ДЕТИ НА ДОРОГЕ
Правила дорожного движения (Федеральный закон, между прочим!) регламентируют поведение всех категорий участников движения: водителей, пассажиров и пешеходов. То, что водители обязаны знать и выполнять ПДД, знают даже дети, а вот что существуют Правила для пассажиров и пешеходов, которые необходимо строго соблюдать, является для многих чуть ли не открытием
Водителем автомобиля человек может стать с 18 лет при условии знания ПДД и умения управлять машиной. Следует уточнить, что необходимо сдать экзамены на знание вышеуказанных дисциплин, и вперед...
Пассажиром человек становится на 5-й день своей жизни, когда счастливые родители везут "чудесный конвертик" в автомобиле из родильного дома домой. Еще немного времени, и маленький человечек затопает ножками по улице, крепко держа родителя за руку. Вот он и стал пешеходом. Как бы естественный процесс, согласитесь, ничего сложного. В то же время, откуда черпать знания и вырабатывать умения? Кто-то руководствуется своим инстинктом самосохранения, проявляя осторожность. Кто-то вообще не задумывается, как и где ходить (возможно, до поры до времени). А кто-то берет пример с родителей, а когда вырастает, показывает такой же пример и своим детям. Вот вам и вся культура поведения. К сожалению, говорить сегодня приходится о негативных последствиях легкомысленного поведения или просто незнания элементарных правил безопасности на дорогах. Теорию должна подтверждать практика, ведь рассуждать можно сколько угодно, а факты -вещь упрямая.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается очень актуальной для Калининградской области. Анализ скорбной статистики свидетельствует о том, что практически в каждом случае виноваты взрослые: кто-то отпустил малыша погулять без присмотра или равнодушно прошел мимо шалящей вблизи дороги ребятни, кто-то не остановил спешащего "на красный" юного пешехода, кто-то, управляя автомобилем, "не заметил" идущего по пешеходному переходу ребенка...
За 12 месяцев 2004 года в дорожно-транспортных происшествиях погибли 10 детей и 164 получили различные травмы. Причина в том, что ребята не знают Правила дорожного движения, а родители беспечно к этому относятся. Из общего количества происшествий виновность пострадавших детей установлена в половине случаев, когда ребенок явился и причиной, и жертвой аварии одновременно. Основные причины - переход через проезжую часть дороги в неустановленном месте, неожиданный выход на проезжую часть из-за движущихся или стоящих автомобилей. Основную долю среди пострадавших составляют дети-пешеходы. Причинами "детских" несчастных случаев являются: незнание Правил дорожного движения и неумение прогнозировать дорожную обстановку, отсутствие навыков выполнения действий по безопасности движения и неосознанное подражание нарушающим ПДД взрослым, чаще родителям, потеря бдительности и недисциплинированность. Объясняется это возрастными особенностями детей и недостаточностью проводимой с ними разъяснительной работы в семье и школе.
Треть всех пострадавших в ДТП несовершеннолетних составили пассажиры. Дети погибли и получили ранения по вине взрослых, не обеспечивших их безопасность. Не лишним будет напоминание, что перевозить ребенка в возрасте до 12 на переднем пассажирском сиденье автомобиля запрещено! Место рядом с водителем - самое уязвимое при аварии. Находясь на заднем сиденье, ребенок должен быть пристегнут ремнями безопасности. До 7-летнего возраста в интересах безопасности малыш должен находиться в специальном удерживающем автомобильном кресле. Причем на переднем пассажирском сиденье детское кресло должно закрепляться против движения авто.
Статистика показывает, что количество летальных исходов и тяжелых увечий наиболее велико для детей, находившихся не пристегнутыми на задних сиденьях. Для размышления: при столкновениях в условиях городского движения на скорости 50 км/ч ребенок, весящий 25 кг, испытывает нагрузку в 1565 кг (больше, чем автомобиль "Волга"). При столкновении на шоссе при скорости 70 км/ч нагрузка достигает 2057 кг, сила удара соответствует падению с высоты 10 метров на бетонное покрытие.
Из всех, получивших тяжелые увечья, 90 % могли бы сохранить здоровье, если бы они использовали ремни безопасности. Риск травматизма детей до 4 лет в детском удерживающем кресле лицом против направления движения на 70-90%, лицом по направлению езды на 30-70%, с застегнутым ремнем безопасности на 30-35% ниже, чем без каких-либо удерживающих систем.
Каждый десятый юный пострадавший - велосипедист. Подростки часто не знают, где можно кататься на двухколесном средстве передвижения, и потому смело выезжают на проезжую часть, не зная при этом ПДД. А родитель, подаривший своему чаду долгожданную игрушку, не думает, что это прямой путь к трагедии...
Если говорить о возрастных категориях пострадавших на дороге детей, то картина следующая: абсолютное большинство - это ребята школьного возраста, причем максимально количество подростков 13-16 лет.
Как уберечь детей от трагедий на дорогах? Прежде всего, необходимо с малолетства бесконечно внушать ребенку, что дорога требует особого внимания и осторожности, что в конечном итоге от поведения на дороге зависят здоровье и жизнь ребенка.
Далее, конечно, необходимо безустанно учить ребенка основным правилам безопасного поведения на улице, Правилам дорожного движения для пешеходов и пассажиров. Уважаемые взрослые! Самое главное здесь - это личный пример. Особая рекомендация родителям: продумайте и проделайте несколько раз вместе с ребенком самый удобный маршрут от дома до школы. И не забывайте постоянно напоминать своему чаду меры предосторожности на улице и правила поведения на дороге.
Весна уже вступила в свои права. Погода не постоянна, но световой день стабильно короток. А дети независимо от погоды и длительности светового дня шагают в школы темным утром, в обед и возвращаются вечером.
Конечно, самой главной причиной происшествий на дороге с участием детей есть и будет их собственная невнимательность и беспечность. Но в зимний период возникает еще одна большая проблема - плохая видимость. Ведь ни для кого не будет открытием, что наш город очень плохо освещен, если не сказать, что совсем не освещен... Да плюс одежда на детях практичных темных тонов. Результат - нулевая видимость для водителя, тем более в свете фар встречного автомобиля.
В цивилизованной Европе давно поняли, что если пешехода "обозначить" на дороге в темное время суток - это 50% безопасности. Старайтесь покупать ребенку одежду светлых тонов и со специальными нашивками из светоотражающих материалов (в продаже есть обувь, куртки, рюкзаки и т.д.). На обыкновенные школьные рюкзаки и сумки в качестве брелока на внешнюю сторону прикрепите катафот (их великое множество на авторынках). Это небольшой, но шанс...
Уважаемые калининградцы!
Каждый из вас ежедневно является участником дорожного движения: пешеходом, пассажиром, водителем. На улицах не должно быть безучастных! Если вы видите, что ребенок нарушает Правила дорожного движения, остановите его, объясните ошибку и расскажите о ее возможных последствиях. Времени у вас это много не займет, а вот пользу принесет несомненно. Сегодня вы остановите чужого ребенка, а завтра кто-то остановит вашего, сохранив тем самым ему здоровье, а быть может и жизнь. И помните, что дети очень наблюдательны и часто подражают вам. Но всегда ли ваш пример достоин подражания? Невозможно приучить ребенка выполнять Правила, сами нарушая их. Ведь дети впитывают информацию, как губка, тем более в лучах родительского авторитета.
Наталья Севостьянова, (Управление ГИБДД Калининградской области).