Водитель, готовь кошелек
Техосмотр в который раз собираются передать в частные руки
На отсутствие внимания со стороны властей российские автовладельцы вряд ли могут пожаловаться. Только правила дорожного движения за последние два года совершенствовались раз пять. Причем традиционно в сторону ужесточения наказаний за различные нарушения. А уж о контроле за техническим состоянием автомобилей и говорить не приходится. Достаточно вспомнить знаменитый приказ МВД N 187, согласно которому инспектора ГАИ могли снять номера или отправить на штрафстоянку машину за неисправный звуковой сигнал, сломанный механизм регулировки сидений, грязные фары или оторванный брызговик. Или принятый 1 марта нынешнего года новый автомобильный гост, объявивший вне закона желтые "габариты" и красные "поворотники" на иномарках.
Наши законодатели, понимая, что совершенству нет предела, продолжают прикидывать, чем бы еще помочь многомиллионной армии водителей. Бывший начальник ГИБДД РФ, а ныне член Совета Федерации Владимир Федоров, к примеру, предложил возродить практику инструментальной проверки автомобилей прямо на постах дорожно-патрульной службы, даже если на их лобовом стекле уже красуется талон техосмотра. А на днях председатель Комитета по собственности Госдумы РФ Виктор Плескачевский заявил, что подготовлены новые поправки в закон "О безопасности дорожного движения". Смысл их в том, что функции техосмотра перейдут от ГИБДД к частным автосервисам.
По задумке разработчиков проекта этого закона контроль за состоянием автотранспортных средств будут осуществлять технические эксперты, входящие в состав саморегулируемых организаций. В отличие от представителей ГИБДД они будут нести материальную ответственность за качество проводимого осмотра. Причем право на такой контроль получат фирмы с большим стажем работы на рынке, прошедшие строгий отбор и получившие аккредитацию в Министерстве транспорта. Поскольку ГИБДД решительно против подобного нововведения (понятно, живые деньги уплывут в чужие руки), законодатели на первых порах собираются разрешить инспекторам проводить техосмотр параллельно с частными компаниями. Возможно, и в будущем МВД сохранит часть своих функций: к примеру, будет проверять машины "на угон".
О необходимости организовать проверку технического состояния автотранспорта на уровне высокоразвитых стран идут разговоры уже лет пять. Не секрет, что зачастую прохождение техосмотра заключается у нас лишь в даче "на лапу" инспектору от 50 до 200 долларов (в зависимости от региона и аппетита местной ГАИ). В случае принятия вышеназванных поправок к закону взяток, конечно, будет меньше. Однако сам процесс получения заветного талона может стать для водителя гораздо более длительным, мучительным и дорогим: автосервису будет выгодно гонять его по кругу, обнаруживай все новые и новые неисправности. Владельцу, скажем, стареньких "Жигулей" будет просто не по карману привести их в полное соответствие всем установленным стандартам. С другой стороны, много ли в стране автосервисов, способных качественно проверить состояние автомобиля и дать гарантию его исправности?
Впрочем, сами владельцы фирм, занимающихся ремонтом и обслуживанием автомобилей, не верят, что поправки к закону "О безопасности дорожного движения" пройдут в Госдуме. По их мнению, Министерство внутренних дел вряд ли готово отказаться от столь прибыльной функции, как техосмотр.
***
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ, вице-президент движения "Автомобилисты России":
- Страшно даже не то, что функцию техосмотра передадут частным компаниям. Это давно уже сделано во многих западных странах. Но, потеряв право выдавать талон техосмотра, наша ГАИ приобретет возможность останавливать любой автомобиль, на который такой талон уже получен, и проверять его снова и снова. Это опять злоупотребления, взятки, испорченные нервы людей. Наше движение будет решительно бороться с этими нововведениями.