"НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ ЛЮДСКИЕ ЖИЗНИ, А НЕ СНИЖАТЬ ШТРАФЫ"
Владимир КЛИМОВ, начальник ОГИБДД УВД Волгограда:
Вначале хотелось бы обратиться к мужчинам. Господа! Безобразие, однако! В минувшую пятницу прошла "Прямая линия" с начальником горГАИ полковником милиции Владимиром Климовым. Но почему-то абсолютно все вопросы задавали... женщины. То ли мужики газет вообще не читают, что вряд ли, либо просто не имеют вопросов к дорожно-патрульной службе, полагая, что всегда можно разобраться на месте (что более вероятно). Тем не менее факт остается фактом.
Первый звонок раздался за пять минут до начала "Прямой линии":
- Владимир Васильевич, машин на улицах все больше, соответственно все больше водителей, все больше аварий. Есть какие-то цифры по аварийности в Волгограде, скажем, за полгода?
- Есть цифры за семь месяцев. С января по июль в Волгограде было зарегистрировано 585 аварий, в которых 65 человек погибли и 688 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП, погибших и раненых увеличилось соответственно на 9, 14 и 2 процента.
Наиболее распространенными видами аварий являются несоблюдение очередности проезда, превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, нарушение правил движения пешеходами.
Что касается детей, то с их участием было совершено 73 аварии, 3 ребенка погибли, 75 - травмированы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество аварий с участием детей снизилось на 3%, количество пострадавших в них - на 5.
Снова телефонный звонок:
- Владимир Васильевич, ни для кого не секрет, что права сейчас можно получить чуть ли не за неделю. Есть ли какой-то контроль за качеством обучения в автошколах?
- Качество обучения в автошколах оставляет желать лучшего.
Но главное то, что масса так называемых автошкол не обеспечена хотя бы необходимым минимумом. Автошколы не оборудованы технически, качество преподавания крайне низкое, дисциплина курсантов не выдерживает никакой критики. В результате очень многие, а точнее, каждый второй не сдает экзамены в ГИБДД.
И самое страшное, что эти псевдоавтошколы не несут никакой ответственности за обучение. Права выдали - а дальше хоть трава не расти.
Справиться с этой ситуацией можно очень просто. Достаточно ужесточить правила лицензирования автошкол, может быть, даже снизить их количество. Но дело все в том, что лицензированием автошкол сейчас занимается комитет по образованию, а значит, и контролировать подобные организации должна не только ГИБДД, но и образование.
- бы уже называли цифры по аварийности, но хотелось бы уточнить примерное процентное соотношение - сколько аварий совершается по вине водителей и сколько - по вине пешеходов?
- 60% аварий - это наезды на пешеходов. Вообще, в Волгограде ситуация с пешеходами - это настоящая беда. Стараемся хоть как-то обезопасить пешеходов, ставим турникеты и прочее.
Взять хотя бы Третью Продольную, участок по улице Землячки в Дзержинском районе. Дорогу построили, подземный переход сделали, а турникетного ограждения сделали всего тридцать метров, хотя по ГОСТу оно должно идти до самого моста. А сейчас транспорт пошел, и людей там стали давить. (Ведь для нашего человека лучше рискнуть жизнью, чем потерять пять минут, пройти лишние сто метров до подземного перехода или светофора.)
- 6 продолжение темы обучения. Не так давно появилась информация от Управления ГИБДД России о том, что ДПС собирается контролировать то, как ездят выпускники автошкол. И те организации, выпускники которых чаще всего попадали в аварии, будут лишать лицензии. Насколько это все реально?
- Это реально, просто комитет по образованию фактически занимается контролем за уровнем преподавания в автошколах. Когда это было в нашем подчинении, ситуация была лучше. Ведь водителя отследить несложно: как он ездит, как часто нарушает и так далее. И если выпускник автошколы "X" ездит, нарушая правила, а то и попал в аварию по своей вине, то эту автошколу, бесспорно, нужно лишать лицензии. Потому что у нас стало очень много организаций, обучающих вождению. Ведь лицензии-то выдают всем.
Мое личное мнение - оставить в каждом районе города по паре сильнейших организаций, с хорошей учебной базой, и чтобы только они занимались подготовкой водителей. Сейчас же в каждом районе минимум пять автошкол. Лицензии берут, а обучают из рук вон плохо.
- Из общего количества аварий за семь месяцев сколько ДТП было совершено молодыми водителями?
- Точные цифры я сказать не могу, но около тридцати процентов аварий совершается именно молодыми водителями.
- Думаю, любой из корреспондентов "Вечерки" подтвердит, что очень много читателей жалуются на несанкционированные стоянки во дворах. Может ли ГИБДД повлиять на эту ситуацию?
- Все дело в том, что мы не можем запретить жильцам, имеющим машины, ставить свой транспорт рядом с местом проживания человека. Мы можем оштрафовать водителя за стоянку на газоне или под запрещающим знаком. Так что мой вам совет - обратитесь в ЖЭУ с просьбой поставить такой знак. Если он будет, то и мы будем наказывать автолюбителей за несоблюдение требований дорожных знаков.
Да и потом, сейчас очень много подвальных помещений сдается организациям, которые, в свою очередь, должны согласовывать, в том числе и с нами, места стоянки автотранспорта
сотрудников и посетителей. Чего не наблюдается. Выезжаем, запрещаем, штрафуем... Но только ГИБДД эту проблему не решит. Нужна помощь и других организаций.
- Раз уж зашла тема о нарушениях, то скажите, пожалуйста, можно ли навести какой-то порядок с "маршрутками" ? Ведь ездить по городу стало просто невозможно: несоблюдение скоростного режима, "скачки" из крайнего левого ряда в крайний правый, перевозка пассажиров сверх мест для сидения...
- А вы вспомните таксистов времен Советского Союза. Ездили ведь они точно так же, как и нынешние "маршрутчики".
По последним данным, в городе сейчас более полутора тысяч "маршруток". И если раньше перевозкой людей занимались серьезные государственные структуры, с одним руководителем, единой службой безопасности движения, то сегодня хозяева этих "маршруток" - частные лица, на которых трудно найти какие-то рычаги воздействия. Ежедневно мы наказываем в среднем 50-60 водителей "маршруток" за различные нарушения правил, в том числе и за те, о которых вы говорите. Ведь зачастую водители работают 15,16, а то и 20 часов в сутки. Сначала везет план хозяину, потом работает на себя. И каждый спешит обогнать конкурента. А обгоняют практически всегда с нарушениями.В прошлом году была авария, когда одна "маршрутка" въехала в зад другой. Причина аварии оказалась банальна: водитель просто уснул за рулем. А пассажиры пострадали.
Нередко за рулем оказывается пьяный водитель. В этом году было выявлено уже 18 таких случаев.
Я уж не говорю, во что превратились места отстоя "маршруток" - настоящая свалка! Но
сейчас администрацией решается вопрос о том, чтобы буквально силой, в приказном порядке, заставить хозяев "маршруток" обустраивать места отстоя машин.
- Такой еще вопрос. Есть ли какая-то связь водителей с руководителями подразделений ГИБДД, в частности с вами?
- Конечно, есть. Во-первых, телефон доверия, работающий каждый второй и четвертый вторник месяца с 17.00 до 19.00. Его номер- 94-66-85. Также можно передать информацию по телефону 002. Он работает круглосуточно.
Есть еще такой вид связи, как карточки, зеленые или розовые. Зеленая карточка для того, если человек хочет за что-то поблагодарить сотрудника ДПС. Если же человека инспектор обидел, то в ход идет розовая карточка.
Эта норма существует уже достаточно давно, и на все замечания, указанные в них, мы незамедлительно реагируем. Получить карточки можно на любом посту ДПС или в отделении ГИБДД, и ни один инспектор не вправе отказать вам в предоставлении этих бланков-карточек.
- Полгода уже в России действует Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Насколько этот закон отвечает тем чаяниям, которые на него возлагались, и, вообще, оправдала ли себя эта затея?
- Для нас этот закон просто добавил работы. Если раньше за сутки мы оформляли семь-восемь "железок", т.е. аварий без тяжелого
исхода, то сейчас намного больше - от тридцати до пятидесяти. Ежедневно!
Раньше водители зачастую сами договаривались и спокойно разъезжались, а сейчас в любом случае вызывают инспекторов. В каждом районе на оформление таких мелочей отнимается столько сил и времени! Я считаю, что этот закон не совсем доработан. Ну, поцарапал один водитель крыло другой машины. Ну обменяйтесь вы полисами и вызовите агентов! Но пока что работает только ДПС, а страховые компании только берут деньги.
Вместе с тем хочется напомнить автовладельцам, что, согласно Кодексу об административных правонарушениях, неисполнение водителем обязанностей по обязательному страхованию автогражданской ответственности карается штрафом от 500 до 800 рублей. Если водитель не указан в страховом полисе либо управляет машиной в период, неуказанный в полисе, то штраф составит 300 рублей. Ну а если водитель просто забыл полис дома, то придется раскошелиться на 50 рублей административного штрафа.
И еще. Если вы страхуете свой автомобиль и им управляют другие члены вашей семьи, то их тоже нужно вписать в полис. Иначе будет штраф. Естественно, что это не освобождает вас от обязанности иметь при себе доверенность на управление.
- Я слышал, что скоро вступят в силу изменения в Правилах дорожного движения...
- И в правила, и в основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Так, по новым Правилам дорожного движения, водители грузовых "Газелей" и иных грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонны на дорогах, имеющих три и более полосы для движения, не имеют права занимать крайнюю левую полосу, кроме как для поворота налево или разворота.
Также в соответствии с требованиями статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Правительство России утвердило правила задержания транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрет на эксплуатацию. Основанием для задержания транспортного средства в случае невозможности устранения причин задержания на месте являются: отсутствие у водителя необходимых документов для управления транспортным средством (в том числе и полиса "автогражданки"), управление автомобилем при наличии неисправностей или условий, при которых запрещена эксплуатация, управление транспортным средством человеком, не имеющим права управления, управление авто в состоянии опьянения, нарушение правил остановки и стоянки на проезжей части, невыполнение требований о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения.
Запрещается эксплуатация автомобиля и снимаются регистрационные номерные знаки в случаях: управления автомобилем или мотоциклом, не прошедшим техосмотр, с заведомо неисправной рабочей тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством в составе автопоезда.
И еще. Неуплата административного штрафа в установленный законом срок является административным правонарушением, предусматривающем ответственность в виде двукратного увеличения штрафа или административного ареста.
- Владимир Васильевич, по слухам, с 1 сентября за управление транспортным средством в состоянии опьянения будут лишать прав. Это один вопрос. И другой вопрос. Не пора ли повысить штрафы? А то те же "маршрутки", где стоит знак "40" едут 80 км/час, потом платят двести рублей штрафа и снова несутся как на пожар. А ведь они людей везут!
- Лично я-за повышение штрафов. И я полностью разделяю ваше мнение о том, что штрафы больше похожи на издевательство над законом, чем на меру воспитания или профилактики. Приведу несколько цифр для справки. Если инспектор задерживает пьяного водителя, ему грозит штраф аж в две тысячи рублей. В Англии, допустим, за аналогичное нарушение штраф пять тысяч фунтов. В Японии - четыре тысячи долларов. А в той же Америке за управление в нетрезвом состоянии вполне можно угодить за решетку. Поэтому я и не понимаю большинства правозащитников, которые требуют снизить штрафы и пытаются защищать водителей. От кого? От штрафа? А сколько людей ежедневно погибает на дорогах?! Жизнь надо защищать, а не творить беспредел на дорогах! Поэтому правительство и решилось на столь жесткое наказание за вождение в пьяном виде, как лишение прав. Может быть, хоть это заставит задуматься любителей покататься на машине после пары рюмок водки.
- Владимир Васильевич, относительно недавно было сделано одностороннее движение на улице Кубанской. Это от Рокоссовского до Балонина. Для чего?
- Для того, чтобы разгрузить мост на Невской, который сейчас ремонтируется. Кроме этого одностороннее движение сейчас и по Голубинской. Изменена организация движения и на вершине Мамаева кургана. Там были установлены трехфазные светофоры для того, чтобы водители могли без особых проблем поворачивать налево. Как результат, здесь полностью ликвидирован очаг аварийности, и в июле на этом участке не было зафиксировано ни одного ДТП.
Также планируется изменить организацию движения на бульваре Энгельса и проспекте Героев Сталинграда в Красноармейском районе.Напоследок хотелось бы обратиться к участникам дорожного движения. Уважайте друг друга, соблюдайте правила движения, и тогда с вами не случится никаких неприятностей.
***
фото: