Школа: Права легче получить, чем сохранить
Как снизить аварийность: немецкий опыт глазами нижегородцев
23 октября в конференц-зале информационно-рекламного агентства "Биржа плюс" прошел круглый стол, на котором были подведены итоги поездки директоров нижегородских автошкол в Германию в рамках проекта "Опыт без границ".
Согласно данным статистики, число ДТП в России с каждым годом увеличивается на 10 процентов. В то же время в Германии в последние 15 лет количество транспортных происшествий неуклонно снижается, и по темпам снижения у немцев лучший результат в Евросоюзе. По количеству ДТП на единицу автомобильной техники России опережает Германию в десять раз. В чем тут дело, и пытались разобраться директора нижегородских автошкол.
Конечно, можно сослаться на ужасное состояние наших дорог, на то, что в Германии ездят в большинстве своем на машинах, к уровню безопасности которых особо и не придерешься. Все верно. Однако на автобанах нет ограничения скорости: дави на газ, никто не запрещает! При этом данные о летальных исходах при ДТП в Германии учитываются по более жестким, чем в России, правилам. У нас в статистику включаются умершие в течение семи дней после происшествия, тогда как у них - в течение 30 дней.
Неужели все дело в дорогах и машинах? Или есть еще какие-то факторы - например, немецкая система подготовки водителей? После таких размышлений и родился проект "Опыт без границ", в рамках которого директора нижегородских автошкол могли выехать в Германию с целью усовершенствовать прежде всего свою работу, найти новые методы обучения будущих водителей, перенять прогрессивный немецкий опыт.
Проект состоялся (об этом мы писали в прошлом номере нашей газеты). А 23 октября в конференц-зале "Биржи плюс" прошел семинар, на котором инициаторы проекта рассказали участникам круглого стола о своих впечатлениях, о том, что они привезли из этой поездки. На семинаре присутствовали директора ведущих нижегородских автошкол. К сожалению, не были приглашены представители от ГИБДД и Департамента образования города.
Татьяна Колосова
О технической базе и структуре немецкой автошколы рассказала начальник автошколы Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Татьяна Колосова.
В городке Хамм (куда, собственно, и ездили участники проекта) проживает около двухсот тысяч человек, а автошкол там целых 50. Вот и представьте уровень конкуренции. Автошкола, в которую приехали участники проекта "Опыт без границ", частная (впрочем, как и все школы в Германии) и принадлежит нашему бывшему соотечественнику Вальдемару Коосу. Вместе с ним учат начинающих водителей еще четыре преподавателя. Школа состоит из небольших, но уютных аудиторий. В них размещены стенды со знаками, установлен мультимедийный проектор. Особняком стоит магнитная доска, на которой преподавателями моделируются различные дорожные ситуации. "В целом, - резюмировала Татьяна Колосова, - оснащение обычной нижегородской автошколы нисколько не хуже, а подчас и лучше. У нас есть компьютерные классы, специальные тренажеры, а также детальные макеты внутренностей автомобиля".
Обучение вождению в автошколе господина Кооса проходит на шести мотоциклах, четырех легковых автомобилях и одном грузовике, который владелец берет в аренду - так дешевле.
И тут ничего нового - в наших автошколах все учебные автомобили в собственности, да и иномарки не такая уж редкость. А вот автодрома в немецких автошколах нет, но об этом чуть ниже.
Александр Буланов
Особенности подготовки водителей стали темой доклада владельца и директора частной автошколы "Центр-А" Александра Буланова.
Начнем с того, что групп в нашем понимании в Германии нет. Идет постоянный набор новых курсантов и сдача экзаменов теми, кто уже достаточно подготовлен. Один преподаватель ведет и теорию, и вождение. В год обучают примерно 250-300 курсантов.
Обязательная программа состоит из 14 теоретических занятий и 12 практических по вождению (по 45 минут каждое). Стоимость обучения - около 2000 евро. Так же как и в России, можно за отдельную плату откатать большее число часов. В обязательную программу входят вождение в ночное время, а также езда на автобане, где ученик обязан развить рекомендуемую скорость в 130 км/ч. Автодрома нет! А тест на параллельную парковку в экзамен входит, и отрабатывают его в городе среди реальных машин. "Учим сразу привыкать к ответственности", - пояснил Коос.
Теоретические занятия проходят в форме беседы. Решаются билеты, рассматриваются дорожные ситуации. В билетах, кстати, на вопрос может быть несколько правильных ответов, и для того, чтобы получить положительный результат, необходимо отметить их все. Практически ничего не говорится об устройстве автомобиля и вскользь упоминается о первой медицинской помощи.
Во время вождения большое внимание уделяется зеркалам заднего вида. Курсант обязан постоянно показывать, что он ими пользуется. Очень важно соблюдать дистанцию, так как за этим в Германии следят с помощью технических средств. Нарушил - плати штраф.
Экзамен состоит из двух частей: теории (решаются билеты) и практики (вождение по городу в течение 45 минут). Если курсант провалился, то экзамен можно пересдать, но не через семь дней, как в России, а через 14.
Что особенно отметили участники проекта, так это спокойную, домашнюю обстановку как на теоретических занятиях, так и на вождении. На входе в автошколу висит огромный стенд с фотографиями всех выпускников школы. "Многие, выучившись у нас, приводят впоследствии и своих детей", - с гордостью сообщил Коос.
Вывод из второго доклада: обучение в Германии более индивидуальное. Более строгий экзамен. Хотя, как говорят сами немцы, "права легче получить, чем сохранить". Нет потока групп, один и тот же преподаватель ведет курсанта во время всего обучения и всегда в курсе его достижений.
Владимир Бокарев
Об особенностях подготовки преподавателей автошкол в Германии присутствующим рассказал директор ФГУ НУПК АТ Владимир Бокарев.
Подготовкой немецких инструкторов занимаются специальные академии. В течение полугода по 8 часов в день идут занятия по теории. В программу входят: изучение правил дорожного движения - 280 часов; таблица нарушений и штрафов - 70 часов; устройство автомобиля - 90 часов; экология - 10 часов; вождение - 15 занятий по 45 минут каждое; педагогика - 235 часов. А вот программа подготовки российских инструкторов: основы психологии, основы педагогики и основы методики производственного обучения. На все это отводится 90 часов. Как говорится, почувствуйте разницу.
Стать инструктором в Германии может любой человек, отвечающий следующим условиям: возраст от 23 лет, владение любой профессией, не менее трех водительских категорий, стаж не менее одного года, отсутствие штрафов за вождение. Стоимость обучения - от 5500 до 8000 евро в зависимости от выбранной категории преподавания.
После учебы идут две недели стажировки в автошколе, затем экзамен. Вождение 60 минут, 5 часов письменного экзамена и устное собеседование. В случае провала на экзамене есть возможность через месяц пересдать. Не сдал опять - значит, не нужна тебе эта профессия.
Каждые два года инструкторы обязаны пройти переподготовку. Более того, если процент курсантов, сдавших экзамен с первого раза, менее 60, то инструктор может лишиться своей лицензии.
Присутствующие на семинаре согласились с тем, что подготовка инструкторов в Германии ведется на более профессиональном уровне. Владимир Бокарев, чье предприятие, в частности, проводит обучение и переподготовку автоинструкторов в Нижнем Новгороде, после поездки в Германию решил устроить проверку знаний правил дорожного движения у проходящих обучение нижегородских преподавателей. Результат оказался более чем печальным: многие не сумели пройти предложенный тест.
"Да, мы не можем сами улучшить качество наших дорог и машин, мы не можем ужесточить законодательство в части нарушений правил дорожного движения. Это не в нашей власти, но что мешает нам улучшить качество подготовки инструкторов, повысить уровень их знаний? В конечном итоге это обернется снижением числа ДТП", - сказал в заключение Владимир Бокарев. В ходе обсуждения была высказана мысль о необходимости создании единой базы инструкторов. "Очень часто инструкторы переходят из школы в школу. Если бы у нас была подобная база, то по ней можно было бы посмотреть, что это за инструктор, какая у него квалификация, каков процент сдавших экзамены среди его учеников. Также необходимо ввести систему профтестирования как курсантов, так и преподавателей".
Итоги семинара подвел руководитель проекта газеты "Биржа плюс авто" Михаил Баринов. "В целом мы можем сказать, что проект удался. Знания и опыт, которые мы приобрели в Германии, обязательно принесут свои плоды. Автошколы должны следить за уровнем преподавания, постоянно повышать квалификацию инструкторов. Положительным шагом считаю создание некоммерческого партнерства "Автошколы Приволжского округа", которая может возложить на себя функции по контролю за уровнем подготовки инструкторов и преподавания. Все это должно принести свои плоды в виде снижения количества ДТП на наших дорогах, к чему мы все и стремимся".
В ближайших номерах мы расскажем о мерах, принятых в Германии для снижения количества ДТП.