Порядок на дорогах
За десять последних лет в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибли свыше 350 тысяч наших сограждан.
И количество жертв на дорогах год от года растет опережающими темпами. По данным ГИБДД, ущерб от ДТП составляет огромную сумму -около 2, 5 процента ВВП страны. Самое тревожное, что ежегодно гибнут не менее полутора тысяч детей.
Многие связывают эту печальную статистику со все увеличивающимся автомобильным парком. Отчасти это логично. Но почему-то срабатывает это правило не везде. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе количество машин растет как на дрожжах, вровень с увеличением народонаселения, однако детей на дорогах погибло за последние 11 месяцев в 2, 5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Да и общее число ДТП, в которых пострадали дети и подростки, снизилось на 18 процентов.
Всему есть свое объяснение. Глава окружной Комиссии по безопасности дорожного движения первый заместитель председателя правительства ХМАО Вячеслав Новицкий убежден, что такой результат достигнут благодаря слаженным действиям органов государственной власти Югры, подразделений ГИБДД, соответствующих окружных и муниципальных комиссий. По его словам, именно совместными усилиями удалось предотвратить традиционно резкий скачок ДТП с участием детей в конце августа - начале сентября, когда многие школьники после каникул теряют бдительность, подзабывают правила поведения на дорогах.
В Ханты-Мансийском автономном округе, судя по показателям, сотрудничество властей и ГИБДД приносит свои весьма обнадеживающие плоды. Скажем, только на профилактическую акцию "Соблюдай правила!" выделено около 3, 5 миллиона рублей, причем 84 процента денег - из средств бюджета.
Самое главное - информационно-разъяснительная работа среди школьников и с их родителями проводится системно. Отлично зарекомендовали себя региональные "Уроки безопасности" на дорогах. Ученикам выдают буклеты, памятки, светоотражающие липучки-катафоты, учат правильному поведению как в типичных, так и в кризисных ситуациях. Проводится операция "Юный пассажир" с целью снижения числа ДТП с участием детей-пассажиров. Достаточно оригинален и полезен окружной конкурс сочинений среди учащихся 5-7 классов "Если бы я был начальником ГИБДД".
Серьезная воспитательно-профилактическая работа проводится в Югре и среди взрослых - как пешеходов, так и водителей. По крайне мере те, кто бывал в Ханты-Мансийском автономном округе, поражаются нетрадиционной, прямо скажем, для России культуре участников дорожного движения. Здесь не принято превышать скорость даже на пустынном шоссе, на уровне психологии существует абсолютный внутренний запрет на проезд (или переход) под красный свет, автомобили всегда (!) пропускают пешеходов, особенно перед "зеброй". Причем приезжие, в том числе из регионов и стран, где Правила дорожного движения воспринимаются как пережиток проклятого прошлого, моментально вписываются в общую и весьма строгую систему поведения. И так же усердно ее соблюдают.
Нельзя не отметить и весьма качественные дороги в Ханты-Мансийском автономном округе - можно сказать, на вполне европейском уровне. И грамотную расстановку дорожных знаков. Эти обстоятельства тоже сказываются на безопасности движения.
И, самое главное, указывают на общий для региона порядок, который выражается в конкретных показателях. О статистике ДТП с участием детей мы уже говорили. Но и общие данные тоже впечатляют. Если в России число дорожно-транспортных происшествий выросло за первые шесть месяцев этого года на 4.2 процента, то в Югре - снизилось на 9 процентов. На 15, 6 процента меньше в ХМАО погибло людей, в то время как по стране наблюдался рост жертв ДТП. И еще один показатель, не поддающийся подсчетам, но очень важный: исходя из приведенных выше цифр, в прошлом году в Югре было пролито гораздо меньше слез.