ЭЙ, МУЖИК! ТОРМОЗИ..."
В конфликте Правил дорожного движения и Административного кодекса проигрывает... водитель
Вспоминать об исправности автомобиля мы привыкли накануне очередного техосмотра. И даже аккуратный водитель для замены перегоревшей лампочки или регулировки ослабленного "ручника" готов подождать удобного случая, совместив визит в автосервис с необходимостью устранения более серьезной неполадки. Поэтому можно предположить, что большинство авто, колесящих по нашим дорогам, неисправны! Для этого достаточно повнимательнее изучить "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" (приложение к "Основным положениям "). Опираясь на него, можно запретить эксплуатацию большинства автомобилей: грязные фары, трещины на ветровом стекле, потерянный брызговик, потертый регистрационный знак и т.п. К счастью для водителей, ГИБДД на многое закрывает глаза. Но важно другое.
Если у машины не в порядке тормоза, рулевое управление или тягово-сцепное устройство, ночью не горят фары и фонари, а при дожде не работает дворник со стороны водителя, согласно пункту 2.3.1 ПДД движение запрещено вообще. Это означает, что до места ремонта необходимо добираться на эвакуаторе или буксире. Если же неисправности менее серьезные, можно продолжать движение "к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности ". Логику, заложенную в Правилах , в данном случае понять несложно: водитель имеет возможность добраться до гаража или автосервиса самостоятельно, если это не угрожает безопасности участников движения.
Но непонятна логика КоАП. Так, если вы проигнорировали запрет на движение, закон строг: части 1 и 2 статьи 27.13 грозят снятием номеров и помещением авто на штрафстоянку, а часть 2 статьи 12.5 -крупным штрафом (300-500 руб.). Если же вы, несмотря на запрет, упорно используете авто, например, с разными шинами, что запрещено пунктом 5.5 перечня, отвечать будете по части 1 статьи 12.5 КоАП. Здесь, правда, кодекс намного лояльнее: 50 руб. штрафа или предупреждение.
Но давайте посмотрим на ситуацию с житейской позиции. Допустим, вы прокололи колесо и вынуждены были поставить запаску с другим рисунком протектора. Законопослушный водитель как можно скорее постарается добраться до ближайшего шиномонтажа и вернуть проколотое колесо на законное место. С другой стороны, инспектора ДПС, опираясь на КоАП, имеют полное право вас оштрафовать за "управление т/с при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями... эксплуатация транспортного средства запрещена". К счастью, ГИБДД не доводит ситуацию до абсурда. Пожалуй, иногда не так и плохо, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения...