В ОБХОД АВТОШКОЛЫ
Можно, - отвечает начальник Межрайонного отдела контроля за регистрационно-экзаменационной работой при ГУВД МО полковник милиции Анатолий Фоломеев. - Согласно действующему законодательству гражданин РФ имеет право по категориям "А" и "Б" подготовиться к сдаче экзаменов в ГИБДД на водительские права самостоятельно. Человек приходит и пишет заявление, предоставляет паспорт с пропиской и соответствующую медицинскую справку. Если покажет требуемые знания и навыки, то никаких проблем с получением водительского удостоверения.
Проблемы как раз со знаниями и навыками.
Мы уже писали о том, что большая часть автошкол области работает, скажем так, неважно: слабая материально-техническая база, устаревшая методика преподавания, да и уровень подготовки самих инструкторов оставляет желать много лучшего. В результате с первого раза экзамены (теоретический и два практических - вождение на площадке и в уличных условиях) сдают немногим менее 65 % выпускников автошкол. Но у тех, кто возжелал получить права, подготовившись самостоятельно, этот показатель еще ниже - не более 40 %. Это при всем том, что требования ко всем одинаковые.
Полковник Фоломеев категорически отверг все домыслы о "групповых экзаменах", которые будто бы сдают выпускники автошкол. Их списки составляются только с целью "организационно облегчить сдачу экзаменов, чтобы претенденты на водительские права лишнее время не нервничали в ожидании, но проверка знаний и навыков идет строго индивидуально". Действительно, компьютеру, на котором проверяется уровень знаний Правил дорожного движения, все одно - занимался человек в группе или изучал ПДД самостоятельно. Подмосковье, кстати, пожалуй, единственная область в стране, где процесс проверки знаний теории полностью компьютеризирован. Без разницы, где и у кого учился вождению будущий король (королева) дорог, и сотруднику ГИБДД, что оценивает его (ее) практические навыки.
Кстати, в прошлом году в УГИБДД ГУВД МО поступила только одна жалоба на суровость и несправедливость принимающих экзамен по вождению инспекторов. От весьма экзальтированной дамы, которая с трудом отличала педаль газа от тормоза. Для еще большей объективности повторный экзамен решили принимать коллегиально - вердикт (неофициальный) "ужасающе". Дама готовилась самостоятельно, точнее, кто-то с ней мучился.
И здесь нельзя не сказать о парадоксальной ситуации, связанной с самоподготовкой к экзаменам по вождению. Прежде водителю, имеющему определенный стаж управления автомобилем, разрешалось обучение мастерству новичка - где-нибудь на неоживленных трассах. Теперь это категорически запрещено - можно собственных прав лишиться. Подразумевается, что будущий водитель должен обучаться у инструктора, имеющего соответствующее свидетельство. Но, как было сказано выше, какой-то справки, подтверждающей данный факт, предоставлять в ГИБДД не надо. Нетрудно догадаться, что практическому вождению желающие сдать на права самостоятельно учились у своих родных и знакомых с нарушением всех норм и правил.
В перспективе областное ГИБДД эту проблему хочет решить, внеся соответствующий пункт в положение о подготовке водителей (название, сами понимаете, условное), которое, по некоторым сведениям, уже разрабатывается и со временем может быть утверждено на уровне правительства МО. В принципе аналогичный документ существует в Краснодарском крае, где сотрудники Госавтоинспекции требуют от сдающих на права информацию, где и у кого они обучались вождению.
На вопрос - разве плохо, если отец, например, будет передавать свое водительское искусство сыну или дочери, ведь он точно заинтересован, чтобы чадо рулило аккуратно, - Фоломеев отрезал - если это законодательно запрещено, то и предмета для обсуждения нет.
Наверняка к разработке упомянутого положения о подготовке водителей в Подмосковье подключится и созданный в области в конце марта с.г. Московский региональный союз автомобильных школ.
Разумеется, руководство автошкол заинтересовано в том, чтобы "самостийников" было как можно меньше. С другой стороны, в данный союз объединились серьезные, можно сказать, лучшие в области автошколы, которые хотят развиваться и работать многие и многие годы, а значит, заинтересованы в качественной подготовке новых водителей. Практика же показывает - коллективное обучение много эффективнее при условии, конечно, если уровень материально-технической базы и подготовки преподавателей-инструкторов "соответствует". Этой точки зрения придерживается и глава МОК РЭР: самоподготовка должна допускаться в исключительных случаях, но не в массовом порядке. Что надо действительно совершенствовать, по его мнению, так это систему автошкол.
Убрать те из них, где людей не учат, а натаскивают.