Перейти к основному содержанию

Главная      В автошколах тоже кризис?

В автошколах тоже кризис?

Вот и настал волнующий момент, когда, набравшись сил после летнего отдыха, я решила осуществить давнюю мечту - пойти в автошколу для получения заветной "корочки" - водительского удостоверения. Недолго думая, я записалась в ближайшую к дому автошколу и приступила к обучению.

Изучение ПДД - вопрос серьезный, хотя мне он показался достаточно скучным. Но месяц я ответственно приходила на лекции и повторяла материал дома. Хотя, сознаюсь, билеты по устройству автомобиля просто заучила. После первого занятия по практическому вождению стало ясно, что вождение автомобиля - не развлечение, а серьезный труд. И, только освоив обязательные 28 часов вождения, я почувствовала себя готовой к внутреннему экзамену и уже грезила о скором появлении среди полноправных участников дорожного движения! Тем более что вознаграждение за успешную сдачу экзамена уже было обговорено.

Как вдруг решением Департамента образования деятельность автошколы была приостановлена, и я осталась только с квитанцией об оплате на руках. Более месяца я мыкалась по разнообразным инстанциям, пытаясь понять, как такое произошло и что же мне теперь делать. Я обращалась за советом к директорам других автошкол, многократно консультировалась с сотрудниками ГИБДД, МВД, МРЭО, друзьями и знакомыми, прошедшими этот тернистый путь. Поскольку обучение я прошла, необходимые навыки вождения получила (только не успела сдать формальный внутренний экзамен в автошколе), то я выбрала для себя вариант самостоятельной сдачи экзамена в ГИБДД.

Но агрессивность директоров традиционных автошкол по отношению к альтернативным индивидуальным формам обучения и сдачи экзамена меня удивила! На мой вопрос о том, что необходимо для самостоятельной сдачи в ГИБДД, ведь я практически закончила обучение и получила навыки вождения, в один голос твердили, что я не сдам без их свидетельства из автошколы и любая другая форма обучения не гарантирует успешной сдачи без предварительной договоренности с ГИБДД. В итоге мне предлагали опять пройти обучение в полном объеме и за полную стоимость. Нонсенс! Знания есть, но не та форма обучения, не тот документ об окончании автокурсов! Но ведь ни один документ из любой автошколы не дает права управления автомобилем, все решается на экзамене в ГИБДД. И только сотрудники экзаменационного отделения (МРЭО) могут взять на себя ответственность и определить готовность кандидата в водители к самостоятельному и безопасному управлению автомобилем.

И тогда, пользуясь своим служебным положением, посетив Департамент образования г. Москвы, Госавтоинспекцию и опросив всех своих многочисленных знакомых, я провела журналистское расследование по вопросу обучения и сдачи экзаменов в московских автошколах. И вот какая общая картина получилась.

Как мне сообщили сотрудники Госавтоинспекции, сейчас в России на дорогах гибнет больше людей, чем в любой другой европейской стране, но при этом количество автомобилей у нас по отношению к количеству жителей по-прежнему невелико. В 2003 году в России отмечался самый большой за последние 10 лет рост аварийности, в авариях погибло около 35,6 тыс. человек (на 7,1% больше, чем в 2002 году) и еще 244 тыс. получили ранения. А в этом году, вероятно, число погибших вновь увеличится на 8 - 10%. Около четверти всех ДТП в Москве приходится на долю начинающих водителей, чей стаж не превышает трех лет. Вот почему руководство МВД и ГИБДД предложило внести четыре основных изменения в закон о безопасности дорожного движения. Первое касается непосредственно улучшения подготовки водителей в автошколах. Для этого ГИБДД предлагает закрыть множество мелких частных автошкол, которые были названы "карликовыми автошколами", и организовать большие центры по подготовке водителей, какие существовали во времена Советского Союза. В этих автошколах, по утверждению ГИБДД, будет проще контролировать процесс обучения и следить за наличием всей необходимой материально-технической базы. По данным МВД, на сегодняшний день в стране действует более 30 тысяч "карликовых" автошкол. "Мы считаем, что пришло время создавать высокоорганизованные, оснащенные по последнему слову техники крупные центры подготовки водителей, в том числе и по вождению в экстремальных условиях", - заявил А. Чекалин, заместитель главы МВД.

Идея благая - долой магазины, даешь супермаркеты!

Между тем интересное анкетирование провели в Санкт-Петербурге. Оно показало, что человек, проходящий подготовку со специалистом в индивидуальном порядке, основным мотивом которого является не получение прав, а обучение, водит впоследствии автомобиль на треть безопаснее того, для кого важнее "корочка".

Система индивидуальных занятий со специалистами и последующей самостоятельной сдачи экзаменов давно практикуется в большинстве развитых стран. Мировой опыт демонстрирует, что проблема обучения требует постоянного к себе внимания. Например, Франция реформирует свою систему образования каждые три-четыре года. При этом показатели аварийности значительно ниже, чем в России.

Меня приятно поразила лояльность начальника МРЭО ГИБДД УВД СЗАО г. Москвы, подполковника милиции Ивана Павловича Нагибне-ва:

"Нам, принимающим квалификационные экзамены, важно ведь одно: чтобы на наших дорогах управляли машинами водители, умеющие эффективно и безопасно в условиях мегаполиса справляться с постоянно возникающими нестандартными ситуациями на дорогах... Согласитесь, что при таком подходе совершенно неважно, где человек научился азам вождения, тем более что любой опытный инструктор отметит важность индивидуального подхода в деле обучения, ибо степень обучаемости зависит от особенностей темперамента и реакции конкретного человека".

Важность индивидуального подхода, на мой взгляд, не осознается некоторыми автошколами. Но есть и исключения. Как правило, это учебные центры с сетью филиалов во всех округах Москвы. Для них характерны методы интенсивного обучения и современное техническое оснащение - компьютеры, видеомагнитофоны, мониторы, мультимедийные устройства. Высокий уровень квалификации преподавателей позволяет не просто научить слушателей "букве" правил, но и привить потребность к анализу и прогнозированию дорожной ситуации. Нерастянутый срок обучения диктует большую интенсивность занятий при высоком качестве обучения с применением современных технологий.

Итогом моих расследований стало обучение в одном из таких, "карликовых" в терминологии ГИБДД, учебных центров. И объясняется мой выбор просто - здесь мне предложили реальные варианты продолжения (!) обучения, что в моей ситуации экономило и время, и деньги. Но что действительно поразило сильнее всего - это то, что я, будучи ученицей, чувствовала себя хозяйкой положения: можно выбрать удобное время обучения, количество часов практического вождения - то, что нужно именно мне, а не просто "бумажку" из автошколы, гарантирующую сдачу в ГИБДД.

В процессе обучения я четко поняла, что кризис сейчас зреет не столько в автошколах. К счастью, конкуренция высока, современные автошколы постоянно совершенствуют процесс и форму обучения, и есть из кого выбрать!

Истинный источник кризиса - в отсутствии новых идей в кабинетах чиновников и стремлении использовать хорошо забытые советские сценарии, например "гигантоманию", очереди в автошколы, тем самым лишая нас, будущих кандидатов в водители, возможности выбора. К чему это может привести?..