Перейти к основному содержанию

Главная      ПУСТИТЕ ЖЕНЩИНУ ЗА РУЛЬ!

ПУСТИТЕ ЖЕНЩИНУ ЗА РУЛЬ!

"Женщине за рулем не место. Пусть общественным транспортом пользуется!" - сказал, как отрезал, в недавнем интервью "Известиям-Саратов" главный гаишник губернии Василий Сороколадов. "Как бы не так! - решила журналист газеты. - Рулящих дам совершенно напрасно иронично величают "обезьянками с гранатой". И... отправилась в автошколу.

Признаться, школу я выбирала легкомысленно, руководствуясь только двумя принципами: близостью к дому и не слишком большой платой за учебу. 1400-теоретический курс, НО рублей за каждое занятие по вождению-такие условия в одной из саратовских автошкол меня вполне устроили. А слова подруги - недавней выпускницы этого заведения, мол, здесь и медведя при обоюдном желании рулить научат, стали решающим аргументом.

ПО ПРАВИЛАМ ЕЗДИТЬ НЕВОЗМОЖНО?

- Правила дорожного движения вы должны вызубрить, чтобы от языка отскакивали. Но ездить по ним вы все равно не сможете. Иначе просто с места не сдвинетесь, - такое "оптимистичное" напутствие выдал курсантам на первом же занятии наш инструктор Саша - водитель с 20-летним стажем. Заметив, как его курсантки в недоумении захлопали бесницами, Саша довольно изрек: "Правила для гаишников пишутся - им же надо как-то свою зарплату отрабатывать. Хотя мудрые мысли в ПДД тоже встречаются".

...Первая "мудрая мысль", которую я извлекла для себя из правил: водитель - это не только "рулевой" машины, мотоцикла или другого двух- или четырехколесного средства передвижения, но и... погонщик вьючных животных. Пастух, одним словом. Бедолаги наверняка не догадываются, что им тоже надо правила зубрить.

Второе мое открытие заключалось в том, что ПДД зубрить не надо. Учить - тоже не обязательно. Можно любопытства ради прочитать разочек. И отложить в сторонку. А потом вооружиться действительно полезным водительским талмудом - экзаменационными билетами и комментариями к ним. Найти их в Саратове труда не составит - продаются на всех книжных развалах. В этом довольно объемном документе все дорожные ситуации расписаны как по нотам. Причем с картинками. Для женщины - незаменимое подспорье. Я "похитила" у семьи два выходных дня, уехала на дачу и, совмещая приятное с полезным (загорая на пляже и поедая черешню с клубникой), штудировала билеты с карандашом в руке - отмечала "галочкой" правильные варианты ответов. Зрительная память не подвела: к вечеру воскресенья я своими знаниями ПДД могла заткнуть за пояс любого ГИБДДшника, не считая всех "водителей"-погонщиков верблюдов губернии вместе взятых.

- Ты медицинскую справку собираешься приносить? - в который уже раз риторически вопрошал Саша. - Или как?

Намек был понят мгновенно. "Или как" обошлось мне всего в 250 рублей. Скромная цена за многочасовое нестояние в очередях ко врачам "узких специальностей". Спустя два дня справка лежала у меня в кармане. И вот оно, вожделенное вождение!

ПЫТКА СВЕТОФОРАМИ И "ЗМЕЙКОЙ"

- Может, все-таки на автодром? - с надеждой смотрела я в глаза своему новому "куратору" Павлу. - Я ведь еще ни разу в жизни за рулем не сидела.

- Нет. Заводите машину - и в город! - Павел был непреклонен. - У меня принцип обучения такой. Курсант, как котенок. Бросаешь его в город, как в воду. Выживет (то есть "выплывет") - замечательно, тогда и на трассе загородной будет потом как рыба в воде. А растеряется, струхнет, запаникует на светофорах - пусть себе персонального водителя подыскивает.

И мы поехали. По забитой машинами улице Чернышевского. Пытка светофорами длилась полтора часа. На всю оставшуюся жизнь я запомню эти слова: "Прежде чем судорожно схватиться за рычаг коробки передач, надо до конца отжать педаль сцепления!" Майка стала мокрой от пота уже через пять минут. "Шестерка" категорически не желала подчиняться новой "владелице" и, словно в отместку, глохла на каждом перекрестке. Коллеги-водители (в основном мужчины) безбожно сигналили неумехе с буквой "У" на заднем стекле. А на лице Павла ясно читалось желание отправить меня куда-нибудь... "к маме". А тут еще хозяева иномарок распоясались. Не верьте тем, кто утверждает, что учебные машины в городе никто не подрезает. Еще как подрезают! Откровенно и нахально.

...Тяжеленный джип настойчиво сигналил мне и мигал всеми цветами радуги, требуя, чтобы я срочно ушла в свободный правый ряд. И хотя по правилам курсанту там и место, но гробить пусть даже чужую машину на бесконечных ямах и колдобинах мне не хотелось категорически. Поэтому я прибавила скорость и упорно не сдавалась джипу. Иномарка юркнула в правый ряд... "Тормози, только не резко!" - дернул меня за локоть Павел. Я послушно нажала на педаль. Вовремя! Черная громадина внезапно выскочила прямо перед носом "шестерки", водитель ударил по тормозам. Еще секунда - и я бы "поцеловалась" с бампером джипа. Но "американец", точно рассчитав дистанцию, рванул вперед по трассе.

- Они так всех салаг уму-разуму учат! - философски изрек мои наставник. Урок не прошел даром - из машины я вылезала на трясущихся ногах.

- И забудьте о высоких каблуках, пока за рулем сидите! - добил меня Павел. - Кроссовки, босоножки на маленькой платформе - это пожалуйста. Иначе педали не почувствуете.

...Спустя два дня мы наконец-то отправились на автодром в новой экипировке: джинсы плюс кроссовки. Показав, как надо правильно преодолевать три препятствия - "змейку", "дворики" и "горку", Павел благословил меня на подвиг. Для непосвященных объясню. "Дворики" - своеобразный открытый гараж, куда надо заехать задом, не сбив при этом ни одной вешки из "ворот". Легко сказать! Рычаг коробки передач никак не хотел слушаться и переводиться в положение заднего хода. Пришлось "воспитывать" его двумя руками. На укрощение "строптивого" ушла неделя занятий. Инструктор, наблюдая за моими манипуляциями, хохотал до слез.

"Змейка" поддалась с третьего раза. Я проехала ее шесть раз подряд без ошибок. О чем с гордостью незамедлительно по мобильному сообщила супругу. "Задним ходом?" - невинно полюбопытствовал муж. Добрый! С "горкой" дела обстояли не столь оптимистично. "Шестерка" предательски скатывалась вниз, не желая после снятия с ручника катиться вперед.

- Похоже, придется вам брать дополнительных 15-20 уроков, - "успокаивал" инструктор. Эти слова оказались для "горки" приговором - выкладывать лишние деньги за свои рулежные выкрутасы мне категорически не хотелось. Брал же Суворов Альпы штурмом? Брал. А я чем хуже?

- Чих, пых - машина заглохла! Первое занятие... - констатировал печальный факт мой инструктор, глядя, как на автодроме начинается "пытка" очередной курсантки. А для меня это было уже последнее занятие - перед выпускным экзаменом. "Сдадите! - напутствовал меня Павел. - А если что..." Сдала. "Если что" размером в три тысячи рублей, к счастью, не пригодилось.

БАБУШКИ-КУРСАНТКИ

- Женщины за рулем - даже благо для наших российских дорог. В силу своего характера они аккуратнее ведут себя, нежели мужчины, - пролил бальзам на мою душу старший государственный инспектор межрайонного регистрационного экзаменационного отдела УВД Саратова Сергей Говорков. - Да и Правила дорожного движения знают куда лучше. А опыт вождения - он с практикой накапливается. С каждым годом количество женщин, приходящих к нам на экзамен, увеличивается. Сегодня прекрасный пол составляет почти половину всех курсантов, которые учатся вождению в автошколах. Основной возраст - 20-30 лет. Но, когда возникает острая необходимость получить права, приходят бабушки и в 60, и в 65, ветераны, которые "Оку" получают. Мы, конечно, можем отсоветовать такой бабушке садиться за руль. Но они, как правило, своего все равно добиваются. Просто на обучение в школе тратят значительно больше времени.

К слову о специализированных школах. Есть автошколы действительно очень хорошие, проверенные, со своими профессиональными инструкторами, собственными автодромами, классными машинами. Там за 32 часа практических занятий курсант действительно получает серьезные навыки вождения. Это головной учебный комбинат на Сенном, автошкола на базе морской школы на улице Радищева, школа ДОСААФ возле технического университета. Есть школы и похуже, которые явно не своим делом занимаются. Поэтому для начала будущему курсанту неплохо бы выяснить школьную "репутацию", а потом уже деньги за обучение выкладывать. Ведь обучение вождению - процесс сложный. Как правило, на экзаменах все его огрехи вылезают. Сложнее всего курсантам даются "горка" и "дворики". Подъем на горку сложен не только для курсантов, но и для начинающих водителей, имеющих уже определенные навыки вождения. Тут инструктору не ругать надо "недоучку-студента", а терпеливо объяснять. А на экзамене за каждое несданное упражнение начисляются штрафные баллы. Набрал десять баллов - уже не сдал. И это не прихоть, не блажь экзаменаторов. Машина - очаг повышенной опасности. Речь идет о жизни и здоровье людей, которые зачастую находятся в руках водителей авто. Поэтому я категорически не согласен с инструктором Сашей. Знание Правил дорожного движения - гарантия вашей безопасности. Поэтому подытожу наш разговор так: "Почаще пускайте женщину за руль - и вы продлите свою жизнь".