Перейти к основному содержанию

Главная      "В идеале каждый сотрудник ГИБДД - это человек с высшим образованием"

"В идеале каждый сотрудник ГИБДД - это человек с высшим образованием"

С Сергеем Алексеевичем БАРАНОВЫМ, заместителем начальника У ГИБДД по СПб и Ленобласти, отвечающим за Ленинградскую область, мы встретились в его рабочем кабинете сразу же по окончании зимнего сезона.

Мы не случайно выбрали именно это время для разговора о некоторые итогах работы ГАЙ-ГИБДД за 2004-й и 1 -и квартал 2005 года: весна - для дорожного движения время переломное: с одной стороны - позади долгий зимний период - с его опасностями и трудностями, с другой -впереди - не менее сложный летний, "дачный" период, когда движение по дорогам Ленинградской области резко возрастает, особенно в выходные дни за счет выезжающих на свои "фазенды" петербуржцев. Впрочем, хотя весна и оказывается в промежутке между этими двумя сложными периодами - она тоже приносит сотрудникам дорожной милиции свои трудности. Сходит снег, обнажая все дорожные ухабы и ямы, дороги нужно закрывать на просушку, чтобы этих ям и ухабов не стало больше. Тем временем опьяненные солнцем и отсутствием снега автомобилисты начинают "давить на газ" больше положенного. А между тем, зима еще напоминает о себе утренними заморозками... Как следствие - аварии, в том числе с трагическим исходом... Одним словом, весна - тоже горячее и неподходящее для лишних разговоров время, но все-таки Сергей Алексеевич время для газеты "Вести" выкроить сумел.

Чем закончился год 2004-й для ГИБДД? Как начался 2005-й? - спросили мы у С. A. Баранова.

- В 2004 году нам удалось стабилизировать рост числа ДТП - и это, пожалуй, главный итог работы. В Ленинградской области в 2004 году было всего на 7 ДТП больше по сравнению с 2003 гидом. Хотя, конечно же, статистика ДТП со смертельным исходом не может нас успокаивать: в дорожно-транспортных происшествиях погибло в 2004 году на 23 человека больше, увеличилось на 14 человек печальное число погибших детей. (В 2003 году погибло 22 ребенка, в 2004-м -36 детей.) На 144 человека увеличилось в 2004 году число раненных в ДТП, на 21 человек увеличилось число раненных детей. Статистика, что и говорить, грустная, но, увы, объективная.

Динамика роста личного, служебного, государственного транспорта продолжала увеличиваться, а на содержание и ремонт дорог средств выделялось меньше. Основные проблемы на дорогах в 2004 году по-прежнему создавали водители - по их вине произошло 2384 ДТП (на 96 больше, чем в 2003 году), добавили проблем и велосипедисты (происшествий по их вине произошло на 14 больше). Из предмета развлечения велосипед становится средством передвижения: велосипедистов все больше, нередко их можно встретить на дороге даже зимой. Радует то, что по вине пешеходов совершено в 2004 году на 102 меньше ДТП, нежели в 2003 году (527 ДТП).

Таковы некоторые итоги 2004 года. В новом 2005 году число дорожно-транспортных происшествий продолжило увеличиваться. Основную проблему по-прежнему составляют автомобилисты. Отмечен, в частности, за последние 3 месяца рост числа ДТП по вине нетрезвых водителей (на 7 больше)...

- Ситуация с количеством ДТП, совершенных пьяными водителями, очень серьезно беспокоит областное Правительство. На недавнем совещании аппарата Губернатор B. П. Сердюков особо заострил внимание на этой проблеме. В чем, на ваш взгляд, корни происходящего и что делается для изменения ситуации?

- В первые месяцы 2005 года в прессе активно обсуждалась перспектива введения санкции в виде лишения прав за отказ от прохождения медэкспертизы на предмет содержания алкоголя в крови. При этом все знали, что мера эта еще не введена и за отказ от прохождения медэкспертизы можно ограничиться штрафом. В результате - в январе-феврале мы задержали нетрезвых водителей примерно столько же, сколько водителей, отказавшихся от прохождения медицинской экспертизы... Люди, будучи юридически грамотными, отказывались от прохождения медицинского освидетельствования, чтобы сохранить себе хотя бы малейший шанс не быть лишенными водительских прав. На сегодняшний день решение Госдумой уже принято - и за отказ от прохождения медэкспертизы гражданин однозначно лишается водительского удостоверения, точно так же как он лишается его за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Санкции за нарушение правил дорожного движения будут ужесточаться и в дальнейшем: на очереди - увеличение штрафов за езду без водительских прав. Думаю, что, внедряя этот комплекс мер, мы сможем уже в текущем году добиться снижения числа ДТП.

- Какие "горячие точки" готовит нам дачный транспортный сезон?

- В Санкт-Петербурге, на границе с Ленинградской областью строятся все новые и новые транспортные развязки, путепроводы, которые приведут к перераспределению потоков транзитного транспорта. Один из примеров - появление путепровода на пр. Косыгина, который проложен над железнодорожным полотном и ведет на Колтушское шоссе, в Ленинградскую область. С одной стороны, появление этого путепровода - благо, с другой - есть риск, что, при условиях, когда переезд на Ржевке еще не доделан, дачники, садоводы из СПб могут в массовом порядке потянуться на новый путепровод на пр. Косыгина. Одновременно дачники - жители северной части СПб, у которых дачи находятся на Мурманском шоссе, - будут использовать этот же путепровод, чтобы сокращать путь и через Колтушское шоссе попадать на Мурманское. Есть опасение, что эта зона не сможет пропустить такое количество транспорта. Еще одна "горячая" точка будущего летнего сезона - Сестрорецк, где закрыт на годичный ремонт путепровод. Во-первых, через эту зону будет запрещено движение грузового транспорта, во-вторых, легковому транспорту придется следовать через железнодорожный переезд в Сестрорецке. В часы "пик" мы ожидаем там большие скопления транспорта. Кроме того, в этой же связи прогнозируется достаточно серьезное увеличение транспортного потока на трассе Парголово-Огоньки. Мы принимаем все возможные меры: наши сотрудники ежедневно работают в этой Зоне, следят за потоком, вносят коррективы в дислокацию знаков, в расположение нарядов, но дачный сезон еще не начался, и главные трудности - впереди.

- Вы уже сказали об ужесточении санкций за нарушения Правил дорожного движения. Какие изменения в законодательстве можно еще ожидать?

- Документ, который мы с нетерпением ждали, - это вышедшее 18 апреля распоряжение о порядке эвакуации транспорта. Хотел бы предупредить областных водителей, что комплекс мер по задержанию, эвакуации неправильно припаркованного транспорта, который уже с успехом применяется в городе, скоро начнет внедряться и в Ленинградской области. Конечно, для областных населенных пунктов такая проблема, как неправильная парковка (то есть парковка, затрудняющая движение транспорта и пешеходов), менее актуальна, чем для Санкт-Петербурга, однако и у нас в области есть города, где такая ситуация требует незамедлительного вмешательства.

Распоряжение вышло в свет во исполнение распоряжения Правительств РФ N 759 от 18 декабря 2003 года "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации". В соответствии с этим постановлением, МВД было поручено подготовить свой документ, субъектам Федерации - свой, чтобы, в соответствии с территориальными условиями, Правила начали действовать. Да, принудительная эвакуация транспортных средств - процесс морально тяжелый. Но у нас есть опыт города, поэтому я думаю, что в области эти мероприятия будут проходить более мягко.

Недовольство граждан нередко вызывает ситуация, при которой неправильно припаркованный автомобиль уже погружен на эвакуатор, но еще не отправлен на штрафстоянку, а его тем не менее отказываются возвратить появившемуся на месте владельцу. Хотелось бы, пользуясь случаем, еще раз внести ясность: все действия наших сотрудников четко прописаны в нормативных документах. Как только сотрудник ГАИ передает акт задержания транспортного средства представителю эвакуационной компании и тот расписывается в акте, он не имеет права никому отдать эту машину без разрешения руководителя подразделения. Были случаи, когда в эвакуаторе вместе с машиной увозили и хозяина, который отказывался покинуть свой автомобиль.

Еще одно новшество в законодательстве: с 1 июля, в соответствии с постановлением Правительства РФ, технический осмотр транспортных средств должен проводиться только через станции инструментального контроля. В области в ряде районов этих станций пока нет. Проблема нам известна, и мы от нее никоим образом не уходим... Действительно, с одной стороны, решение Правительства страны - правильное. Сотрудник ГАИ не должен заниматься технической стороной автомобиля. Современные автомобили требуют особого диагностического оборудования: "наощупь" в них состояние рулевого управления, к примеру, уже не проверишь... Так что технический осмотр должен проводиться на специализированных станциях. При этом там обязательно должен находиться сотрудник ГИБДД - для того чтобы сверить номера агрегатов, проверить по базе данных автомобиль на угон, на розыск, проверить его владельца на причастность к преступлениям. То есть выполнить весь комплекс мероприятий, который может выполнить только сотрудник ГИБДД. Бытует неправильное мнение, будто бы в Москве мэр столицы Ю. Лужков отдал техосмотр на откуп коммерсантам... В столице действительно не хватает станций инструментального контроля, и мэр Москвы поручил рассмотреть возможность привлечения к проведению техосмотра станций технического обслуживания автомобилей, обладающих соответствующим диагностическим оборудованием. Но в любом случае на этих станциях будет присутствовать сотрудник ГИБДД. Принцип остается неизменным: технической стороной занимаются сертифицированные организации, юридической стороной занимаемся мы. Что можно предложить в качестве решения проблемы для Ленинградской области? Как нам кажется, оптимальным было бы создание передвижных станций технической диагностики такое предложение мы высказали Правительству и Законодательному собранию. Механизм простой: желающий выходит на конкурсную комиссию Ленинградской области с предложением - разрешить ему заняться диагностированием на передвижной станции диагностики. Комиссия рассматривает возможности этого претендента - фирмы или индивидуального предпринимателя, - выясняет, какой автомобиль тот собирается закупать для этих целей, какое оборудование, и если все в порядке - выдает разрешение. После чего передвижная станция прикрепляется к конкретному району и начинает действовать. Можно вспомнить старые времена, когда сотрудники ГАИ выезжали в отдаленные деревни и проводили техосмотр на месте. Для деревни это был праздник: машины выстраивались по линеечке, все ждали этого дня... Думается, что передвижная станция диагностики позволит возродить такую схему работы: создается график, и машина по очереди выезжает в отдаленные населенные пункты для проведения техосмотра. Впрочем, есть у данной системы и недостатки: передвижное оборудование может работать только при плюсовой температуре. Поэтому зимой деятельность передвижной станции невозможна...

- Как, с точки зрения ГИБДД, проходит реализация закона об обязательном страховании автогражданской ответственности? Все-таки уже больше года мы прожили по новому закону - каков результат?

- Как всегда, есть и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, обязательное страхование автогражданской ответственности в какой-то степени расхолаживает водителей - они меньше боятся попасть в ДТП, зная, что ответственность их застрахована и что другие участники движения тоже, почти наверняка, застрахованы, так что, кто бы ни был виновен, ущерб будет покрыт страховой компанией. С другой стороны, обладая страховкой, водители стремятся регистрировать любые, даже самые незначительные, ДТП. Даже если вследствие касания двух автомобилей - мелкая царапина, водители вызывают ГИБДД. Как следствие - число ДТП с "железом" (то есть - без пострадавших) увеличилось почти в 2 раза. Соответственно, возросла и нагрузка на работников ГИБДД, которым в Санкт-Петербурге приходилось не только выезжать на все эти незначительные ДТП, но и дожидаться там подолгу приезда страховых комиссаров, без которых происшествие не оформлялось. (В Ленинградской области страховые компании не выдвигают в качестве жесткого требования необходимость приезда страховых комиссаров. ) Много сил и времени отнимает и бумажная волокита, которую нередко ведут страховые компании и которая вызывает законное недовольство водителей.

Впрочем, сейчас маятник качнулся в другую сторону. За езду без ДТП страховые компании начисляют водителям бонусы, снижая стоимость страховки на будущий год. Как следствие - водители начинают задумываться: а стоит ли вызывать ГИБДД и оформлять ДТП? В любом случае для нас введение обязательного страхования означает дополнительную нагрузку. И мы не возражали ли бы, если б законодатели передали право регистрировать незначительные ДТП, без пострадавших, страховым компаниям самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Не может не беспокоить нас и тот факт, что страховые компании, к сожалению, пока совершенно не вкладывают средства в профилактику ДТП. По логике вещей, они должны быть заинтересованы в профилактике: поскольку, чем меньше будет ДТП, тем меньше будут расходы страховых компаний. Убежден - их участие, в особенности в профилактике детского травматизма, должно быть самым широким. Детские пособия, игры, плакаты, светоотражающие элементы - все это стоит не так дорого, и в то же время - способно сохранить десятки детских жизней...

- Ходят слухи, что скоро будет увеличен .срок обучения в автошколах - до полугода... Так ли это?

- Пока это только слухи, и до конца года вряд ли что-либо изменится. Другое дело, что менять процесс обучения в автошколах нужно. Может быть, даже не столько в сторону увеличения сроков, сколько в сторону улучшения качества подготовки будущих водителей.

Изменения со временем должны, как нам кажется, коснуться и системы приема экзаменов. Задача - максимально исключить из этого процесса человеческий фактор. Позитивным в этом плане представляется опыт Южной Кореи, где экзамен водитель сдает на специальном закрытом автодроме, где сымитирован участок города. В машине испытуемый - один. Его действия оценивает компьютер - совершенно беспристрастно. Впрочем, конечно, это перспектива из отдаленного будущего.

- Как менялось в 2004 году материально-техническое вооружение ГАЙ-ГИБДД?

- Сразу скажу: того, что есть, конечно, нам не хватает. Но, тем не менее, у нас существует полное понимание с Правительством Ленинградской области, Законодательным собранием, которые всегда идут нам навстречу, и потому положительные перемены в нашем материально-техническом обеспечении существуют. Мало-помалу мы строимся, оснащаем подразделения новой техникой, приобретаем транспорт. Сейчас хотим выйти с инициативой о выделении со следующего года финансирования ГИБДД отдельной строкой в бюджете области (в настоящий момент оно осуществляется по статье, предусматривающей финансирование всего ГУВД). Отдельная строка в бюджете позволит и нам точно знать, сколько средств будет отпущено, и областным властям еще четче контролировать - на что пошли эти средства.

Не могу не сказать и о той большой поддержке, которая оказывается нам на местах - со стороны глав районных администраций, руководителей градообразующих предприятий. Для ГАЙ-ГИБДД приобретаются новые автомобили, оргтехника, нам оказывается помощь в ремонте старых помещений, выделяются новые.

- Были ли новоселья за последнее время у районных подразделений ГИБДД в Ленобласти?

- Были, и они нас не могут не радовать. Благодаря помощи областного Правительства мы начали решать давний больной вопрос размещения наших подразделений в Гатчине. Наш 3-й батальон размещался больше 20 лет в вагончиках, в Больших Колпанах, Гатчинское МРЭО находилось в жилом доме... Сейчас нам выделено новое здание - за пределами большой жилой зоны, рядом с проезжей частью; здесь уже разместились 3-й батальон и МРЭО. Осталось только благоустроить территорию. Как только мы это сделаем - справим новоселье, на которое обязательно пригласим Губернатора В. П. Сердюкова. В Кировском районе области в прошлом году областное Правительство выкупило для нас здания двух цехов Дубровского завода, где мы разместим гаражи двух подразделений - Кировского ГАИ и отдельного батальона N 2. В этом году рассчитываем закончить проектирование, в следующем - начнем ремонтные работы. Там же будет размещаться и МРЭО. Опять-таки - все-это будет расположено вне жилой зоны, а значит - без экологического ущерба для жителей.

В Приозерске огромную помощь оказал нам глава района С. В. Яхнюк: отремонтировал часть здания бывшего автобусного парка, передал нам. Там уже разместилось приозерское ГАИ, надеемся, что к концу апреля там же разместится и приозерское МРЭО.

- Что бы Вы пожелали, в преддверии летнего автомобильного сезона, и водителям, и своим сотрудникам?

- Прежде всего, все мы должны помнить, что впереди -60-летие Великой Победы. Нас ждут массовые мероприятия, и очень важно, чтобы ни одно из этих мероприятий не привело к каким-либо трагическим последствиям, подобным тем, что имели место в прошлом году в Бокситогорском районе. Ко всем водителям хотелось бы обратиться с просьбой в дни празднования 60-летия Победы быть максимально внимательными.

В преддверии летнего сезона я бы попросил водителей максимально уважительно относиться друг к другу. Сотрудников ГАИ-ГИБДД всегда считают виновными в той ситуации на дорогах, которую мы на сегодняшний день наблюдаем. Но попробуйте - уберите, хотя бы на неделю, наших сотрудников с трасс... В одночасье ситуация, может быть, и не ухудшится - просто потому, что никто не поверит, что мы ушли, - но спустя очень короткий период она наверняка резко изменится к худшему.

Также я очень просил бы водителей не жалеть ни сил, ни времени, ни средств на поддержание автомобилей в нормальном техническом состоянии. И, конечно же, к мужской половине водительского состава хотел бы обратиться с настоятельным пожеланием нормально относиться к женщинам-водителям. У женщин-водителей есть своя специфика, не могу сказать, что они ездят очень хорошо или очень плохо... Но каков бы ни был их стиль езды, женщины за рулем не должны вызывать у водителей-мужчин ни зависти, ни злости, ни желания каким-либо образом "насолить" им. Зачастую мужчины-водители впадают в крайности - либо они излишне вежливы с женщинами за рулем, либо немотивированно агрессивны по отношению к ним. Ни та, ни другая крайность, как мне кажется, не приемлемы. Нужно просто уважительно относиться к женщинам-водителям, точно так же как и ко всем другим участникам дорожного движения.

Что касается сотрудников наших подразделений - то я бы пожелал им держаться. У них нелегкая служба, небольшая зарплата, им приходится неделями находиться на усилении... Но отношение граждан к себе каждый инспектор строит самостоятельно. И из-за одного плохого инспектора можно получить массу нареканий в адрес всех наших подразделений. Что такое плохой инспектор? В качестве примера я привожу всегда объяснение, взятое таким плохим инспектором у участников ДТП, - в 6 предложениях он сделал 8 ошибок. Повышение образовательного статуса наших сотрудников, в соответствии с приказом министра внутренних дел, мало-помалу движется - мы заставляем ребят учиться. В идеале сотрудник ГИБДД - это человек обязательно с высшим образованием. Не обязательно - с юридическим. Любое высшее образование позволяет человеку, как минимум, уметь общаться на определенном уровне - и это уже немало.