Порядок на дороге начинается с каждого из нас
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения сегодня стоит достаточно остро и является одной из важнейших социально-экономических задач не только России, но и многих стран мира. Об этом наглядно свидетельствует то пристальное внимание, которое мировое сообщество уделяет глобальному кризису в области безопасности на дорогах.
Так, с 5 по 11 апреля по инициативе ООН была проведена IV Международная неделя безопасности дорожного движения под девизом "Взаимное уважение на дороге - залог безопасности". На протяжении только последнего года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла три резолюции, посвященные этому вопросу, а 58-я сессия ООН призвала правительства всех государств проявить сильную политическую волю для преодоления этого кризиса.
В большинстве своем люди даже не догадываются о масштабах трагедии, называемой "дорожно-транспортные происшествия". А между тем в России в 2003 году произошло более 204 тысяч ДТП, в них погибли 35, 6 тысячи человек, еще 244 тысячи получили ранения. В Европейском союзе в дорожных авариях ежегодно погибают более 50 тысяч человек и более 150 тысяч остаются на всю жизнь инвалидами. В нашей республике в 2003 году в результате 966 ДТП погибли 165 и получили травмы 1122 человека. Общее число погибших в России за последние 10 лет сопоставимо с населением среднего областного центра, а число пострадавших многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф! Такое положение иначе как национальное бедствие назвать нельзя.
Среди причин роста ДТП во многих странах доминирующее положение занимает человеческий фактор, то есть низкая культура поведения водителей и пешеходов на улицах и дорогах, сознательное нарушение Правил дорожного движения.
Для повышения безопасности дорожного движения нужны усилия многих людей. В первую очередь, конечно, этот вопрос должен прорабатываться и решаться на уровне правительства, иметь нормальную законодательную базу. И хотя в последнее время принимается множество, увы, не всегда популярных решений, призванных сделать наши дороги и движение по ним более безопасными, ситуация коренным образом не меняется. Вероятно, для повышения безопасности дорожного движения необходимо не только заручиться поддержкой лиц, ответственных за разработку политики, но и сформировать гражданское общество, которое понимало бы, что травматизм, являющийся следствием дорожных аварий, вполне реально предотвратить. Также очевидно, что программы обеспечения безопасности дорожного движения должны получать конкретное и регулярное финансирование. К сожалению, в нашей стране в целом, и в республике в частности, это далеко не так. Примеры долго искать не надо: достаточно проехать по нашим дорогам, которые пестрят ямами и ухабами, зачастую плохо освещены, не всегда оборудованы в соответствии с требованиями безопасности светофорами, знаками, разметкой (на все это деньги должны выделяться из республиканского и местных бюджетов). В наших школах практически нет учебников и пособий для обучения детей Правилам дорожного движения, нет учителей, которые могли бы преподавать эту дисциплину, у госавтоинспеции (особенно в районах) порой не хватает транспорта и людей, чтобы более полно осуществлять надзор за дорожным движением и т. д., и т. п.
И все же каждый гражданин, каждый участник дорожного движения должен помнить, что порядок на дороге начинается с каждого из нас. Представители науки, образования, культуры, искусства, спорта, общественных организаций - участники "круглого стола", который состоялся в Москве 27 марта этого года - выступили с обращением к участникам дорожного движения, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительству РФ, средствам массовой информации. В этом обращении прозвучал призыв объединить свои усилия и остановить взаимоуничтожение на дорогах России, превратить их из дорог смерти в дороги жизни.
Хамство, неуважение и пренебрежение друг к другу участников дорожного движения встречаются сплошь и рядом. Силами одних инспекторов ДПС, выявляющих и пресекающих нарушения ПДД, невозможно перевоспитать хамоватого водителя или безответственного пешехода. Хотелось бы, чтобы этика водителя, культура поведения на дороге стали одной из основных дисциплин в автошколах, на курсах по подготовке водителей. А нравственная сторона взаимоотношений людей на дороге стала бы постоянной темой газетных статей, телевизионных и радиопередач, ведь общественное мнение, нетерпимость к нарушителям ПДД формируются и через СМИ.
Мы надеемся, что журналисты разделяют нашу точку зрения на дорожную безопасность и готовы к сотрудничеству. Хотя в Интернете, во многих печатных изданиях можно найти публикации, где так называемые правозащитники пытаются научить проштрафившихся водителей тому, как можно уйти от наказания за нарушения правил, вместо того, чтобы эти правила соблюдать.
За пять месяцев текущего года сотрудниками госавтоинспекции республики выявлено 75622(!) нарушения Правил дорожного движения, и значительная часть этих нарушений далеко не безобидны, а напрямую влияют на безопасность дорожного движения. 8349 водителей были задержаны за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а это - девятая часть всех выявленных нарушений. Только в Якутске с начала года 3147 водителей оштрафованы за превышение скорости, 1225 - за нарушение правил обгона, 1905 - за непредоставление преимущества в движении, 3553 - за проезд под запрещающий сигнал светофора! Каждое подобное нарушение - явная опасность чьей-то жизни и здоровью. А жизнь человеческая - дороже любых денег. Никакими штрафами не вернуть семье близкого человека, не компенсировать моральный и материальный ущерб, но все же штрафы за нарушения Правил дорожного движения - это мощный рычаг в борьбе за безопасность движения.
В 2003 году на дорогах России погибли 1560 детей и подростков, 25290 несовершеннолетних получили ранения. За пять месяцев этого года у нас в республике произошло 46 ДТП с детьми, при этом погибли три, и 45 юных участников дорожного движения получили травмы. В чем причина этого? Их много. Но главное можно обозначить так:
- недостаточное, непоследовательное на всех ступенях образовательного процесса обучение детей ПДД, безопасному поведению на дороге, умению предвидеть опасные ситуации, отсутствие должного контроля со стороны взрослых и в первую очередь - родителей;
- сложная обстановка с аварийностью в стране в целом, а это и плохие дороги, и все увеличивающийся парк автомобилей, и урбанизация;
- особенности психофизиологии детей и подростков: ребенок не всегда может контролировать свои действия, поступать адекватно в критической ситуации;
- ну и, наконец, дурной пример взрослых, сплошь и рядом нарушающих правила, демонстрирующих наплевательское отношение к закону, к своей личной безопасности и безопасности окружающих.
Приближаются III Международные спортивные игры "Дети Азии". В столицу республики приедут сотни ребятишек из разных уголков республики, страны, мира. Уважаемые взрослые, мы должны быть примером достойного и грамотного поведения на улицах для детей - и своих, и чужих. Особо хотелось бы обратиться к водителям транспортных средств. Дети - народ подвижный и непредсказуемый, но каждый водитель должен быть готов к этому: не превышайте установленную скорость движения по улицам города, будьте бдительны и осторожны вблизи мест массового отдыха детей, во дворах, вблизи пешеходных переходов и перекрестков, где могут появиться дети.
Мировое сообщество, озабоченное проблемой безопасности дорожного движения, ищет пути ее решения, вырабатывает стратегию для эффективного предотвращения дорожных аварий и минимизации их последствий. У России в целом и у нашей республики в частности, возможно, эта стратегия отличается от, например, европейской - в силу экономических, климатических условий, с учетом культуры и менталитета наших граждан. Однако цель и задачи у нас общие - чтобы взаимное уважение друг к другу на дорогах стало нормой жизни современного общества, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей...