Перейти к основному содержанию

Главная      Я - инструктор по вождению

Я - инструктор по вождению

- Сколько стоит выучиться на водителя?

- Я работаю в частной школе, мы берем около 10 000 рублей.

- Я всегда считала, что это слишком дорого! Из чего складывается такая цена?

- Все определяет бензин, а он дорожает каждые три месяца. Потом, запчасти дорогие - мы же машины, на которых учим людей, содержим на свои средства. По большому счету, я этих десяти тысяч мало, они себя не окупают. Но мы цену не поднимаем - иначе наши ученики убегут в другие школы.

- Как становятся инструкторами?

- Существуют специальные курсы, учиться нужно около 150 часов - и ты можешь обучать других.

На первый взгляд, кажется мало. На самом деле достаточно, конечно, если на занятиях действительно вникаешь в науку не ворон ловишь? И экзамены мы сдаем как положено.

- Может инструктор без обучения работать?

- Вы хотите сказать, можно ли "купить" экзамен на инструктора? Легко! Приходишь к директору автошколы и говоришь: меня прислал дядя Вася, и я хочу у вас работать. Директор говорит: "А, дядя Вася, знаю-знаю". Город-то маленький, знакомые везде. По протекций купить экзамен проще простого. Но директор, естественно, просто так ничего делать не будет. Он за это стрясет для себя какую-нибудь-услугу, а лучше деньги.

- И какая такса?

- Две - три тысячи рублей.

- Так мало?

- Вы, наверное думаете, что инструкторы по вождению получают баснословные деньги?

- А какая у вас зарплата?

- Чут больше десяти тысяч. И зависит от того, сколько учеников обучаю. Чем больше набрал, тем больше получу.

- Боретесь с коллегами за учеников?

- Зачем? Это распределяет директор школы, старается, чтобы всем досталось поровну.

- Кого учить труднее?

- Сложно сказать... Инструкторы, прежде чей Приступить к работе, обязаны выучить психологию. Дело в том, что ученики все разные: молодые, пожилые - к каждому нужен свой подход. У людей старше сорока лет уже сложившиеся привычки, у многих комплексы развиваются. Например, жену водить: машину учил муж, что-то подсказал не так, у женщины не получилось сразу -и она начинает думать, что у нее никогда не получится. Сколько я таких комплексов переломал! ..

Молодежь опять же не хочет учиться по-настоящему. Теорию -еще туда-сюда, стараются. А вождение - они же умные, все умеют! Часто отказываются учиться ездить на машине с коробкой передач, думают, что это им никогда не пригодится. А когда понравится красивая спортивная машина, прибегают: "Инспектор, нарисуй в документах, что я прошел занятия!

- И что, "рисуете"?

- Я человек принципиальный, не "рисую", но знаю, что в других школах такие вещи практикуются. Вы же понимаете, что сегодня все покупается и все, продается...

- Вы хотите сказать, что и права можно купить?

- Конечно! В городе существует определенный круг людей, который этими делами и занимается. Как правило, все делается по знакомству. Даже есть человек -не буду говорить, в какой структуре, - к которому обращаются его же коллеги из близких ведомств с просьбой "сделать" права. Единственная проблема - нужны документы о том, что ученик проучился в школе - прошел теорию и вождение. То есть "блатному" придется ждать, когда группа, в которую его записали, проучится (он там тоже якобы будет проходить обучение, только на бумаге), а потом за определенную сумму ему выдают права - без экзаменов.

Часто таким способом права "делают" бизнесмены. Им же некогда учиться! Приходит такой: "Помоги! " "Хорошо, это стоит столько-то, или ты мне сделаешь то-то". "Без проблем! "

Как правило, все это происходит без свидетелей, может быть, даже на нейтральной территории. Но, несмотря на то, что об этом не говорят вслух, в городе все понимают и знают! Я даже примерную цену знаю: тысяч пятнадцать - семнадцать большие начальники берут за права. Можно и дешевле купить - расплатиться какой-нибудь услугой. Цена договорная! Зависит еще от того, насколько влиятелен человек, который хочет права купить. Чем больше связей - тем больше шансов. Бывает так: проучится ученик, а сдать экзамен не может. Находит нужного чиновника: "Послушайте, я уже задолбался к вам ходить и в сберкассу оплачивать налог за экзамен. Давайте я лучше эти деньги вам отдам! " И сдает!

- И много таких людей?

- Вы когда-нибудь наблюдали, сколько машин на наших дорогах бьется по неопытности водителей? От того, что учились левой ногой, или вообще не учились - с купленными правами ездят. Половина водителей в городе - потенциальные убийцы!

Даже если вы сами добросовестно набрались какого-никакого опыта, все равно нет никакой гарантии, что вам в задницу не въедет "чайник", имеющий самое далекое представление о правилах дорожного движения.

- Инспектора отслеживают, как сдают экзамены их ученики?

- В нашей школе - да. Если все сдали экзамены хорошо, даже премиальные получаем. По идее, когда выпускаем курс, собираем планерку и обговариваем результаты.

- Ну и договоритесь в ГАИ, пусть все ваши сдадут - премию получите...

- А вот тут - нет! Это называется - честь мундира! Я хочу, чтобы мои ученики действительно умели водить машину и не были причиной аварийных ситуаций. Но это я такой принципиальный. А к нам часто приходят переучиваться из других школ, рассказывают, что на теории инструктор с ними беседовал о контрацептивах, о небесных кренделях, о чем угодно, только не о деле. Особенно много таких после государственной школы.

- Почему?

- Да потому что там только деньги берут, а машины на практику не допросишься. Или заставляют учеников мыть автомобиль вместо того, чтобы учить водить. Правда, обучение стоит в три раза дешевле, потому люди и стараются туда попасть. Но толку-то! Результата нет. Честно

говоря, меня всегда это бесило. Представьте, что вашего сына так учили, - вам не страшно будет отпускать его на дорогу? Поэтому когда меня просят поучить вождению сверх нормы, всегда соглашаюсь.

- И сколько за это берете?

- Когда как - от 150 до 300 рублей за урок. Это доход сверх зарплаты. Если подрабатываю на машине школы, - приходится делиться с директором. Он же все держит на контроле - практически лично знаком с каждым учеником. Город маленький, все ездят наезженными маршрутами... Узнает директор, что я сверх зарплаты в

"карман положил, - неприятности будут. Да и, честно говоря, мараться из-за двухсот рублей не хочется...

- Какие у частных школ отношения с чиновниками разных уровней?

- Бывают проблемы с оформлением документов на право работы школы. Взятки же у нас везде берут... Но директор как-то это решает. Если не деньги платит, так учит бесплатно тех, от кого оформление документов зависит.

- Инструктора пьют на работе?

- Нет, конечно. А вот ученики частенько приходят на уроки выпивши, даже женщины!

- И что?

- Отправляем...

- Вам нравится ваша работа?

- Вообще - да. У меня есть ученики, которых я обучал несколько лет назад, а они до сих пор, как увидят мою машину - останавливаются, благодарят. Да еще и всех родственников и знакомых тащат учиться - именно ко мне. Значит, я профессионал, и это приятно.

Но с другой стороны, считаю нашу работу очень тяжелой. Целый день в постоянном напряжении! Часто в учебные машины врезаются, иногда специально "подрезают" - народ раздражает, что мы медленно ездим. Буква "У" на стекле - как приговор, бельмо на глазу! Особенно для молодых на крутых "Кроунах" и "Лексусах".

Хотя они сами забыли, что совсем недавно были такими же "чайниками"...