Дорожные неурядицы
Школьник, он же пешеход
Впервые в этом году в приемке школ участвуют сотрудники ГИБДД. В эти последние дни августа, свердловские гаишники обходят учебные заведения, чтобы проверить, есть ли в них необходимая методическая литература по безопасности движения, хорошо ли оборудованы околошкольные дороги - стоят ли рядом необходимые дорожные знаки, не растут ли кусты так, что выскочивший на дорогу ребенок станет для водителей полной неожиданностью...
Словом, делают все, чтобы страшное словосочетание "детская смертность на дорогах" произносилось все реже и реже.
Дети гибнут на дорогах
В первом полугодии 2004 года в Свердловской области выросли показатели аварийности с участием детей. Количество ДТП возросло на 14, 6 процентов, при этом число получивших травмы и доставленных в больницу увеличилось на 12, 3 процента. Число погибших детей выросло на 16, 7 процента. Так гласит официальная статистика, что собрана в областном ГИБДД. Переходя от сухих и малоговорящих процентов к образному языку, практически целый класс - 20 ребятишек - никогда уже не сядут за парты. Небольших размеров школа - 630 человек - будет хромать, а то и передвигаться на инвалидной коляске, и вечно вздрагивать от приближающихся машин.
Меж тем, как считают специалисты, самое страшное еще впереди. В конце лета ребятишки возвращаются с отдыха. После просторов "безмашинных" пляжей и деревенских полей взрослому-то человеку не всегда легко переключиться на суету города, вспомнить, как переходить дорогу. Что уж тут говорить про детишек!
правила - в Дневник
К учебному году инспектора ГИБДД готовятся тоже. С этого понедельника во всех регионах страны, в том числе в Свердловской области, стартовал всероссийский рейд "Внимание: дети!". Операция эта уже не первый год проходит в преддверии учебного года. И сейчас все почти как обычно - конкурсы и стишки "красный свет - дороги нет", тематические КВНы, беседы. Сотрудники ГИБДД, чувствуя себя не в своей тарелке, рассказывают школьникам, почему опасно перебегать улицу под носом несущихся автомобилей, и уже более уверенно - на дороге, останавливают автомобилиста, что лихо игнорирует все предупреждающие знаки "Дети". Все, как обычно, да не совсем.
Например, в этом году к началу учебного года свердловские гаишники совместно с министерством образования и при финансовой помощи страховых компаний и местного отделения Всероссийского общества автомобилистов выпустили дневники с символикой ГИБДД и правилами дорожного движения. Каждое правило напечатано по несколько раз - в подготовке дневников участвовали психологи, они-то и посоветовали повторять минимум трижды, чтобы ребенок усвоил. Конечно, обеспечить такими дневниками всех невозможно, тираж слишком мал, поэтому дневники будут раздавать в ходе специальных акций. Зато обычных памяток с правилами в области достаточно. Скажете, обычные бумажки, правила дети и так знают? И ошибетесь. Именно незнание элементарных правил дорожного движения стоит первым пунктом в списке причин, по которым дети попадают под машины. А отсюда уже и все остальное - переход дороги там, где ее переходить нельзя, неожиданное появление на проезжей части.
Во время операции посты ДПС разместятся поблизости к учебным заведениям, а всем автомобилистам будет рекомендовано передвигаться с включенным светом фар. Акция продлится до 12 сентября.
"Делами" ведает теперь ГИБДД
Если рейд проходит ежегодно, то в приемке школ инспектора ГИБДД участвуют впервые. Теперь на каждое образовательное учреждение (школы и детские сады) будет заведено собственное "наблюдательное дело". Что в него войдет? Например, журнал инструктажей, по которому будут следить, как давно классный руководитель 1"А" слушал "дорожную" лекцию, и как часто он повторял ее в своем классе. В специальной тетрадке - регистрация ДТП, которые произошли с учениками школы. В "наблюдательном деле" будут отражены и существующие дорожные условия - каков подъезд к школе, скалывается ли во время гололеда лед, есть ли тротуар. В обязательном порядке в деле должен быть план микрорайона с указанием всех знаков и светофоров.
-Этих полномочий нам очень не хватало, - говорит инспектор по пропаганде УГИБДД Свердловской области Магинура Николаевна Ахмадуллина. - В отличие от той же УГПС (противопожарная инспекция - авт.) до настоящего времени мы вообще не имели права участвовать в приемке школ.
Документ, возложивший на ГИБДД подобные обязанности, требует многого и от школ. Например, специального кабинета безопасности. А в перспективе территориальные дорожные инспекции оборудуют в каждом микрорайоне специальный автогородок, где детей смогут обучать правильно ходить через дорогу.
живой и светится!
-Рост всех трех показателей (общего количества ДТП с участием детей, детской гибели и травматизма) в первом полугодии зафиксирован в нескольких территориях, - говорит инспектор по пропаганде областного управления ГИБДД Магинура Ахмадуллина.
В "рекордсмены" попали крупные города области - Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, плюс несколько районов - Белоярский, Артинский, Шалинский, Новолялинский. И если объяснить присутствие в списке первых нетрудно, то откуда аварийность в традиционно сельских районах?
Ларчик открывается просто. В каждой сельской местности есть своя автодорога. И, как правило, нет своих тротуаров. Вот и ходят жители по проезжей части. А школьникам, которым часто приходится жить в одной деревне, а учиться - в другой, по проезжей части приходится проходить иной раз не один километр. Маленькие фигурки на обочине, особенно в сумерках, не всегда заметны водителям проносящихся мимо машин.
Свердловская область стала одним из первых регионов России, где эту проблему придумали решать с помощью... специальных нашивок со светоотражающим эффектом. Они крепятся к одежде, и тогда школьников видно даже в темное время суток. Впервые светоотражатели стали пропагандироваться года полтора назад. Тогда московское предприятие "Современные системы и сети" даже предоставило свердловскому ГИБДД 39 тысяч таких нашивок, все они были переданы в отдаленные города и районы области. Как показало прошедшее с тех пор время, такой выход тоже неплох.
Непутевые водители, непутевые родители
Недалеко от моего дома находятся две школы. Естественно, дороги возле них просто изобилуют предупреждающими знаками "Дети". Да только машины продолжают ездить на достаточно высокой скорости - правила дорожного движения у нас плохо знают не только школьники.
Статистика вину водителей подтверждает. Так, из пострадавших в первом полугодии 2004 года на дорогах детишек, 334 пешехода. По собственной безалаберности - выбегая неожиданно на дорогу, пересекая улицу на красный сигнал светофора - под колеса попали лишь 250 ребят. Остальные 84 пострадали из-за непутевых водителей. При том детишек, страдающих по собственной неосмотрительности, с каждым годом становится все меньше. Кстати, снижение водительской дисциплины в том списке причин, о котором шла речь в самом начале материала, стоит на втором месте.
-Настораживает еще и то, что растет количество ДТП, где ребенок получает травмы, сидя в салоне автомобиля, в том числе, в машине собственных родителей. Их стало больше на 39 процентов! - возмущаются в ГИБДД.
Взрослый за рулем, видимо, не отдает себе полный отчет в том, что рискует не только своей жизнью. Сама недавно видела, как "Таврия" пыталась лавировать в пробке, то и дело подставляя себя огромным КАМАЗам. Водителя совершенно не смущал тот факт, что рядом с ним, на переднем сиденьи (!) сидит женщина с годовалым ребенком.
При такой статистике впору за парты с учебниками правил дорожного движения сажать не только школьников.