Перейти к основному содержанию

Главная      ТИХО! СМОТР!

ТИХО! СМОТР!

За 10 лет водительского стажа у меня были разные машины, но я никогда не проходил техосмотр. Все мои родственники и знакомые, как и я, заветный талон просто покупали. Если в цивилизованном мире проверка технической надежности автотранспорта гарантирует безопасность на дорогах, в России ТО - это кормушка для гаишников, так как без талона на лобовом стекле автовладельцу запрещено даже выезжать из гаража. Введенные с начала 2006 года изменения в порядок прохождения осмотра революции в этой области не сделали. А она нужна.

За левый, но подлинный техосмотр моей первой ВАЗ-2105 (1984 года выпуска), внешний вид которой сам по себе был неисправностью, я с 1996 года платил в рублях и в долларах, отдавая знакомым техпаспорт еще старого образца для проставления штампика. Ни один техник от ГАИ мою проржавевшую рухлядь не видел. Лишь однажды надо было подъехать на стоянку возле ОТОР-2 на улице Перерва с оплаченной квитанцией транспортного налога и тысячей рублей. Талон мне вынесли через 30 минут. Через год я прикрепил на лобовое стекло талон с отметкой Главного управления ГАИ России. Моя "пятерка" якобы прошла осмотр в их гараже, и стоил тогда этот "сервис" $100. В следующий раз свой человек за $150 (доплата невероятно ускоряла процедуру) предлагал сделать техосмотр прямо на Садовой-Самотечной у проходной столичного управления ГИБДД. Я подъехал, позвонил снизу, отдал деньги и техпаспорт и через 10 минут получил новый талон с данными машины, автографом начальника подразделения и защитной ламинатной пленкой.

Когда моей новой ВАЗ-2107 исполнилось два года, я, по идее, мог смело отправляться туда, где проходят ТО. Но на это не было времени. Отдал другому знакомому дяде $50 и копию техпаспорта. Через три дня получил новый талон на два следующих беззаботных года и распечатку с отметками о проведении инструментального контроля. Из этого документа следовало, что все было исправно, а уровень СО и СН в выхлопных газах соответствовал норме. Возможно...

Другие мои машины тоже проходили техосмотр стоя в гараже или на стоянке. Бдительные инспекторы неоднократно просили отодрать техталон от лобового стекла пожилой "пятерки" и дать им в руки - пощупать, понюхать и "пробить" по базе. Неспособность моего ржавого авто пройти техосмотр была очевидна любому. Но талон всегда был подлинный и числился во всех регистрационных базах. Инспектор понимал, что моими деньгами уже разжились его коллеги, и отпускал меня.

Покупка техосмотра экономит время и нервы

В России любой водитель может подойти к соседу и доверительным шепотом, а то и громко на весь подъезд спросить: "Вась! (Коль! Петь!) Ты можешь сделать ТО?" Для многих покупка талона уже стала нормой. "Делание ТО" воспринимается уже не как дача взятки, а как уплата еще одного ежегодного, но негласного налога за возможность ездить по России. Причем за возможность ездить на том, на чем хочешь, и - под свою ответственность - в любом техническом состоянии. А как же аварии с участием неисправных авто без тормозов со сломанным рулевым управлением и негорящими фарами? В ГИБДД России "Профилю" заявили, что такой статистики не ведется.

- У нас все машины официально прошли техосмотр, а выезд с неисправностями, прописанными в Правилах дорожного движения, запрещен, - добавили там.

Техосмотр автотранспорта усилиями российской ГИБДД уже давно перестал выполнять свои функции по контролю и тем более по обеспечению исправности узлов, агрегатов и систем автомобиля. Ведь понятно, что наличие талона прохождения ТО на лобовом стекле, допустим, новой модели BMW 7-й серии, которую регулярно, заботливо и за немалые деньги обслуживают профессионалы дилерского техцентра, давно превратилось в формальность.

По данным "Профиля", в госавтоинспекции за несколько последних лет понимание абсурдности проведения осмотра в том виде, в каком он существует сейчас, значительно выросло. Для автовладельцев, не желающих тратить время на получение формальности в виде талона на следующий год через очереди и нервы, в ГИБДД разработана негласная схема, или даже скорее особая система прохождения ТО за деньги. Внутри ГИБДД выстроена иерархическая схема распределения доходов от левых, но легальных ТО, есть сроки такого прохождения и есть прейскурант. Причем стоимость заветного талона, без которого по нашим дорогам пока передвигаться запрещено, зависит от скорости его изготовления и от того, придется ли смотреть, собственно, на саму машину (см. таблицу). Для ГИБДД выдать техосмотр тому, кого в глаза не видели, удобнее. Ответственности за техсостояние машины никакой, а денег это принесет больше, чем водитель, заехавший поторговаться в бокс. И время экономится, так как присутствие обеих сторон в боксе исключается.

Масштаб такого явления, как ТО за деньги, невероятен. На фоне общей коррумпированности российских госорганов коррупция в сфере техосмотра выделяется стабильностью, регулярностью, постоянством и фиксированными расценками.Встаешь в гребаную очередь..."

Встречаются, правда, водители, которые по тем или иным причинам проходят государственный техосмотр сами. Но и для них не секрет, что если удалось отстоять очередь и дождаться проверки, у машины могут выявить какую-нибудь мелочовку в виде слабо натянутого ручника или найти "серьезную неисправность тормозной системы", выражающуюся в разном тормозном усилии. Последнее перепроверить самому не столько невозможно, сколько бесполезно, так как на пункте инструментального контроля разницу усилий могут найти снова и заставят прокачивать тормоза до бесконечности. Не лучше ли сунуть 500 рублей контролеру и забыть о тормозах еще на год? Ведь любой автовладелец, собираясь ехать на техосмотр, берет с собой некоторую сумму денег "на непредвиденные расходы"... К пункту техосмотра в Посланниковом переулке мы подъехали незадолго до обеденного перерыва. Как раз тогда, когда ворота боксов закрываются на замки, все сотрудники идут в теплое кафе по соседству обедать, а голодные и злые водители остаются ждать своей очереди в машинах. Для сидения в авто погода самая подходящая: за бортом минус 28 градусов.

- Ну, разве это люди? - возмущается немолодой водитель темно-синего Ford Mondeo, показывая рукой в сторону обезлюдевшего пункта ГТО. - Я тут торчу с десяти утра. А у них там будто сталелитейня, вкалывают все, устали, бедные, пообедать им надо! Главное, ну ничего ведь там не делают! Стал бы я тут стоять, если бы не служебная машина. Шеф меня попросил пройти на ней ТО, вот и сижу как проклятый. Была бы своя машина, сам бы уже давно 100 баксов заплатил и забыл об этом. У меня один раз нашли эту, как ее, разницу тормозов. Сказали исправить. Второй раз я к ним не поехал. Ну их в баню!

- Как вы думаете, со всей этой техосмотровой ситуацией можно что-то сделать? - поинтересовался я у водителя.

- Да что тут сделаешь? - без тени оптимизма ответил владелец иномарки. - Мозги им (гаишникам. - "Профиль") надо менять. Н у, сделаем мы, как в Германии, ну не станет у нас очередей. Но люди-то работать останутся прежние, те же, кто сейчас на нас насрал и обедать ушел. Поэтому ничего не изменится.

Из-за сильного мороза ожидание завершения милицейской трапезы для водителей - обычно очень сплоченной части общества - превратилось в тягостное одиночество. Никто не делился друг с другом эпизодами прошлогодних боев за талон техосмотра.

- Спрашиваете, как я обычно прохожу техосмотр? Вот так: встаешь в эту гребаную очередь, причем желательно с утра. Стоишь, ждешь, когда они тебя внутрь запустят. Ворота открываются раз в час. И все, до вечера, не меньше, - сказал Дима, владелец зеленой "девятки", снимавший замерзшими руками с номерных знаков пластиковые защитные кожухи. - Вот это все откручивать заставляют, колпаки с колес снимать...

- Зачем? Разве они мешают?

- У них спросите, зачем, - показал он в сторону все еще закрытых боксов. - Чтобы ГОСТам соответствовать.

- Может, проще заплатить? - спросил я и тут же подумал, как бы меня не приняли за посредника, намекающего на ускорение процедуры за взятку.

Мужчина поднял голову и с улыбкой ответил:

- У меня сейчас денег нет.

Вскоре со стороны улицы показались идущие продолжать свой нелегкий труд милицейские бушлаты: группа из семи человек активно выдыхала густой послеобеденный пар и поблескивала звездами на погонах. Автомобили, ждущие своей очереди и дымящие морозным выхлопом, казалось, запрыгают от радости, приветственно гудя клаксонами и моргая фарами. Ведь сейчас, наконец, будет хоть что-то происходить!

- Моя очередь еще не скоро, - сказал корреспонденту "Профиля" водитель Kia Sportage Валерий. - Впереди еще машин пять или семь. Стою я тут недолго - два с половиной часа. Хотел сегодня приехать пораньше, думал, раз на улице мороз, то народу здесь будет немного, но не получилось.

- А у вас машина исправна? Пройдет она техосмотр?

- Да, пройдет. Я сам в сервисе работаю, поэтому у меня всегда все исправно. Фара левая немного выше светила, пришлось ее подрегулировать.

Тем временем в боксы инструментального контроля начали пускать заждавшиеся авто. Внутри - интимная атмосфера, располагающая к неспешному выявлению неполадок и выманиванию денег у водителя. Одинокий Volkswagen Bora, стоящий на стенде, явно требует внимания. Но пара инспекторов увлечена негромкой беседой друг с другом, сидя на стульях у стены. Еще один расположился за компьютером в небольшом деревянном загончике в центре между боксами. Владельца осиротевшей машины нет. Больше ничего не происходит.

- Машин сегодня много? - спросил я у того, который в загончике.

- Не знаю, - ответил он, не отрываясь от экрана. - Посмотрите на улице.

- Справляетесь?

Тут фотограф "Профиля" решил заснять бездействие.

- Э, не снимать! - заголосил вдруг лейтенант. - Фотографировать здесь запрещено!

- А кто может разрешить?

- Начальник.

- Где его найти?

- Второй этаж, 1-й и 2-й кабинеты. Начальник разговаривать отказался и фотографировать не разрешил.

- Напишите письмо начальнику управления ГИБДД Москвы Казанцеву Сергею Александровичу, он в течение недели, двух, а может, и месяца его подпишет, перешлет по почте мне, и тогда я сообщу, разрешу ли вам фотографировать, буду ли давать интервью и рассказывать про техосмотр, - сказал он и закрыл дверь.

"Окажем помощь при ТО"

Возле все того же пункта гостехосмотра в Посланниковом переулке один из водителей признался корреспонденту "Профиля", что у него нет ни одного знакомого соседа и ни одного дяди Васи, который помог бы ему пройти техосмотр за деньги. Для таких, как он, в Интернете публикуются объявления - "Помощь при прохождении техосмотра". Как выяснил "Профиль" у авторов нескольких из этих объявлений, они - посредники. Если ваша машина зарегистрирована в Москве, то ее необходимо пригнать на один из пунктов техосмотра. Там клиента встретит тот самый посредник, который за $50 или $100 посодействует в получении талона. Главным условием является отсутствие видимых повреждений. Стекла без тонировочной пленки будут преимуществом, так как практически ни одна тонировка не соответствует принятому в России ГОСТу.

- Я приехал туда с утра, встал на стоянку, - поделился своим опытом прохождения ТО подобным образом водитель Chevrolet Blazer, Юрий. - Изначально у меня ничего не смотрели, а только капот подняли, номер кузова и двигателя записали. Потом попросили немного подождать. Минут через 30 подошел человек, с которым мы обо всем договаривались. Он пригласил меня пройти с ним в кабинку. Там сидел гаишник, который с листка в компьютер данные переносит. Он поднял коврик от мышки, а там что-то вроде прейскуранта. Цена, кстати, у меня была заранее оговорена - $50. Тот в нее ручкой ткнул, вроде как уточнить, согласен ли я. Естественно, я был согласен. После этого машину загнали в бокс, нажали раз на клаксон - и все, техосмотр пройден. На выезде я передал деньги своему человеку, а он мне отдал документы и новый талон.

По некоторым данным, доходы на пунктах инструментального контроля распределяются следующим образом. Допустим, на одном пункте - шесть постов. Как правило, на каждом посту работают два сотрудника коммерческой фирмы, аккредитованной и контролируемой близкими к ГИБДД людьми. Вместе с ними в боксе сидит один гаишник, оформляющий бумажки. Значительная часть от тех же $50 делится между этими тремя, а $10-20 идет наверх, откуда определенный процент уходит еще выше. При этом такие поступления не являются основными. Большую часть денег приносит выдача талонов на машины, оставшиеся в гаражах. Такой техосмотр стоит дороже.

Однако и работа на пункте инструментального контроля считается весьма доходной, поэтому вы никогда не встретите объявление о такой вакансии.

Надо что-то менять

Нет сомнений в том, что сфера технического осмотра автотранспорта в нашей стране нуждается в кардинальной реформе. Депутат Госдумы и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что техосмотр в нынешнем виде не отвечает тем целям, ради которых он учрежден.

- Он не обеспечивает качественного технического состояния автомобилей, - утверждает Похмелкин. - Очень часто все делается за деньги. А лица, выдающие талоны, затем не несут абсолютно никакой ответственности, если с автомобилем что-то случается и даже установлена причина аварии - неисправность автомобиля. Оптимальным вариантом было бы действительно передать эти функции автосервисам, которые все равно проводят техобслуживание автомобиля и должны нести ответственность за его состояние. Они, в свою очередь, могут подключать страховщиков.

Похмелкин уверен, что успех преобразований в России возможен только при соблюдении ряда условий. Если ГИБДД больше не будет отвечать за ТО, надо, чтобы нашим автомобилистам вдруг не стало хуже.

- Во-первых, переход должен быть плавным, - сказал "Профилю" Похмелкин, - и не ударить по карману автолюбителей, так как 20% людей за рулем находятся за чертой бедности, это специфика России. Они сразу воспримут все как смерть себе и своему автомобилю. Во-вторых, должно быть ограничение по ценам и достаточно жесткое регулирование процесса, чтобы не породить злоупотребления со стороны автосервисов. Надо также принять целый ряд антимонопольных мер, чтобы обеспечить рыночные условия. В-третьих, нужно обязательно закрепить в законе ответственность автосервисов или страховых компаний, которые будут выступать гарантами в случае аварий. В-четвертых, я думаю, необходимо разрушить связь ГИБДД с коммерческими структурами - мафиозными образованиями, существующими и препятствующими цивилизованной реформе техосмотра.

По опыту депутата, "мафиозных структур" стоит опасаться. Слишком крупные суммы крутятся вокруг техосмотра и найдется масса людей, недовольных декриминализацией этой сферы. Когда по инициативе Похмелкина был отменен обязательный инструментальный контроль, или "Техосмотр с применением средств технического диагностирования", в квартире депутата начали раздаваться телефонные звонки с угрозами.

- Есть ведь идея вообще отказаться от проведения техосмотра и возложить всю ответственность на самого автовладельца, - продолжает Похмелкин. - Руководство ГИБДД понимает, что нужно что-то делать. По крайней мере Виктор Кирьянов, начальник ГИБДД России, мне представляется человеком разумным. Я встречался с ним и могу сказать, что он понимает: техосмотр необходимо реформировать. Но беда в том, что он - это самый верх. А коррупционные щупальца находятся ниже, в среднем звене и особенно внизу. Чтобы их уничтожить, усилий одного Кирьянова и даже всего руководства ГИБДД недостаточно. Нужна целенаправленная работа и политическая воля на уровне руководства страны.

Финский техосмотр для русских

В некоторых регионах России положительные изменения уже происходят. В прошлом году финская компания A-Katsastus, что в дословном переводе означает "А-Техосмотр", создав в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с местным управлением ГИБДД ООО "Росавтоконтроль", открыла там два пункта техосмотра "с человеческим лицом". На станциях присутствует представитель автоинспекции, который сверяет номера агрегатов, "пробивает" машины по базе угнанных автомобилей и, собственно, выдает талон ТО. A-Katsastus - ведущее предприятие в Северной Европе в области диагностики и техосмотра транспорта, которое уже 84 года работает в этой сфере. Цивилизованная диагностика пришлась питерцам по вкусу, но очередей в боксы все равно нет.

- Трудности у нас есть - не секрет, - заявила "Профилю" менеджер по маркетингу "Росавтоконтроля" Людмила Красова. - Техосмотр у нас поставлен немного иначе, чем на Западе. Там люди более законопослушны и проверку технического состояния автотранспорта проводят именно для безопасности на дорогах. А в России это прежде всего проверка на соответствие ГОСТам. Наши мастера проводят диагностику, как делают в Финляндии. Мы должны удостовериться в исправности сами и предоставить владельцу информацию о том, что машина действительно безопасна. Если обнаруживаем какие-либо неполадки, то рекомендуем в 20-дневный срок их исправить.

Красова говорит, что все клиенты уезжают довольные.

- Мы ориентированы на клиента, - утверждает представитель "Росавтоконтроля". - У нас можно выпить чай, почитать газеты и журналы. Придираться к вам у нас никто не станет, хотя машина должна быть чистая, внутри обязательны: огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки, а наши эксперты проверят ее на соответствие тем же ГОСТам. Если все в порядке, машину допустят к движению. Стоит такое счастье 590 рублей для машин с бензиновыми двигателями и 650 для дизельных (помимо обязательных платежей на счет ГИБДД).

В Москве пока открыто только представительство A-Katsastus. По всей видимости, мафия, проверяющая машины москвичей и собирающая с них деньги, пока не пускает финнов с их "клиентоориентированной диагностикой" в столицу.

***

"Разве трудно сверить номера на кузове и двигателе?"

У молодого человека по имени Алексей отец - сотрудник ГИБДД. Осенью 2005 года на двухлетней ВАЗ-21099 Алексей впервые решил самостоятельно пройти техосмотр. Хотя до этого все заботы о ТО для его автомобилей постарше брал на себя папа.

- Я не сомневался, что легко пройду первый осмотр, - рассказывает Алексей. - Меня многие отговаривали от этой затеи, говорили, легче будет сделать как всегда и никуда не мотаться. Но я решил, что пройду сам, заодно узнаю, как это делается. Все исправно, знак аварийной остановки лежал в багажнике, аптечка новая, дорожный налог я заплатил.

В один из дней у Алексея выдался большой перерыв между сменами на работе. Он поехал на Вагоноремонтную улицу, где находится МОТОТРЭР ГИБДД САО, и занял там очередь.

- Передо мной машин было немного, поэтому думал, что за пару часов я все пройду, - вспоминает Алексей свой неудачный опыт. - Но когда моей "99-й" начали наконец заниматься, прошло гораздо больше двух часов, на которые я рассчитывал. Мне уже надо возвращаться на работу, а в открытый капот еще даже никто не заглянул. Потом один посмотрел что-то и ушел. Затем пришел другой, покурил, проверил, казалось, то же самое и тоже куда-то удалился. В бокс зашел третий, поинтересовался, что с машиной уже делали, а что нет. И ушел сверяться с двумя предыдущими и, вероятно, пить кофе. Я их готов был убить! Что, разве так трудно сверить номера на кузове и двигателе?

Алексею стало понятно, что процедуру намеренно затягивали, чтобы сделать ее заведомо непривлекательной для такого автовладельца, как он: молодой, на новой машине, с деньгами. В итоге Алексею опять пришлось пойти к отцу, который в очередной раз и бесплатно избавил сына от заблуждений относительно возможности даже на новой машине пройти ТО без искусственных препятствий.

***

"У тебя фары не в ту сторону светят!"

Павел Иванович Анохин купил себе праворульную японскую Honda Logo и погнал ее на регистрацию и техосмотр в подмосковный Подольск. Машина полностью исправна, а документы на нее в идеальном порядке. Павел Иванович утверждает, что проблем с регистрацией не возникло, как поначалу не было вопросов и во время прохождения ТО.

- Они спохватились в самый последний момент, что от них такой клиент, то есть я, уходит, - сказал Павел Анохин "Профилю". - Загнали машину в бокс, все шло как обычно: "погазуй, притормози, покрути рулем туда-сюда". Затем подкатили специальную телегу светоконтрольную, чтобы проверить фары - "включи ближний свет, включи дальний". Никаких отклонений от норм не обнаружилось. Я уже собирался выезжать, как в окошко просунулась голова мента, который документы выдает. Он мне и говорит: "Эй, Анохин, а у тебя же машина японская, у тебя ведь фары не в ту сторону светят (конструкционная особенность праворульных автомобилей в том, что световой пучок их передних фар направлен больше на левую сторону, то есть на обочину дорог с левосторонним движением; на дорогах с правосторонним движением возможно ослепление водителей встречного потока. - "Профиль"), как же ты техосмотр-то хочешь пройти?" Но я же не дурак, я перед этим фары немного подкорректировал, да и светотехнический прибор на их телеге ничего не зафиксировал, значит, все нормально было. А он давай орать своему напарнику: "Вась, ну как же ты этого Анохина с его японкой выпускать-то собрался? У него же фары не туда смотрят!" Ну элементарно отдал им 2, 5 тыс. рублей и за секунду без каких-либо инструментов - даже к машине никто не подходил - фары стали светить туда, куда нужно. Недавно Анохин купил еще одну праворульную японку. Вскоре ему на ней предстоит пройти техосмотр на той же площадке и, возможно, в том же боксе.

- Я теперь знаю, как с ними разговаривать, поэтому ни копейки им не дам, - говорит он. - Да и ментов этих взять за задницу очень легко. Надо просто припарковать напротив площадки машину с установленной в ней видеокамерой и записать, сколько машин появилось там за день. А потом проверить по документам, сколько на этом пункте получили ТО.