Перейти к основному содержанию

Главная      Правила на пути ужесточения

Правила на пути ужесточения

В Госдуму в очередной раз внесен законопроект об ужесточении наказаний для автомобилистов. Штрафы намереваются поднять в разы и вновь ввести балльную систему накопления нарушений ("дырокол"). Поможет ли это сократить огромное количество жертв ДТП и навести порядок на дорогах?

ЗА

Юрий ГЕЙКО, обозреватель "Новой": "Выше штрафы -меньше аварий"

Наконец-то уж который по счету проект ужесточения наказаний за нарушение ПДД внесен в Думу, но, судя по настрою президента, который думцы четко улавливают, на этот раз основа проекта станет законом. Где-то осенью этого года.

Я же улавливаю не настрой президента - уже который год пишу, говорю одно и то же: если мы хотим избавиться от бардака на дорогах, штрафы на дороге надо увеличивать. Знаю, что рискую утонуть в волне "народного гнева".

Самый главный вопль протеста: это повышение лоббирует только интересы кровопийц-гаишников! Вы сначала взяточничество на дорогах искорените, а потом штрафы повышайте, чтобы они шли в казну государства!

Да, к сожалению, гаишники будут набивать карманы туже. Но что делать - это издержки, от которых никуда не денешься: ведь для искоренения взяточничества на дорогах нужно искоренить их сначала в стране, на это и жизней трех поколений не хватит, а порядок на дорогах надо наводить сейчас.

Итак, сколько и за что?

Проезд на красный. Было 50 рублей, будет 1000 - 1500. Отлично! "За"! Только надо четко прописать все случаи, которые могут стать спорными: желтый, мигающий зеленый, въезд на перекресток - выезд с перекрестка.

Не пропустил пешехода на "зебре" или на его законный зеленый - пусть для тебя он тоже зеленый, но пешеход главнее - стань беднее на 800 рублей. Давно пора!

Повернул, развернулся там, где запрещено. Было 50 рублей, будет 300-500. Правильно!

Движение по тротуару, по обочинам. Было 50 рублей, а об обочинах в правилах вообще не говорилось, предлагается штраф 1000 рублей - правильно, можно было и больше.

Непристегнутый ремень. Было предупреждение или штраф 50 рублей, предлагается 500. Аплодирую. Сейчас вам со всех сторон начнут рассказывать, как один, другой, третий остались живы только потому, что были не пристегнуты! Слушайте. Кивайте. Бывает, но очень редко - два-три случая из ста. В 97 случаях - наоборот. Это значит, что весь пристегивающийся мир - идиоты, одни мы умные? Вряд ли.

Превышение скорости. На 10-20 км в час был штраф 50 рублей, будет 300. Категорически не согласен с цифрой 10. Тут будут постоянные недоразумения, потому что погрешность спидометров достигает 10 - 15 процентов! Кто это будет учитывать - инспектор на дороге? Начинать наказывать за превышение рублем надо с цифры не 10, а 20. Ниже - предупреждение.

Превышение на 20-40 км - вот отсюда и надо начинать: было 100 рублей, будет 500. Многовато, вообще-то 300 было бы нормально.

Превышение скорости на 40-60 км в час. Был штраф от 100 до 300 рублей, предлагается от 1000 до 1500 рублей. Нельзя! Во-первых, цифры штрафа надо вдвое уменьшить, а во-вторых, при наших бесконечных и далеко не всегда оправданных ограничениях скорости на дорогах начнутся большие проблемы.

Как у нас безобразно знаки ставят... Кто-то когда-то высокопоставленный разбился - знак поставили. Плохая дорога - знак поставили. Дорогу отремонтировали, высокопоставленного уж все забыли, а знаки остались. И стоят они десятилетиями.

Вывод: пока соответствующие службы наши дороги от "дурных" ограничений не расчистят, делать этот пункт проекта законом нельзя.

Выезд на встречную полосу вместо 300-500 рублей штрафа или лишения прав на 2-4 месяца предлагается наказывать 2000-2500 рублей или лишением прав на срок от полутора до двух лет.

Вот где море для произвола и золотое дно для инспекторов и их собственного трактования правил: что такое выезд на встречную - завершение обгона или объезд препятствия, выезд одними левыми колесами или половиной машины, выезд на встречную или движение по встречной? Начнется настоящая охота инспекторов за левыми колесами за осевой.

Здесь, как нигде, необходимо отделить "мух" от "котлет": одно дело - когда нарушитель идет на создание аварийной ситуации, а другое - когда ее и близко нет.

И, наконец, за пьянку почти вдвое предложено ужесточить наказание: сейчас лишение прав до полутора лет, предлагается до 2, 5 лет - "за" безусловно. Наконец-то будет узаконено понятие "опьянение": оно начнется от бутылки пива - правильно!

Если нарушение машины засек не "живой" инспектор, а фото- или телекамера, отвечать за него будет владелец машины - как в Европе. Правильно, рукописные доверенности давным-давно надо было ликвидировать.

При всем при этом предлагается возврат к системе "дырокола" , балльной системе накопления нарушений.То есть деньги решают не все - стал "злостным" , отдохни от руля или найми водителя, если ты такой богатый. Вздыхаю, но покоряюсь: если уж "рубить хвост" , то весь и сразу, а не по частям.

Вот, собственно, главное... Вывод: штрафы за нарушения на дорогах поднимать надо, не дожидаясь, пока в светлом будущем покончат со взяточничеством, - слишком много народа гибнет у нас в ДТП. Россия по смертям и увечьям - в группе африканских стран.

А факты свидетельствуют: чем выше в стране штрафы, тем меньше на ее дорогах смертей и увечий - нравится нам это или нет.

***

ПРОТИВ

Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Государственной Думы, председатель Движения автомобилистов России: "Репрессии никогда не помогут"

За всеми предложениями, поступавшими в последнее время в Думу, я вижу корысть - стремление коммерсантов, аффилированных с ГИБДД, и самих сотрудников ГИБДД заработать

Конечно, ситуация на наших дорогах очень сложная и становится все хуже и хуже. Но, к сожалению, авторы законопроекта предпочли репрессивные меры всем остальным. Причем некоторые положения законопроекта противоречат Конституции. Балльная система, которую нам предлагают, - это фактически два наказания за одно преступление: водителя и штрафуют, и баллы начисляют.

Как это будет происходить? Инспектор берет у вас талон и дыроколом делает дырочки. Может сделать, а может и не сделать, это зависит от того, заплатите вы или нет. Мы просто возвращаемся к тому, что у нас было в середине девяностых, - сплошная коррупция. Эффективность балльной системы наказаний еще никто не доказал, но почему-то ее хотят возродить.

Закон, предложенный Плигиным и К°, фактически дает ГИБДД новые функции, а новые функции и полномочия - это новые взятки. При этом, заметьте, никакого нового, усиленного контроля за действиями сотрудников не предложено вообще.

Первым делом, естественно, возрастут суммы взяток, которые четко пропорциональны суммам штрафов. А поскольку отделываться нужно будет не только от самого штрафа, но и от дырочки в талоне, увеличится и число этих самых взяток.

С той тяжелой ситуацией, которая сейчас у нас на дорогах, репрессиями никак нельзя бороться. Я считаю, что необходим еще один орган власти, не относящийся к ГИБДД, а, наоборот, ее контролирующий. Условно говоря, это может быть дорожная полиция или Министерство безопасности дорожного движения. Сейчас такой единой службы нет: например, Москве, по моим данным, не хватает пяти тысяч дорожных знаков, но за это никто не отвечает! Та же ситуация и со светофорами, которые не относятся к ведению ГИБДД.

Авторы законопроекта говорят, что у нас много аварий, поэтому, мол, давайте увеличим штрафы. В России ежегодно происходит столько же ДТП, сколько в США. Но жертв у нас при этом на треть больше! Я уверен, что это связано с тем, что 70 процентов автопарка нашей страны не отвечает современным требованиям безопасности. Я говорю об отечественных автомобилях, у которых нет подушек безопасности, нет системы АБС. Как можно с этим бороться? Я не думаю, что сейчас, например, "Рособоронэкспорт" , купивший АвтоВАЗ, начнет бороться за безопасность производимых автомобилей. А только повышение безопасности транспорта могло бы снизить количество ДТП, никак не ужесточение наказаний. Министерство транспорта пыталось что-то вякнуть по этому поводу, но его прижали, на том все и закончилось.

Я считаю, что нужно внедрять новые системы контроля, видеонаблюдение, нужно, чтобы кто-то следил за сотрудниками ГИБДД. Можно, например, ввести премии инспекторам на участках дорог за безаварийность. Тогда они будут кровно заинтересованы в том, чтобы отремонтировали светофор, заделали яму... Инспектор не будет говорить: "Мне все равно, что там яма, это не в моей компетенции" , а пойдет и добьется, чтобы участок отремонтировали.

Плигин со товарищи, может, конечно, не осознают, что нельзя так просто решить все дорожные проблемы. Вера наших чиновников и депутатов в карательные меры просто поразительна. Это очень далеко от истины, но в принципе присуще нашему менталитету.

Страшнее, если дело в другом: если авторы законопроекта понимают, что наказание не приведет к прогрессу. За всеми предложениями, поступавшими в последнее время в Думу, я вижу корысть - стремление коммерсантов, аффилированных с ГИБДД, и самих сотрудников ГИБДД заработать.

Речь идет именно о наживе отдельных лиц, и я могу это подтвердить очень просто. Когда мы в девяностых отменяли балльную систему, лично мне звонили конкретные лица и угрожали.

Репрессии приведут к одному - к возврату недоверия к государству и власти как таковой, а агрессии на дорогах меньше не станет. Хотя пока все-таки точно неизвестно, в каком виде выйдет этот закон и выйдет ли вообще.

Высказать свое мнение по поводу этой дискуссии вы можете на форуме "Новой" ОТКРЫТО. RU