Перейти к основному содержанию

Главная      ЭКСПЕРТИЗА

ЭКСПЕРТИЗА

ПРАВОЗАЩИТНИК

Задать каверзный вопрос президенту "Коллегии правовой защиты автовладельцев", журналисту "МК" Виктору ТРАВИНУ и получить квалифицированный ответ теперь очень просто: с понедельника по пятницу, с 19.05 до 20.00, на частоте радиостанции "Русская служба новостей" (107.0 FM) он выходит с вами на связь в популярной программе "Право руля!". Специально для тех, кто плохо слышит, но еще хорошо видит, "МКмобиль" публикует сокращенную версию программы.

ОСОБАЯ ТЕРРИТОРИЯ

На прилегающей к супермаркету стоянке я по своей вине попал в ДТП и, как положено, чтобы получить документы для страховой компании, позвонил в ГАИ. Однако в дежурной части мне сказали, что сотрудники

ДПС на такие аварии не выезжают, потому что территория, принадлежащая супермаркету, является внутренней территорией организации и Правила дорожного движения на нее не распространяются. Наши страховые компании тоже заявили, что возмещать ущерб в ДТП не будут, ибо законом об "обязаловке" это не предусмотрено. Пришлось расплачиваться на месте...

Аркадий ВАСЬКИН

- К сожалению, формально страховые компании правы: согласно статье 6 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие причинения вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации. Следовательно, страховщик не обязан выплачивать страховую сумму, если причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего произошло при движении транспортного средства по такой территории.

Впрочем, законодательство (и это правовой нонсенс!) никак не раскрывает понятие "внутренняя территория организации".

Вместе с тем, как сказано в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за I квартал 2006 года", внутренняя территория организации представляет собой земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на праве собственности или на ином законном основании. Такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств и выезда с нее (пропускной режим).

Территория супермаркета, на которой вы попали в ДТП, вряд ли является внутренней территорией организации, ибо не подпадает под вышеуказанные признаки - она не ограждена и не имеет пропускного режима.

А потому вам следовало вызвать участкового сотрудника милиции (коли уж сотрудники ГИБДД отказались выезжать на место аварии), с его помощью зафиксировать факт причинения ущерба автомобилям и воспользоваться пунктом 1 статьи 30 вышеуказанного закона, в соответствии с которым организации и граждане обязаны бесплатно представлять по запросам страховщиков имеющуюся у них информацию (в том числе конфиденциальную), связанную со страховыми случаями по обязательному страхованию. То есть потребовать у страховщика запросить у супермаркета сведения о том, отвечает ли территория, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, вышеуказанным признакам.

И в случае отрицательного ответа у вас появился бы великолепный шанс "подставить" под выплаты потерпевшему вашу страховую компанию и не запускать руку в семейный бюджет...

***

АДВОКАТ

На вопросы читателей "МКмобиля" отвечает адвокат Алексей РЕУТ.

ВОТ КТО-ТО С ГОРОЧКИ СПУСТИЛСЯ

В населенном пункте ехал в левом ряду. Вдруг водитель авто, двигавшегося чуть впереди в правой полосе, начал разворачиваться (как он сам позже пояснил, мой автомобиль у него был в "слепой зоне"). Экстренное торможение не спасло меня от столкновения. Приехавшие на место ДТП гаишники не моргнув глазом решили, что в данном происшествии виновен не только тот, кто совершал маневр, но и я, поскольку, судя по тормозному пути, я двигался с превышением скорости. Но я спускался с уклона, а следовательно, даже при скорости в 60 км/ч тормозной след по-любому будет длиннее, чем на ровной дороге. Как вы считаете, есть ли моя вина в данном ДТП?

Петр ФЕДОРЦОВ

- Чтобы точно ответить на ваш вопрос, мне необходимо изучить материалы по ДТП. Однако из того, как ситуацию описываете вы, следует, что вина оппонента обсуждению не подлежит. Своими действиями он грубо нарушил требования сразу двух пунктов ПДД, в частности - 8.1 и 8.5 (перед началом маневра водитель должен убедиться в его безопасности, а также заблаговременно занять крайнее соответствующее положение).

Что касается ваших действий, то они не вышли за пределы норм ПДД, ибо, заметив опасность, вы согласно пункту Правил 10.1 часть 2 незамедлительно приняли меры к остановке автомобиля, что подтверждается наличием на дороге следов торможения. Утверждения инспекторов ГИБДД о том, что вы ехали с превышением скорости, должны быть основаны на расчетах эксперта, а не на их предположениях. Только эксперт по формулам сможет грамотно рассчитать приблизительную скорость вашего авто и принять во внимание факторы, увеличившие тормозной путь (уклон, мокрая дорога, разлитое на асфальте масло или рассыпанный песок и т.п.). Если этот уклон составляет 1-2 градуса, то увеличение тормозного пути будет столь незначительным, что на выводы эксперта это может и не повлиять.

ОШИБКИ ПРАВОСУДИЯ

Оказался виновником ДТП, и суд "приговорил" меня к выплате потерпевшей стороне денежной компенсации в размере 57 243 рублей. Решение оглашено, судебное заседание окончено, но когда я на руки получил копию "вердикта", то обнаружил, что я задолжал 67 243 рубля, то есть на 10 000 больше! Как это возможно, ведь служитель Фемиды не вправе менять свое решение?.. Захар СИМОНОВ

- Действительно, после объявления своего решения суд не вправе отменить или изменить его. Однако судья, оперируя цифрами, мог допустить ошибку, и в этом случае служитель Фемиды по своей инициативе или по заявлению лиц, участвовавших в деле, должен исправить опечатки, описки и арифметические ошибки. Вопрос о внесении исправлений в решение рассматривается на судебном заседании, а лица, участвующие в деле (в том числе и вы), должны быть извещены о времени и месте заседания суда. Но их участие в таком судебном заседании не является обязательным, и вопрос о внесении исправлений может быть рассмотрен без участия сторон. В любом случае, внося какие-либо изменения в решение, судья должен вынести соответствующее определение (если полистаете дело, то вы его там непременно должны найти). Если вы будете не согласны с определением о внесении исправлений в решение, то можете обжаловать его в установленном законом порядке.

***

ЮРИСТ

На вопросы читателей "МКмобиля" отвечает вице-президент "Общества потребителей автотехники России", юрист Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!

Пригнал автомобиль в сервис. Слесарь, починив подвеску, сказал, что плохо приварен какой-то крепеж, и предложил провести сварочные работы, а затем включить их в заказ-наряд. Я согласился, и... искра попала в двигатель, машина тут же вспыхнула. Потушить ее не удалось, поскольку в сервисе не было огнетушителя. Компенсировать ущерб владелец мастерской отказывается, ссылаясь на то, что вина в возгорании автослесарей, а не его фирмы. Правомерен ли такой ответ? Иван КРАТОВ

- Ссылки владельцев автосервиса на то, что ущерб причинен по вине автослесарей и поэтому требования о возмещении ущерба необходимо адресовать к ним, конечно же, неправомерны. В соответствии с действующим законодательством (статья 1068 ГК РФ), юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. Не говоря уже о том, что в автосервисе отсутствовали даже первичные средства пожаротушения! Налицо вина автосервиса. В такой ситуации потребителю немедленно должна быть выплачена компенсация, причем, по закону РФ "О защите прав потребителей", в размере двукратной стоимости утраченного имущества.

Такие случаи утраты автомобиля в автосервисе хотя и редко, но случаются. Поэтому всегда необходимо следить за правильным оформлением отношений с мастерской, требовать подробного составления заказ-наряда, приемосдаточного акта. Это станет гарантией быстрого и правильного решения вопроса при возникновении конфликтной ситуации.

Ну а сейчас вам необходимо написать претензию на имя директора автосервиса с требованием в разумные сроки компенсировать вам ущерб. Откажется - смело обращайтесь в суд! Положительные решения по схожим случаям далеко не единичны.

СТРАХ ПОКУПКИ

Собираюсь купить автомобиль, но не знаю, в каком автосалоне лучше сделать это, поскольку слышал, что клиентов частенько обманывают даже известные бренды. Что мне важно знать, оформляя документы, чтобы не стать жертвой недобросовестных автопродавцов?

Леонид ЛЕЩЕВ

- Многие компании рекламируют себя в качестве официальных дилеров, хотя сами автомобили не продают, а оформляют продажу через подставные фирмы-однодневки. Поэтому при покупке машины надо внимательно прочитать до го вор купли-продажи, выяснить, с какой фирмой вы его заключаете, кто является дилером и на чей расчетный счет вы вносите деньги. Масса случаев, когда человек приходит в разрекламированный дилерский автосалон, а в документах об оплате значится фирма-однодневка, с которой и составляется договор купли-продажи.

Потом, нередки случаи, когда потребителям навязываются абсолютно незаконные условия гарантии, ненужные дополнительные услуги (скажем, обязательным условием покупки машины является установка аудиосистемы, подкрылок и прочего). Так что если вы хотите приобрести автомобиль правильно и застраховать себя от трудностей с гарантией и финансовых потерь, желательно, как и при покупке квартиры, проконсультироваться с юристом.