УЛЫБКА ЗА РУЛЕМ
Тревожные слухи о том, что законодатели в очередной раз собираются всем автолюбителям "показать кузькину мать", поползли уже давно. Но до последнего времени они оставались всего лишь только слухами. И вот свежая новость: руководство Департамента ГИБДД подготовило специальные предложения по ужесточению наказаний. В ближайшее время они будут обсуждаться на самом высоком уровне. Теперь все заинтересованные стороны ждут, как будут развиваться события.
Справедливости ради стоит отметить, что Министерство внутренних дел в лице ГИБДД бьет тревогу не на пустом месте. Оснований для размышлений на этот счет предостаточно. Знаете ли вы, сколько людей погибает в автокатастрофах в России ежегодно? В минувший год, например, - 34, 5 тысячи человек. А ранения получили и того больше - 205 тысяч. Ознакомившись со статистикой, у вас не возникнет вопроса, зачем нужно совершенствовать дорожное движение в России. Дело ясное: сократим количество жертв - увеличим население вымирающей страны. Да и от часового стояния в километровых пробках настроения ни у кого не прибавляется.
Прибывающие в Россию иностранцы, попав единожды в поток автомобилей на столичных улицах, вылезают из кабин с выпученными глазами: "Беспредел. Да у вас же просто невозможно ездить - слишком лихо водят машины, находиться с ними рядом просто опасно".
А московская езда в этом смысле даст фору любому российскому региону. На один квадратный метр здесь приходится столько крутых джипов, машин с мигалками и сиятельных особ, что и сравнить не с чем. Насмотревшись на столичных лихачей, любой нормальный, здравомыслящий человек приходит к одному и тому же выводу: порядок на дорогах наводить действительно нужно. И без промедления. Потому что цена за разгул дорожного беспредела слишком высокая -это человеческие жизни. Только подумайте: за один год на дорогах России погибает граждан в два раза больше, чем погибло советских солдат на треклятой афганской войне. В смысле дорожных жертв новая Россия обошла уже многие и многие страны мира.
Выходит, правильно бьют тревогу наши гаишники. Действительно взаимоотношения участников дорожного движения у нас нужно менять. В корне! Однако дальше этого суждения позиции дорожной полиции и автолюбителей уже не совпадают. Причина простая: в МВД совершенствование дорожного движения понимают уж как-то слишком односторонне. Основной упор там делается именно на повышении строгости наказаний.
К слову, тем самым опровергается один из главных действующих в России юридических постулатов: "Главное - не строгость наказания, а его неотвратимость". Согласен, с этим постулатом можно и поспорить. Но его нельзя полностью игнорировать - это факт.
У нас при наведении порядка основной упор собираются сделать на повышение штрафов, лишение прав и введение системы штрафных баллов. Насколько же оправданны эти предлагаемые меры? Наверное, определенный смысл в этом есть. Обсуждать нужно все. В том числе и возможные непопулярные нововведения. Но если речь идет о сохранении человеческих жизней, то для начала следует использовать медицинские возможности. Как показывает статистика, среди страшных жертв ДТП сразу же, на месте погибает около половины пострадавших. Около четверти - уже в больнице, от ран. Но если бы медицинская помощь была оказана своевременно, то тысячи людей бы выжили...
Увы, если ДТП случается где-нибудь на междугородней трассе или просто в захолустье, то "скорой" на место происшествия иногда удается прибыть часа через два. За это время с пострадавшими многое может случиться.
Компетентные органы знают, что европейские или американские дорожные полицейские проходят специальную медицинскую подготовку. И в случае, если полицейский не захотел оказать медпомощь или просто проваландался, - его ждет суд. За несвоевременное оказание помощи. Наши же гаишники руководствуются в таких случаях одним: как можно меньше трогать пострадавших и дождаться приезда врачей. Сотрудников ГИБДД азам медицины практически не учат.
По официальным данным, абсолютное большинство ДТП происходит по вине водителей. Однако при этом регистраторы часто не задумываются: а почему именно водитель нарушил правила? При каких обстоятельствах? Одно дело, когда крутой водила прет через газон или на красный свет - здесь нарушителей жалеть не стоит. Они сами, специально пошли на нарушения, игнорировав общепринятые нормы.
Но ведь бывает и по-другому. Авария случилась, например, из-за плохой освещенности. Или разделительные полосы были незаметны. В некоторых цивилизованных странах ответственность за подобные случаи разделяют еще и дорожные службы. В России такой практики, считай, не водится. А зря. Ведь даже в городах нормально освещены лишь 60% улиц. А вне населенных пунктов освещение отсутствует у 84%.
Оставляет желать лучшего и дорожное покрытие. Известно, что сегодня каждый третий дорожный километр не соответствует общепринятым нормам. О состоянии дорожной разметки следует сказать особо. Почему в Москве, например, дорожный поток напоминает движение насекомых в муравьиной куче? Где каждый двигается одному ему известными галсами. Тому есть элементарное объяснение: нет или практически незаметна разметка на дороге. Как же можно соблюдать рядность, если дорожные службы сами не запланировали ее? Отсюда и столкновения, и нервные срывы, и даже разборки на трассах. Заметьте: когда будущие водители изучают в автошколах правила движения, то в учебнике на картинке все необходимые разделительные полосы есть. А в жизни... Получив права, новички сталкиваются с суровой реальностью, в которой главное руководящее правило: "Выживай сам, как можешь!" Вот и выживают, расталкивая друг друга.
Казалось бы, какая это мелочь - нормально оборудованные дороги. Что это может изменить? Но вот вам только один пример. В Москве после установки разделительных барьеров на основных шоссе, ведущих за город, на этих трассах практически исчезли самые опасные дорожные аварии - лобовые столкновения. О том, сколько человеческих жизней спасли эти барьеры, прекрасно знают и дорожные службы, и сотрудники ГИБДД, и сами водители, конечно. Ведь именно лобовые столкновения - это самое опасное, что только может быть.
Глава Департамента ГИБДД Виктор Кирьянов как-то привел такие данные: "В результате борьбы за демократию на дорогах в стране появились такие участники дорожного движения, которые совершают 20 - 30 серьезных нарушений в год". Безусловно, поощрять нарушителей было бы безумием. Но генерал неправ, если он исходил только из того, что им нужно рубить головы...
Нарушают правила не только в России. Даже в такой самой автомобильной стране в мире, как США. Газета "The Washington Post" провела специальный опрос и получила следующие результаты. 71% американских водителей признались, что регулярно превышали скорость, 59% - что ели за рулем, 37% говорили за рулем по мобильному телефону, а 28%, случалось, не пользовались ремнями безопасности.
Как же наказываются американские нарушители правил дорожного движения? Сразу скажем: самые нахальные и бесцеремонные очень строго. Но при этом очень часто, если вы действительно совершили нарушение, например, случайно и во время него никто не пострадал и не возникли серьезные последствия, полицейский может ограничиться хотя и довольно строгим, но все же устным предупреждением. Мол, мы ведь тоже не звери, понимаем, всякое бывает, но уж и вы, водители, тоже не расходитесь, в ваших же интересах уцелеть и вам и автомобилю.
Любопытная особенность. Американские правила дорожного движения несколько отличаются от российских. И прежде всего потому, что не существует единых для всей страны. В каждом штате есть свои особенности. Наверное, это не лишено смысла - есть разные дорожные условия в разных климатических зонах, разный характер у южан и северян и т. д. Можно поспорить, что здесь перенимать, а что нет. Но зато у американцев есть принцип, с которым не поспоришь и которым они любят руководствоваться: главное - не закрепление формальных догм и запретов, а следование здравому смыслу. А здравый смысл должен привести к одному: сократить количество помех на пути каждого участника дорожного движения.
Почему бы нам не воспользоваться этим весьма недурным жизненным принципом? Он показал себя с лучшей стороны во всем мире. Нужно только перестать его игнорировать.
И еще. Скажем, сделают наши законодатели с подачи ГАИ основной упор на ужесточение наказаний. Нужно ли кому объяснять, во сколько раз возрастет коррупция на российских дорогах? Ведь одновременно с этим государство не повысит зарплаты гаишникам, не доведет их обеспечение до нормального европейского жизненного уровня. Неужели это непонятно? А самые наглые и нахрапистые водилы из числа "новых русских" или бандитов по-прежнему будут нарушать напропалую. Что им стоит отстегнуть лишнюю сотню баксов...
Кстати, вот только одна характерная деталь на тему коррупции и запретов. Правилами водителям запрещено ездить в автомобилях с сильно тонированными стеклами. Лопухов попроще и на авто российского производства иногда останавливают и даже пытаются оштрафовать. Но большинство тонированных крутых иномарок катаются на виду у постовых. И никто никогда их почему-то не останавливает. Вопрос на засыпку: почему? Объяснить, или сами догадаетесь? Вот вам и повышение требовательности, и ужесточение наказаний. Кому от этого легче?
На тему "пороть или не пороть" нарушителей и как сильно их бить, можно рассуждать очень долго. И всем спорящим сторонам будет что сказать в свое оправдание. Но давайте честно ответим: кто учил наших водителей деликатности и культуре поведения на дорогах? Как это ни странно, но никто. В автошколах "дают курс". А про этику и не заикаются. И совершенно напрасно. Между тем кое-что стоило бы нам перенять. И тогда бы количество аварий на наших дорогах если не уменьшилось в несколько раз, то уж существенно бы сократилось. И это факт. А нашим гаишникам про это знать и помнить, и воспитывать в таком духе автолюбителей будет тоже очень полезно. Возможно, желание только карать и на этом строить закон уменьшится. Ведь беспредел автолюбителей никогда не остановить беспределом наказаний.
На всякий случай почитайте и вы основные рекомендации по этике поведения за рулем, которые даются американским водителям. Вот они:
- Вождение - это привилегия, а не право.
- Относитесь к другим водителям так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
- Не рассчитывайте на то, что другой водитель "поделится" с вами пространством на дороге.
- Никогда не настаивайте на своем праве преимущественного проезда.
- Прежде чем сесть за руль, подумайте об экономии топлива.
- Осторожность и предусмотрительность за рулем - залог водительского долголетия.