучение в которой длится чуть более месяца. По словам Р. Аббасова, за обучение в автошколе ему пришлось заплатить 250 тысяч манатов, при этом работники, взяв у него деньги, сказали, что сами внесут эту сумму в кассу. Обучение в автошколе состоит из двух частей: теоретической и практической. Наш собеседник отметил, что знаний, которые желающие сесть за руль, получают в автошколе, явно не достаточно для того, чтобы сдать экзамены и получить права. По словам Р. Аббасова, педагоги в автошколе зачастую намеренно не дают полного объема знаний, для того чтобы обучающиеся нанимали их за дополнительную плату. В среднем такое частное "репетиторство" стоит порядка 45 долларов.

Однако в любом случае основной гарантией сдачи экзамена являются упорство и желание получить знания в области вождения автомобилей. Как рассказал Р. Аббасов, для многих сегодня более удобным способом обучения правилам дорожного движения стали интернет-ресурсы. Он отметил, что на некоторых российских сайтах имеется специальное онлайновское тестирование для автомобилистов с подробным объяснением всех допущенных ошибок.

После окончания автошколы прошедшему курс выдается сертификат, подтверждающий этот факт. Затем определяется день, когда желающий получить права вместе с инспектором приходит в Республиканскую дорожную полицию для сдачи экзамена на получение прав. Однако еще до этого будущему водителю необходимо "приобрести" медицинскую справку о состоянии здоровья. Написав слово "приобрести", мы не оговорились, так как в 99% случаев за справку вам придется заплатить. Медицинские справки для потенциальных Шумахеров выдают в специализированной поликлинике, расположенной в районе станции метро "Гянджлик". Следует отметить, что медицинский осмотр проводится по всем направлениям: состояние сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, зрение, психическое состояние и так далее.

Решив выяснить на месте, во сколько обойдется подобная справка, мы лично посетили данное медицинское заведение. Там нам удалось узнать, что в том случае, если вы являетесь счастливым обладателем "железного" здоровья, с вас после прохождения осмотра запросят 150 тысяч манатов за медсправку. В коридорах поликлиники мы встретили молодого человека, который пожаловался на то, что три года назад у него был тяжелый перелом голеностопного сустава. После того, как нога срослась, она в результате травмы стала короче здоровой ноги и плохо двигалась. После медосмотра врачи данной поликлиники вынесли свой суровый "приговор" о том, что ему вообще нельзя водить машину. Однако после недолгого торга, заплатив 400 тысяч манатов, он вожделенную справку все же получил...

Следующим этапом для будущих водителей становится плата государственной пошлины за сдачу экзамена на получение водительских прав в размере 8 тысяч манатов в банк. После всех этих мытарств наконец наступает кульминация: вы отправляетесь на сдачу экзамена в ГДП. Как известно, экзамен состоит из двух этапов. Первый этап представляет собой теоретическую часть, когда экзаменуемый отвечает по компьютеру на десять вопросов по правилам дорожного движения. Экзаменуемый имеет право только на три ошибки, и в том случае, если он превысил допустимый лимит, его отстраняют от экзамена, который ему придется пересдавать. Те же, кто без проблем проходит первый этап, приглашаются на ездовую площадку, где они должны продемонстрировать "мастер-класс" по вождению. Однако "железные кони", на которых экзаменуемым предлагают прокатиться с ветерком, представляют собой ржавые полуразвалюшки, с которыми и асы бы еле справились.

Обычно, по словам Р. Аббасова, мало кому удается пройти второй этап с первого раза. Чаще всего их просят прийти через неделю, и тогда, если человек действительно освоил и практическую часть вождения, ему дают добро на получение прав.

Заключительной частью всей "эпопеи" является уплата госпошлины. По словам Р. Аббасова, он заплатил за водительское удостоворение 100 тысяч манатов, но, по его сведениям, эта сумма превышает истинный размер госпошлины. Однако, когда мы обратились в ГДП с вопросом о том, сколько же стоит получить права, то услышали странный ответ о том, что это зависит от курса доллара. С каких пор госпошлина исчисляется в иностранной, а не в национальной валюте, в ГДП нам объяснить не смогли.

В Управлении автошкол нам сообщили, что обучение в автошколах составляет от 100 до 190 тысяч манатов, в зависимости от того, где расположено данное учебное заведение и на каких автомобилях происходит практическая часть обучения. Как сообщили в данном ведомстве, перед обучением клиент должен написать заявление в автошколу, предоставить копию паспорта, а также медицинскую справку (хотя, как мы изложили выше, на деле все происходит с точностью до наоборот, и медсправку в автошколе никто не требует).

Итак, к чему мы приходим? В результате беспредела, царящего в данной сфере, думаем, не стоит удивляться тому, что асы автомобильного вождения "местного розлива" порой даже не догадываются о том, зачем же на дорогах устанавливают светофоры и рисуют пешеходную "зебру". Они искренне убеждены в том, что одностороннего движения не существует и ездить можно даже по тротуару.

После всего вышесказанного становится понятным, почему в нашей столице такое большое число дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут и получают травмы ни в чем не повинные люди. Нельзя возложить ответственность за данную ситуацию на кого-нибудь одного, так как в хаосе, царящем на местных дорогах, виноваты и сами водители, и медики, выдающие справки физически и психически нездоровым людям, и некоторые сотрудники ГДП, порой за мзду закрывающие глаза на отсутствие у потенциальных водителей минимальных знаний.