Перейти к основному содержанию

Главная      ВЫБИРАЙТЕ АВТОШКОЛУ С УМОМ

ВЫБИРАЙТЕ АВТОШКОЛУ С УМОМ

Недавно «ГВ» рассказали о результатах проверки автошкол, проведенной по распоряжению главы администрации области.

В ходе нее, в частности, выяснилось, что многие инструкторы по вождению не очень-то владеют методикой обучения. То, что это так, знаю по собственному опыту. Сегодня я расскажу, как сама училась водить машину, и по ходу дам несколько советов тем, кто-только собирается пойти на водительские курсы.

Автошколу выбирала по принципу «поближе к работе», чтобы успевать на теоретические занятия. Теперь я знаю, что на первом месте должен стоять другой критерий — качество обучения. Справки об этом нужно навести обязательно. Не могу сказать, что мне совсем уж не повезло. Преподаватель по правилам дорожного движения в нашей группе был хороший, а вот с инструктором по вождению мне точно не подфартило. Поняла это с первого же занятия, которое... не состоялось. Как позже выяснилось, у инструктора были другие дела, а договориться с курсантом, то бишь со мной, о переносе занятия ему в голову не пришло.

Со временем у меня напряженка, с нервами, в общем-то, тоже, поэтому я, не мешкая, заявила директору автошколы, что такое «обучение» меня не устраивает. Придя на второе занятие, сразу получила втык от инструктора за то, что пожаловалась на него директору. После этого мы отправились на тренировочную площадку, оказавшуюся крохотным пятачком. В общем-то, мы могли сюда вообще не приезжать. Инструктор рисовал в моей тетрадке какие-то схемы, объяснял, как объезжать другие машины, как трогаться с парковки. Драгоценное тренировочное время шло, а момент, когда я впервые сяду за руль, все не наступал. Наконец я не вытерпела и спросила: «Сегодня я буду ездить на машине? » «Нет», — ответил инструктор.

Мое подозрение, что это месть, подтвердилось, когда узнала, что я единственная из группы, кто на первом занятии не водил автомобиль. «Чем же вы занимались?» — удивленно спросил меня директор автошколы, узнав, как я «тренируюсь». Ответить я не успела — помешал дружный смех моих одногруппников. Мне же было не до смеху: из 10 практических занятий 2 прошли впустую.

Хотела было написать, что на третьем занятии инструктор смотрел на меня как на врага народа. Но он на меня не смотрел вообще. По крайней мере, первые полчаса: с чувством, толком, расстановкой занимался ремонтом своего развалюшного «Опеля». (После того как на нем поездила, никто уже меня не убедит в том, что любая, даже сильно подержанная иномарка лучше наших машин.)

Отсутствие взглядов в мою сторону ему, однако, не помешало дать мне понять, что я отныне его личный враг. Мне бы в это время пойти к директору и попросить закрепить меня за другим инструктором (что я настоятельно советую оказавшимся в моем положении), но с первого же неприятного момента решаться на кардинальные поступки я не привыкла. Впрочем, это был уже не первый неприятный момент, а третий. В оставшуюся часть времени я все-таки успела сделать несколько кругов по тренировочному пятачку.

Дальнейший процесс обучения шел без всякого намека на энтузиазм со стороны инструктора. Так, на одном из занятий я делала упражнение «Ласточка», с помощью которого учат заезжать в гараж. Инструктор, видимо, настолько не сомневался в моем водительском таланте, что сидел рядом и читал

«Спорт-Экспресс». На мою просьбу уделить внимание мне, а не газете, недовольно ответил:

— Когда будете сдавать экзамен, вам никто не будет подсказывать.

Недовольный тон — это еще нормально. Чаще всего он кричал, особенно если я делала что-то не так.

— Вы не рулите, а гладите руль, — с явной неприязнью заявил он в другой раз, когда я безуспешно пыталась освоить упражнение под названием «Змейка». Понимая, что с таким инструктором по вождению я далеко не уеду, попросила сына друзей поучить меня управлять машиной.

— Тетя Маша, а вы попробуйте рулить перехватом, — предложил мне Алеша, когда я на его «шестерке» попыталась продемонстрировать «Змейку».

— А это как?

Так я и узнала про силовой и скоростной методы руления. Перехват «схватила» быстро, «Змейка» стала получаться. Потом поездила под руководством Алеши на переключении скоростей (на площадке я только ползала на первой и задней передаче!). А между тем время сдачи экзаменов неумолимо приближалось. Когда осталось только три практических занятия, мне пришлось сообщить директору автошколы, что еще ни разу не выезжала на улицу.

На очередном занятии инструктору не пришлось говорить мне, что он получил втык от своего шефа: все было написано на его лице. Он сидел на пассажирском месте, и я поняла, что час «Ч» для меня наступил. Сегодня я узнаю, были мои мучения напрасными или нет. То есть, не испугаюсь ли я двигаться в транспортном потоке, нет ли у меня пространственного кретинизма. С Краснознаменской спустилась на дорогу, идущую вдоль набережной. За рулем страшно, но терпимо. Движение не слишком интенсивное. Думала, доедем до противотуберкулезного диспансера и повернем назад. А еще подумала, как бы я сейчас ехала, если бы с Алешей не поездила на переключении скоростей. (Инструктор об этом, кстати, не знал.) Едва эта мысль пришла мне в голову, как я услышала: «Приготовьтесь, будете поворачивать на проспект Ленина».

Не знаю, склонен ли мой инструктор к суициду, или ему очень хотелось меня напугать, чтобы я бросила всю эту затею с вождением, или это такой экстремальный способ обучения — практически ничего не умеющего курсанта заставить выехать на оживленную магистраль. Причем я ехала на машине без опознавательных знаков, что это курсантский автомобиль. Буква «У», приклеенная на стекло спереди и сзади, указывала лишь на то, что за рулем «чайник». А я в тот момент даже «крышкой» от «чайника» не была.

Повернув на проспект, ни испуга, ни паники не ощутила, поскольку впала в состояние прострации. Такой была защитная реакция моего плохо обученного вождению организма на экстремальную для меня дорожно-транспортную ситуацию. Как в тумане, доехала до «Баррикад». На обратном пути я все же пришла в себя и рулила, находясь практически в полном сознании. Правда, в руль вцепилась так, как будто это было не средство управления автомобилем, а спасательный круг. Хотя стрелка спидометра стояла на цифре 40, мой наставник решил меня притормозить:

— Если ума нет, спешить не будем.

Похоже, он был разочарован. Но не тем, что я плохо вела машину, а тем, что не сказала: в жизни больше не сяду за руль.

Сдала на права, о чем инструктор автошколы даже не знает. После того как я второй раз «завалила» улицу и уже хотела было все бросить и забыть как страшный сон, мне предложили позаниматься с хорошим инструктором, работающим в другой автошколе. Андрей Васильевич научил меня рулить одной левой рукой, обратив внимание на то, что при переключении скоростей у меня машина уходит в сторону. Он заставлял меня трогаться с ручника, когда останавливалась на наклонном участке дороги. Особое внимание уделил левым поворотам. Когда Андрей Васильевич в первый раз сказал, что едем тренировать левые повороты, я не придала этому особого значения:

Мне приходилось их делать не раз. После часа езды налево, меня можно было выжимать. А еще я поездила с ним в темное время суток и поняла, что в программу обучения начинающих водителей это должно входить обязательно.

Поэтому мой совет тем, кто решил сесть за руль: не тратьте время и деньги на плохие автошколы. И то и другое пропадет даром.

Не так давно на одном из телеканалов прозвучала информация о том, что законодатели хотят усилить ответственность автошкол за качество подготовки своих курсантов. Убеждена, что с этим надо поторопиться, чтобы нежелание некоторых автошкол и отдельных инструкторов по-честному отработать взятые деньги имело для них далеко идущие последствия. Тогда и аварий на дорогах станет меньше.