Перейти к основному содержанию

Главная      ШТРАФЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ШТРАФЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Правительство РФ готовит ряд изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, в том числе -в сторону значительного увеличения штрафов за нарушение правил дорожного движения. В интервью корреспонденту "ВиД" начальник отдела дорожно-патрульной службы и розыска УГИБДД МВД РТ Рустем ГАРИПОВ высказал свою точку зрения на предлагаемые меры.

-Рустем Шамильевич, как вы считаете, может ли увеличение штрафных санкций улучшить ситуацию на дорогах?

-Естественно, проблему надо решать в комплексе, а не только через штрафные санкции. Но и то, что они сейчас мизерные и не соответствуют тяжести последствий нарушений правил дорожного движения -тоже факт. Надо ужесточать. В России ежегодно погибают на дорогах около тридцати пяти тысяч человек, это страшная цифра. А водитель за превышение установленной скорости движения и за то, что не пропустил пешехода, платит каких-то 100 рублей. Если, например, в 10-15 раз будут увеличены штрафы, то подавляющее большинство водителей и пешеходов будут намного дисциплинированнее.

-В конце прошлого года Кабинет министров РТ принял Постановление о правилах задержания, помещения на стоянку и запрещения эксплуатации транспортных средств. За какие нарушения запрещается эксплуатация транспортных средств и в каких случаях автомобили будут эвакуироваться на специализированные стоянки? Сколько это будет стоить автовладельцу-нарушителю?

-За такие нарушения правил дорожного движения, как управление без документов, без полиса страхования, в нетрезвом состоянии, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, с неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством, нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения, остановка или стоянка в тоннеле, водитель будет задержан и его автомобиль будет доставлен при помощи эвакуатора на штрафную стоянку. Размещение первые три часа на стоянке будет бесплатным, а за каждый следующий час придется заплатить 8 рублей 70 копеек, за доставку -636 рублей.

-На недавней коллеги ГИБДД МВД РТ Премьер-министр РТ Рустам Минниханов сказал, что в Казани движение парализовано. Пробки на дорогах столицы стали обычным явлением. Причиной таких пробок чаще всего является ДТП. Его участники не убирают автомобили с проезжей части в ожидании сотрудников ГИБДД, которые в свою очередь не спешат на место происшествия...

-Хочу напомнить, что в ПДД есть пункт 2. 6, который предусматривает, что при согласии друг с другом в оценке обстоятельств случившегося и при отсутствии пострадавших водители могут предварительно составить схему происшествия и, подписав ее с обеих сторон, прибыть в ближайший пункт ГИБДД для оформления документов. То есть в целом ряде случаев можно и не вызывать инспекторов ГИБДД, не томиться в ожидании, создавая помехи движению других и пробки. Все довольно просто: берется простой лист бумаги и рисуется схематично вид сверху -ширина проезжей части, расположение автомобилей на ней. Сотрудники ГИБДД затем составят административный протокол и все остальные документы, в том числе и справки по ДТП, необходимые в страховой компании.

К сожалению, водители редко пользуются этим правом, а у нас есть проблема с выездными экипажами -их остро не хватает. Поэтому чаще всего участникам ДТП приходится долго ждать наших сотрудников.

-Но есть ведь еще и европейский опыт, когда участники ДТП просто обмениваются пакетом документов друг с другом, а уже потом страховые компании решают все вопросы по материальному возмещению ущерба. Разве он не применим в России?

-Пока что российские страховые компании только обещают внедрить у нас такую практику, причем утверждают, что это произойдет в течение... пяти лет. Не торопятся, короче.

-А что делать водителю, который попал в ДТП в одиночку -предположим, врезался в столб, вылетел в кювет? Можно ли в данном случае воспользоваться правом, предусмотренным в пункте 2. 6 ПДД РФ?

-В этом пункте говорится о согласии двух и более участников ДТП в оценке обстоятельств. Так что если нет второй стороны ДТП, то чтобы не было проблем при получении страхового возмещения и с органами ГИБДД, нужно вызвать сотрудников ГИБДД и ждать их приезда.

-Объясните, пожалуйста, порядок уплаты административного штрафа и какие меры принимаются к злостным неплательшикам?

-Нарушителю в законодательном порядке дается тридцатидневный срок для уплаты наложенного штрафа, который только тогда считается оплаченным, когда нарушитель принесет в ГИБДД квитанцию об уплате штрафа. В случае, если он не уплатил штраф в этот срок, в отношении данного гражданина может быть возбуждено административное производство по статье 20. 25 Административного Кодекса РФ, который предусматривает наказание в двукратном размере неоплаченного штрафа или арест до 15 суток. Я считаю, что это неплохой рычаг воздействия на злостных неплательщиков.

-Рустем Шамильевич, в Казани очень узкие улицы, машины паркуются где попало, все это создает аварийно-опасную ситуацию. Неужели нельзя поставить знаки, запрещающие парковку?

-К сожалению, эти меры не имеют смысла. Запреты все равно не будут соблюдаться, в Казани катастрофически не хватает парковочных мест. Да и штрафы за парковку в неположенном месте маленькие -50 рублей, они не могут воздействовать на водителя должным образом. Здесь администрация города должна провести соответствующую работу.

-Вернемся к зарубежному опыту. В Германии, например, на дорогах дорожного полицейского не увидеть, но случись что -он тут как тут, потому что подавляющее большинство улиц и автотрасс оснащено камерами видеонаблюдения, которые даже превышение скорости фиксируют вместе с номером автомобиля нарушителя. А нам слабо так сделать?

-Пока рано об этом говорить -очень затратны такие системы. Нам бы сначала перенять процедуру исполнения наказаний виновников ДТП, которая на Западе действует очень четко и жестко. Нарушители ПДД там сразу бегут платить штраф, потому что если в течение недели этого не сделают, то сумма штрафа автоматически удваивается, причем деньги могут снять с банковского счета нарушителя безоговорочно. У нас с введением статьи 20. 25, которая предусматривает административный арест за несвоевременную уплату штрафа, положение только начало исправляться. Да и штрафы за рубежом не чета нашим -по двести, триста евро. В таких случаях говорят, что там и заработки не чета российским -правильно, но у нас и гибнет на дорогах в десятки раз больше людей.

-Словом, нет больших штрафов и нет денег на систему видеомониторинга на дорогах...

-Это вы сказали, а не я. Такой прямой зависимости нет, наверное, но факт, что мы вынуждены использовать те методы контроля за обстановкой на дорогах, которые нам по силам.

-Вы о скрытом наблюдении, то есть о "гаишниках в кустах"?

-Часто наших сотрудников обвиняют в этом: мол, прячутся, а потом штрафуют, и это нехорошо. Но если вдуматься, а чем это по существу отличается от хваленого западного опыта скрытого видеонаблюдения? Там ведь тоже никто водителю не кричит -смотри, на столбе или у обочины камера стоит, следит за тобой. Так что за рубежом контроль не менее жесткий. Что касается противозаконности такого скрытого контроля инспекторами, как некоторые утверждают, то это неправда: приказами, регламентирующими нашу деятельность, нам разрешено использовать скрытое несение службы при контроле за дорожным движением.

-А насколько такой способ выявлять нарушителей эффективен?

-Считаю, что скрытое патрулирование -наиболее эффективная мера выявления злостных нарушителей правил дорожного движения, а вот тех, кто соблюдает ПДД, она совершенно не беспокоит.

-Как вы считаете, какие еще меры нужно предпринять, чтобы уменьшить количество ДТП на наших дорогах?

-Наших водителей нужно воспитывать. Большинство аварий совершается из-за отсутствия культуры вождения. Привить ее нужно и можно, хотя для этого нужно время и терпение. Недавно я был в Москве и был приятно удивлен тому, что водители там стали более дисциплинированны и вежливы. Наверное, скоро это и до нас дойдет. Вот тогда, я уверен, аварий станет меньше.