Перейти к основному содержанию

Главная      "ПРАВА" НА СМЕРТЬ

"ПРАВА" НА СМЕРТЬ

Каждая третья авария - на совести начинающих водителей. Так что налицо проблемы обучения в автошколах

Упорство, с которым человечество уничтожает себя, непостижимо. Странно, но главным "оружием" служит то, что было задумано с созидательной целью. Смертность на дорогах мира многократно превышает людские и материальные потери от войн При всем многообразии факторов, обуславливающих высокий уровень дорожно-транспортного травматизма, ведущее место занимает человеческий. В прошлом году, например, 76,5% ДТП в нашей стране было совершено по вине водителей. Почти каждая третья авария - на совести тех, чей водительский стаж не превышает трех лет (считается, что именно по прошествии этого периода человек приобретает устойчивые навыки управления). Поэтому не надо быть семи пядей во лбу, чтобы определить основное направление наступления на проблему аварийности.

Голая теория

Очевидно, что "уровень безопасности" будущего шофера определяет множество факторов. Однако подготовка участников движения -фундамент безопасности. Думается, в системе, сложившейся в тридцатые годы прошлого столетия, давно пора поменять акценты. Например, необходимость знания устройства карбюратора или сцепления сегодня весьма сомнительна. Быть может, пора избавиться от таких обязательных предметов интерьера учебного класса, как двигатель, коробка передач или задний мост в разрезе?

Согласно мировой практике для объяснения основных принципов работы узлов и систем автомобиля вполне достаточно их макетов и плакатов. Теоретические занятия в абсолютном большинстве автошкол сведены к чтению малопонятной брошюрки ПДД и зазубриванию экзаменационных билетов. В других странах для этого применяются специальные учебники, которые доводят до будущих водителей лишь основные принципы, на которых строится дорожное движение. Особое внимание при обучении отведено приобретению навыков прогнозирования ситуации.

Вместе с тем статистика свидетельствует, что основные причины аварийности - это несоблюдение скоростного режима, выезд на встречную полосу. Неужели в автошколах учат этому? Быть может, вместо 35 часов, отведенных на изучение устройства и технического обслуживания автомобиля, предусмотреть время на "идейное" воспитание водителя? Хорошим учебным пособием могут стать "страшилки" - репортажи с мест ДТП.

Взлет-посадка

С практическим вождением вообще грустно. Опыт работы множества автошкол показывает, что за 32 часа вождения, положенные по действующей программе подготовки (два из них отведено на сдачу экзаменов - внутренних и в ГИБДД), нельзя сделать из пешехода грамотного водителя. Опытные инструкторы уверяют, что в среднем необходимо 40-50 часов лишь для... успешной сдачи экзамена в ГИБДД. Вместе с тем экзаменационные требования очень далеки от тех, что предъявляют реальные условия дорожного движения.

Спрашивается, почему руководство автоинспекции, констатируя низкий уровень подготовки, кивает на автошколы, если окончательное "добро" на допуск к участию в движении дает именно это ведомство? Почему бы вместо претензий к автошколам не поставить надежный барьер в виде строгих и принципиальных экзаменаторов?

Несмотря на то, что доля кандидатов, сдавших экзамены с первого раза (именно по этому показателю в ГИБДД оценивают работу автошкол), неуклонно падает, инспекторы жалуются, что сегодняшние требования к водителям чересчур демократичны. Они бы и рады ужесточить, да вынуждены действовать в рамках ведомственной инструкции - "Методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами".

20 теоретических вопросов и 10-15 минут вождения - вот современный экзамен в ГИБДД. К слову, в некоторых странах количество вопросов в билетах может достигать 120 (!), а время экзамена по вождению - порядка двух часов.

В большинстве регионов практически не ведется работа с автошколами. Вместо того, чтобы следить за квалификацией преподавателей, исправностью учебного транспорта, оборудованием автодромов, сотрудники ГИБДД усердно требуют от автошкол наличия всевозможного "металлолома в разрезе".

Нужна система

Можно еще долго ругать и тех, кто готовит водителей-убийц, и тех, кто дает им "лицензию на убийство". Формально всем есть чем прикрыться: законы, постановления, инструкции. В конце концов можно создать более совершенные программы подготовки, придумать сложный экзамен, уволить инспекторов-взяточников, приструнить автошколы. Но не хватает главного -системы. Только комплексный подход к решению проблемы, а также ответственность каждого звена этой системы за "конечный продукт" помогут спасти тысячи жизней, которые обрываются ежегодно из-за всеобщего наплевательства.