Безопасная дорога - это жизнь
На середину сентября в Управлении Госавтоинспекции МВД Республики Башкортостан намечены учебно-методические сборы с начальниками ГАИ и командирами строевых подразделений. Перед участниками совещания стоят две основные задачи - подведение итогов деятельности ГИБДД и ознакомление с основными положениями новой Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", цель которой - снижение количества аварий и погибших в них людей.
Оба вопроса заслуживают внимания всех участников дорожного движения, а не только людей в погонах. Прокомментировать предстоящие мероприятия мы попросили главного госавтоинспектора республики Динара Гильмутдинова.
- Динар Загитович, с начала года во всех СМИ и на всех уровнях власти говорится о результатах "необъявленной войны" на дорогах России - это 35 тысяч погибших и четверть миллиона раненых в ДТП. Какова дорожная картина у нас в республике?
- С начала текущего года на улицах и дорогах Башкортостана произошло свыше 3300 ДТП, в которых погибли 429 человек и 4100 травмировано. Более четверти погибших - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). Дорожно-транспортные аварии наносят экономике Башкортостана значительный ущерб.
В основном люди гибнут под колесами автотранспорта, а также в результате столкновений, опрокидываний, наездов на препятствия, на стоящие транспортные средства, выезда на встречную полосу. Свыше трех четвертей всех ДТП связаны с нарушениями правил дорожного движения водителями. В каждом восьмом происшествии виноват пьяный водитель. Около трети всех происшествий происходят из-за превышения скорости, а каждый седьмой водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, не имел права на управление транспортным средством. Аварийность увеличивается по вине водителей-"частников". Доля таких происшествий превышает 80 процентов всех ДТП в РБ. Причем две трети происшествий происходит из-за нарушений правил дорожного движения водителями легковых автомобилей. К сожалению, ежегодно эти цифры растут, и решить проблему можно только благодаря кардинальным мерам...
- И, скорее всего, с участием чиновников, поскольку высокая смертность на дорогах просто невыгодна государству.
- Совершенно верно. Первый шаг сделало государство, признав проблему повышения безопасности на дорогах своей. По поручению Президента России была разработана соответствующая программа, под которую заложено достаточно серьезное финансирование. (Кстати, государство впервые целенаправленно выделило деньги на безопасность дорожного движения). Ее реализация будет вестись в нескольких направлениях и начнется с совершенствования законодательной базы. Далее предусмотрено развитие дорожной инфраструктуры, повышение эффективности обучения водителей в автошколах. В скором времени российских водителей ожидает серьезное ужесточение штрафных санкций, вернется накопительная система штрафных баллов для нарушителей, особенно не поздоровится пьяным за рулем. Но один из самых главных вопросов, конечно, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Вообще, картина "ребенок на дороге" окрашена в темные тона: ежедневно в России погибает четверо-пятеро ребятишек. У нас в Башкортостане с начала года уже зарегистрировано 400 ДТП с участием детей и подростков. При этом двенадцать малышей погибли и 420 были травмированы. В большинстве случаев виновниками гибели и страданий детей выступают сами родители, а также водители транспортных средств. Выход один: кардинально менять сложившуюся ситуацию. Нужно заставить родителей, как в цивилизованных странах, устанавливать детские сиденья в машины, а учителей обязать с первого класса школы объяснять детям правила дорожного движения и опасность, которую представляют автомобили. Необходимо повысить штрафы за нарушение ПДД. Потому что административные наказания не всегда соразмерны тяжести возможных последствий - иначе заставить человека пристегиваться или не ездить на красный свет не получается.
Основная причина всех дорожных происшествий - сознательное нарушение правил и водителями, и пешеходами, тут, конечно, одними штрафами проблему не решить. Нужно в корне менять подготовку водителей. Считаю, что необходимо провести масштабную проверку автошкол и ввести новые правила подготовки водителей. В ПТУ маляра красить забор учат два года. А водителя у нас готовят за месяц. При этом никто не проверяет качество этой подготовки. Аналогичная проверка необходима и для водителей общественного транспорта, особенно маршруток, которые, выезжая на дорогу, не видят ничего, кроме рубля.
В случае успешной реализации программы к 2012 году смертность на дорогах должна снизиться в полтора раза. Если все останется как есть, эта цифра наверняка увеличится до 38 - 40 тыс. погибших в год.
- Будем оптимистичны! Тем более что сегодня в каждом регионе принимаются местные целевые программы. Расскажите, пожалуйста, про нашу, республиканскую.
- В начале апреля этого года при Правительстве Республики Башкортостан прошло заседание комиссии по безопасности дорожного движения, на котором был рассмотрен проект республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2007 - 2009 годы, разработанный нашим Министерством внутренних дел. Рождение этого документа - результат многолетней совместной работы целого ряда министерств и ведомств. Принято решение рассмотреть предложенный проектный вариант.
- Какие мероприятия в нем предусмотрены?
- В первую очередь это техническое оснащение подразделений, которые контролируют дорожное движение, проведение акций "Внимание, дети!", "Внимание, пешеход!", "Вежливый водитель", "Зебра" и т. д. Привлечение информационных и рекламных агентств к проведению профилактических акций, направленных на укрепление дисциплины участников дорожного движения, создание видео- и телевизионной информационно-пропагандистской продукции, организация тематической наружной социальной рекламы (баннеры, перетяжки), а также размещение материалов в средствах массовой информации, общественном транспорте, кинотеатрах и т. д. Для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма - изготовление и обеспечение световозвращающими приспособлениями дошкольников и учащихся младших классов.
Госавтоинспекцией постоянно проводится топографический анализ мест ДТП. Бесспорно, для снижения тяжести последствий необходимо обустройство наиболее аварийно опасных участков дорожными ограждениями, оборудование переездов шлагбаумами, устройствами заграждения и укладка на них резинотехнических настилов. Водители согласятся с тем, что большинство переездов требуют ремонта, вплоть до улучшения освещения. Короче говоря, работы - непочатый край.
В соответствии с письмом начальника ДОБДД МВД России генерал-лейтенанта милиции В. Кирьянова о взаимодействии по Федеральной программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" нами подготовлены необходимые проекты и соглашения, и в начале августа пакет документов был направлен в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России для согласования. Будем внедрять программу.