ГЛАВНАЯ ТЕМА - БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
"Отрадно, что первый форум обозначил основной своей темой безопасность человека. Одними карательными мерами этого не решить. Уверен, будут новые подходы. И надо очень постараться, чтобы конкретные предложения вошли в бюджет будущего года", - сказал на состоявшемся недавно во Дворце культуры "Савва" первом республиканском форуме "Обеспечение безопасности дорожного движения - единая задача государства и общества" заместитель Председателя Народного Хурала республики Иван Игнатович КАЛАШНИКОВ.
ГОВОРИТЬ о безопасности на дорогах республики, безусловно, надо. Не может не тревожить рост основных показателей аварийности на дорогах республики в 2005 году в Советском, Джидинском, Заиграевском, Окинском, Северобайкальском районах. Подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий - 89, 6 процента - по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств. По-прежнему много нерешенных проблем в предупреждении аварийности на автомобильном транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки. Количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов увеличилось. Видимо, погоня за максимальной прибылью в ущерб безопасности людей стала для коммерческих организаций и предпринимателей, занятых перевозкой пассажиров, главной целью, отметил в своем докладе исполняющий обязанности начальника Управления ГИБДД МВД Бурятии Аламжи Сыренов. Согласился с докладчиком и руководитель Управления государственного автодорожного надзора по Бурятии Ю. П. Добровенский, заявив, что проблема безопасности на пассажирском автотранспорте приобрела сегодня особую остроту. Возрос по городу объем пассажирских перевозок. Работают 166 маршрутов, 79 перевозчиков включены в специальный реестр. Но, по его мнению, нужен закон, который бы регулировал отношения между ними и пассажирами. К сожалению, на первый республиканский форум по безопасности дорожного движения не пригласили ни одного представителя от перевозчиков.
Аламжи Сыренов также сказал, что более половины дорог республики требует реконструкции, как и 70 процентов светофорных объектов. Органы исполнительной власти, в ведении которых находится вся улично-дорожная сеть на местах, к сожалению, не принимают действенных мер по приведению ее в надлежащее состояние. Однако заместитель руководителя Республиканского дорожного агентства В. И. Баранов заявил, что дороги республики ремонтировали, решен вопрос по улучшению финансирования ремонта и содержания дорог в городской администрации, выполняются работы по уличному освещению. Около 10 миллионов рублей затрачено на подсыпку дорог и установлено 345 дорожных знаков только в прошлом году. Но сделано еще не все, констатировал В. И. Баранов. Многое предстоит сделать, особенно по установке светофоров. "Это хозяйство надо развивать. Возросло у нас количество автотранспорта и нарушений Правил дорожного движения со стороны водителей, перевозящих пассажиров, соответственно стало больше. Ежегодно проверяются медицинские пункты, где проводится предрейсовая проверка водителей, - сказал также В. И. Баранов, -и Минздраву есть над чем работать. Кроме того, надо бы увеличить количество постов, особенно на Элеваторе, проспектах Автомобилистов и Строителей. Практически нет у нас в городе автовокзала, и автобусы, прибывающие из районов, совсем не содействуют безопасности на городских дорогах".
Кроме того, по словам Аламжи Сыренова, дорожная разметка в столице республики Улан-Удэ наносится на проезжую часть лишь в 10 процентах от потребности. Конечно, дорожное покрытие в городе вызывает большие претензии у тех, кто ездит по ним. Значительная часть дорог наших построена в 70-80-е годы, а средств на их ремонт в прошлом году было выделено всего 10, 5 процента от потребности. Вот и получается, каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие происходит у нас в городе по причине плохих дорог, в частности, в 2005 году: из-за низкого качества покрытия, недостаточного освещения, неровного покрытия, из-за дефектов покрытия и заниженной обочины. Лишь в 2006-08 годах будет уделено особое внимание на дороги, ведущие к Байкалу. Всего на реконструкцию дорог международного значения предполагается выделить около миллиарда рублей. Это федеральные деньги. Республиканский бюджет на эти цели запланировал всего лишь 10 миллионов рублей. Мизер, которого хватит на два объекта. "Денег не хватает. Отсюда все наши беды", - заявил заместитель руководителя "Бурятавтодора" В. Г. Клементьев.
По-прежнему тревожит, по словам Аламжи Сыренова, детский дорожно-транспортный травматизм. В прошлом году под колесами автомобилей погибло 16 несовершеннолетних, более 200 получили травмы различной степени тяжести. Как правило, все это происходит в большинстве случаев по причине несоблюдения детьми элементарных правил поведения на дороге и недостаточно внимательного отношения взрослых к обучению детей правилам дорожного движения. Аламжи Сыренов с сожалением отметил, что ни в Улан-Удэ, ни в районных центрах республики практически нет автогородков, где дети могли бы впервые в жизни на практике знакомиться с правилами поведения на проезжей части. Нет у нас и учебно-методического центра, который мог бы оказать этому существенную помощь. Юные инспектора дорожного движения - только в школе " Байкальская перспектива". А по словам и. о. заместителя министра образования и науки Бурятии В. В. Сергеева, "два часа в старших классах - этого крайне мало, ведь образованный человек должен знать компьютер, языки и автомобиль". По мнению В. В. Сергеева, нам очень нужен центр по обучению основам дорожного движения.
Участники форума приняли решение, пункты которого носят в основном рекомендательный характер.
Да, очень бы хотелось, чтобы комиссия безопасности дорожного движения поскорее начала свою работу и принята была республиканская целевая программа по безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы. Но еще больше хотелось бы надеяться, что совместными усилиями государственных органов и общественных объединений нам удастся решить сложные вопросы безопасности дорожного движения в нашей республике.