Перейти к основному содержанию

Главная      Бесправные

Бесправные

После такой "учебы" на вологодские улицы выезжают "чайники", которых нормальные водители называют "обезьяна с гранатой".

Решив научиться водить автомобиль, надо серьезно подумать, в какую автошколу нести свои деньги. Если дешевое почти всегда оказывается плохим, то дорогое далеко не всегда бывает хорошим.

Минувшей осенью мне, помимо обязанностей, захотелось обзавестись еще и правами. Водительскими.

Если честно, то кое-какие права у меня оставались еще со школьных времен. Несколько, правда, экзотичные и слабо применимые в нашей суровой реальности: на мотоцикл и трактор.

Большая "дойка"

Прямо над порогом старейшей государственной автошколы города красовалось объявление "Изыскивайте средства на дополнительное вождение!". То есть, в рамках программы (6 тысяч рублей, между прочим) вождению учить никто не собирался. Зато вот за дополнительные часы (по 400 рублей "мимо кассы" за занятие) мастерству управлять автомобилем научат хоть кого.

Впоследствии выяснилось, что этот трюк распространен во многих автошколах города. Инструкторы преднамеренно не "парятся", чтобы перед экзаменом в ГИБДД "выдоить" с каждого ученика денежки хотя бы за пару индивидуальных занятий. Деваться здесь некуда. Если Правила дорожного движения (ПДД) с грехом пополам еще можно осилить самостоятельно, то с практикой вождения этот номер не пройдет.

Мне, как выяснилось, еще грех жаловаться. Потому что инструктор попался порядочный, один из лучших в школе. Другим моим "коллегам" повезло гораздо меньше. Многие "автопедагоги" не стеснялись в выражениях, комментируя успехи своих учеников. Причем неважно, мужчина за рулем или женщина.

Методика, может, и передовая, но далеко не для всех эффективная. Одной девушке, с которой мы учились в группе, ее инструктор, не сумевший завести свой автомобиль на заправке, вообще предложил добираться обратно на... такси. За ее, естественно, деньги. Не забыв при этом попросить ее расписаться в карточке учета вождения и заплатить 80 рублей за бензин.

Парковка среди сугробов

Еще одной особенностью выбранной школы было то, что инструкторы как-то уж чересчур пеклись о безопасности своих подопечных и ни в какую не хотели выпускать их на улицы города. 90 % времени, отведенного программой на занятия по вождению, занимала "площадка".

Я и мои сотоварищи изо дня в день по сотне раз отрабатывали "параллельную парковку", "змейку" и "разворот в ограниченном пространстве" на нечищеной площадке, которая зимой больше походила на каток с хаотично раскиданными сугробами. Так как никто не ездил по городу, на площадке для трех упражнений одновременно собиралось до пяти-шести машин. Поэтому половина времени за рулем проходила в очередях. Это называлось "работой со сцеплением".

Сами инструкторы в это время весело пили чай в натопленном гараже, изредка выглядывая по одному, чтобы убедиться, не "накосячил" ли кто, оставшись наедине с техникой. По правилам, они обязаны находиться рядом с учеником - случись что, отвечает мастер. В том числе, и за жизнь обучаемого. Видимо, по этой причине на меня даже не сильно орали, когда я (ну, педали перепутал, бывает) погнул бампер впередиехавшей "шестерке".

Через некоторое время ту же "змейку" я мог проехать с закрытыми глазами. Но вовсе не потому, что в совершенстве овладел мастерством вождения. После новогодних снегопадов на учебной площадке накатались такие колеи, что держаться за руль было не обязательно. Трактором, по словам директора, убрать все это безобразие не было никакой возможности, потому что ему "трудно сюда заехать". Ничего, после пары оттепелей все само растаяло.

Новогодний сюрприз

В общем, два с лишним месяца "освоения дополнительной профессии" полностью вымотали мне нервы, лишили веры в себя, людей и светлое будущее.

Окончательно меня добила процедура назначения даты экзамена. По каким-то объективным причинам (годовщины свадеб, похорон, первых пятерок в дневниках сына или потери невинности дочери преподавателей) сроки обучения несколько растянулись. Экзамен, первоначально планировавшийся на конец декабря, пришлось переносить. Договорились примерно "на после праздников".

Телефонный звонок, раздавшийся вечером 29 декабря, когда планы на новогодние каникулы уже были сверстаны и внесены в семейный бюджет, чуть не стал для меня последним. Мне сообщили, что экзамен будет 5!!! января. Послав всех, куда в этих случаях полагается (занятия с инструкторами не прошли даром), я уехал к родителям в деревню колоть дрова. Все наилучшие новогодние пожелания своим учителям вместились в три компактные поленницы, а душевное равновесие вернулось обратно.

Права я все-таки получил через две недели, сдав экзамены с первого раза в частном порядке.