Купить права или учиться?
Сегодня подготовкой водителей транспортных средств в Хабаровском крае занимаются около полусотни пунктов обучения. Это и учебные заведения, и прочие хозрасчетные организации. Уровень оснащения у всех разный, так же, как и уровень подготовки водителей.
На стене у подъезда - объявление с предложением записаться на курсы водителей. Обращаться в: соседнюю среднюю школу. Обращаться почему-то не захотелось. Ну какая там может быть база? Разве что классы с партами да плакаты? Но если в автомобиле раньше ездил только пассажиром, то вначале хотелось бы попробовать себя "водителем" тренажера.
От того, каких водителей выпустит "школа", очень часто зависит жизнь окружающих. И это не преувеличение. Хотя, конечно, то, что около семи процентов дорожно-транспортных происшествий (ДТП) случилось по вине молодых водителей, не обязательно признак плохой подготовки. Возможно, причина в отсутствии опыта.
Чтобы объективно судить о работе той или иной автошколы, нужно хотя бы знать, в какой автошколе учился виновник ДТП. А пока такие данные в протоколах не фиксируются. Потому о качестве обучения можно судить лишь по проценту сдачи экзаменов на право быть водителем транспорта. Судя по этому показателю, Хабаровский краевой учебно-курсовой комбинат (ХК УКК) значится в числе лидеров. С первого раза здесь сдают "выпускные" экзамены более 80% курсантов. А это даже выше, чем в среднем по России (66%). А по краю правила дорожного движения с первого раза сдают две трети учащихся, вождение - и того меньше.
И даже несмотря на столь высокий уровень подготовки, ХК УКК не удалось избежать нареканий со стороны контролирующих органов - превышены квоты по числу обучаемых. А ведь учебно-курсовой комбинат считается лидером в подготовке водителей. Когда-то здесь готовили профессиональных водителей для автотранспортных предприятий. В классах комбината - современное оборудование, тренажеры, рядом - свой автодром, на котором постигают азы вождения курсанты, управляя учебными автомобилями российского и японского производства. Недавно парк автомобилей пополнился. И сейчас руководство комбината оформляет лицензию, которая даст право обучать больше будущих водителей.
Как пояснили нашему корреспонденту в учреждении, которое выдает лицензии на право подготовки водителей транспортных средств (Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых "Центр качества и научно-методического обеспечения профессионального образования кадров по рабочим профессиям"), ее должны иметь все пункты обучения водителей. И решая, куда пойти учиться, неплохо бы поинтересоваться ее наличием. Между прочим, копия лицензии должна быть размещена для всеобщего обозрения наряду с другой информацией об условиях и правилах обучения. Кстати, как заверила заместитель директора центра Татьяна Литовченко, ни одному частному предприятию лицензию на право подготовки водителей ТС не выдавали.
Лишить учебный пункт лицензии может только суд, а вот приостановить ее действие вправе то самое образовательное учреждение, как правило, "до устранения нарушений".
Причины могут быть различные. Например, учебные автомобили не прошли технический осмотр или курсантов принято больше, чем позволяют условия обучения. Понятно, что при недостатке автомобилей или инструкторов курсант не сможет "откатать" свои 32 часа вождения, положенных при подготовке водителей ТС категории "В" или 60 на категорию "ВС". А ведь и этих часов недостаточно, чтобы уверенно себя чувствовать, оказавшись впервые на дорогах нашего города. Не случайно увеличение часов вождения - было одним из пожеланий выпускников ХК УКК, с которыми удалось побеседовать в день экзаменов. Кстати, многие автошколы предоставляют такую возможность за дополнительную плату.
Был случай, когда в амурской школе РОСТО (ДОСААФ) запретили обучение на категорию "А" из-за низкой успеваемости курсантов: "Правила дорожного движения не учат". Получается, что не всегда причина в автошколе. Школы РОСТО-ДОСААФ как раз считаются одними из лучших. Они имеются практически в каждом городе края.
А вот учебный пункт Всероссийского общества автомобилистов пока не работает - находится в состоянии лицензирования. Лицензию надеются получить к началу учебного года. У этой организации имеется большой автодром на ул. Выборгской. Курсантам многих пунктов подготовки водителей он знаком - ведь именно там они сдают экзамены по вождению.
Единственная школа, где обучают вождению юных автолюбителей, - это Хабаровская детско-юношеская автошкола. Недавно она отметила свое 30-летие. Здесь наряду с обучением подростков учат вождению автомобилей и взрослых.
Но есть еще детско-юношеский центр "Импульс", где также научат водить автомобили и детей, и взрослых.
Наверное, не раз вам приходилось слышать от знакомых, что хотели бы водить автомобиль, да вот времени найти не могут. То учеба, то график работы неудобный, а отпуск короткий - не успеешь пройти курс обучения. Недавно одна моя знакомая сказала: а зачем учиться, если "права" купить можно, и по цене, мол, почти столько же. Говорят, земля слухами полнится. В официальных источниках эти слухи, естественно, никто не подтвердил. Но на форумах некоторых сайтов наши земляки на полном серьезе рассуждают о возможности покупки водительских удостоверений. Кое-кто даже сумму назвал - 400-500 у.е. Это если без обучения. А если учился, но экзамены не можешь (или не хочешь) сдать, то 4000 целковых.
Вот только почему-то никто не думает, что такой горе-водитель действительно способен принести немало горя. И хорошо, если только себе, как это случилось с одним из посетителей такого форума: "У меня на дороге было два препятствия! Столб и автобус ПАЗ. После этого, как гадалка отшептала за руль садиться. Права купил! Поэтому мой тебе совет - УЧИСЬ!"
Учись, ведь это совсем несложно и даже интересно. Программа обучения составлена так, что в течение 2 - 2,5 месяца позволит освоить и правила дорожного движения (ПДД), и познакомиться с устройством автомобиля (ну хотя бы узнаете, чем карбюратор отличается от радиатора и куда заливать масло, а куда - топливо). После уроков вождения на современных автомобилях - сначала на автодроме, потом по дорогам города, ощутите уверенность в себе.
Платить за обучение на курсах, конечно, немало придется. Здесь и плата, которая колеблется от 6 до 7,5 тысячи рублей, и стоимость бензина для учебного автомобиля на время практического вождения. Кроме того, предстоят расходы на медицинскую комиссию и на бланки водительских удостоверений. Но это все-равно дешевле, чем "купить", да и безопаснее. А вот время обучения можно спланировать в зависимости от режима работы. Как правило, обучение в автошколах организовано в две смены - утром и вечером.Вождение в реальных условиях дорожного движения с его заторами, сложными перекрестками, разбитыми дорогами, невоспитанными водителями - пожалуй, самый ценный опыт. Об этом же говорит и начальник Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УВД Хабаровского края Алексей Дмитриевич Зоткин: "Езда по загородным дорогам приносит мало пользы. Учащийся после такой практики в городе теряется. Потому мудро поступают руководители тех школ, где учебные маршруты проложены по городу". Точно так же гораздо полезнее в процессе изучения ПДД рассматривать не стандартные задачи экзаменационных билетов, а реальные случаи. Конечно, "зубрешка" позволит сдать экзамен курсанту, но вряд ли поможет в сложной ситуации вновь испеченному водителю.
В реальной жизни на дороге и знание ПДД, и навык вождения не помогут, если не готов психологически к встрече с откровенным хамством иных участников движения. У таких, с позволения сказать, водителей, нарушены все правила в головах. Их не останавливает ни красный сигнал светофора, ни двойная разделительная полоса. И очень жаль, что уроки психологии, да и водительской этики не предусмотрены в программе обучения кандидатов в водители.