Перейти к основному содержанию

Главная      Правила подорожавшего движения

Правила подорожавшего движения

Половина петербургских водителей попросту не умеет ездить

ВОПРОС о безопасности на петербургских дорогах уже давно встал ребром, ибо количество аварии превышает все допустимые нормы. Причем разговоры о том, что эти самые дороги, как и везде в России, являются едва ли не главной из всех бед (конечно же, после дураков), в пользу бедных. Да и все валить на бесконечные пробки, от которых у водителей голова идет кругом, как-то не с руки. Очевидно, многие, очень многие из тех, кто садится за руль, просто не умеют ездить.

Правила знаешь?

Так почему же в Петербурге столь массово игнорируются правила дорожного движения? Существуют разные версии: водители плохо знают правила; многие просто купили права; во всем виноваты пресловутые пробки...

Незнание правил по определению влечет за собой дорожно-транспортные происшествия, частенько с пострадавшими, а иногда и с жертвами. Чтобы получить права, по закону нужно отучиться в автошколе. Неужели в автошколах ничему не учат? Дабы выяснить это, а заодно и права получить, корреспондент "Смены" стал посещать одну из автошкол Петербурга.

В договоре с автошколой четко прописано: она обязуется сделать все для того, чтобы ученик усвоил теоретический материал, и на практике обучить его навыкам управления автомобилем. От ученика требуется лишь своевременно вносить плату и регулярно посещать занятия. Обучение длится два месяца.

Давать или не давать?

В группе, которую посещал корреспондент "Смены", обучались четыре человека. Но, что любопытно, по спискам проходило семь! Четверо действительно регулярно присутствовали на занятиях, а вот остальные трое до последнего оставались призраками. За два месяца, не прилагая особых усилий, и впрямь можно выучить все правила, и автошкола делала все возможное для этого. Материал по теории и практике давался в доступной, понятной форме.

Правда, по истечении двух месяцев инструктор намекнул: дабы получить права, нужно заплатить 200 долларов, а иначе не сдашь - гаишник завалит. Независимо от того, знаешь ты правила или нет. Так было сказано абсолютно всем ученикам, а платить или нет, решал каждый сам. Инструктор не настаивал. Лишь один отказался платить полуофициальную взятку, торжественно заявив, что умеет водить с 10 лет.

Экзамен состоит из двух частей: теория и практика. Корреспондент "Смены" решил допустить как можно больше ошибок и посмотреть, выдадут ли ему права. В назначенный день все ученики пришли на экзамен. Причем не четверо, а семеро, как и было указано в списках автошколы. Сперва предстоял теоретический экзамен. Сотрудник ГИБДД каждому сообщил номер компьютера, за которым тот должен сидеть. Все сели, экзамен начался. Корреспондент "Смены" на все теоретические вопросы отвечал однозначно, а именно - все время вариант "А". Прошли отведенные двадцать минут, и на экране зажглось: все верно, неправильных ответов ноль. Представьте себе, я ничуть этому не удивился.

Тот ученик, который не заплатил, тоже сдал, но с одной ошибкой. После небольшого перерыва сдающих пригласили пройти к машине для проверки практических знаний. Трех учеников посадили на заднее сиденье, одного на водительское место. Первой сдающей оказалась женщина, которая вообще не была ни на одном занятии.

- Трогаемся на перекрестке направо, - велел экзаменатор.

Женщина завела мотор, переключила передачу и поехала. Машина начала дергаться. Экзаменатор нащупал ручной тормоз и отключил его. Женщина выполнила указания и остановилась.

Экзаменатор сказал:

- Сдали, следующий!

Интересно получается, женщина допустила две грубейшие ошибки: не включила поворотник и не сняла автомобиль с ручника, но все равно сдала экзамен. Следующим должен был быть корреспондент "Смены", он тоже допустил аналогичные ошибки и тоже сдал. Неужели попался слишком добрый экзаменатор? Но на доброту, оказывается, надеяться не стоило. Потому что один человек все же завалил экзамен. Догадываетесь, кто именно? Да-да, именно тот, кто с 10 лет за рулем и ошибок на экзамене не допускал... Но денег пожалел!

Все знать невозможно

- Я скажу вам честно, каждый второй водитель в Петербурге так или иначе доплачивал за права, - сказал корреспонденту "Смены" инструктор по вождению автошколы Сергей С. - Другая половина действительно учила правила и выучила их, но все равно срезалась на экзамене. И пересдавала его. Везет единицам. Чтобы сдать экзамен, независимо от того, знаешь ты правила или нет, нужно дать инспектору взятку минимум 150 долларов. Не дашь - не сдашь, все предельно просто, как дважды два.

- А если человек действительно все знает?

- Все равно инспектор обязательно к чему-нибудь придерется. Например, спросит: "А знаете ли вы допустимый люфт рулевого колеса или допустимые нормы выхлопа?" Абсолютно все знать невозможно. В правилах есть такие мелочи, о которых, когда читаешь, даже не задумываешься. Хотя бы потому, что они, в принципе, не влияют на дорожную ситуацию.

Надо ли учиться больше?

Недавно президент России лично указал правительству на необходимость решить-таки проблему бесконечных аварий на российских дорогах. Путем ввода полугодового обучения.

- В принципе, это неплохо, но проблему такая мера все равно не решит, - считает Сергей С. - За полгода можно будет научить большему, чем мы учим сейчас за два с небольшим месяца. Безусловно, ученики получат больше знаний, но за это им придется больше платить. Автошколы официально поднимут тарифы. И не только автошколы. Понимаете, о чем я говорю, да?

Необходима реформа ГИБДД. Ну и, конечно же, необходимо увеличить штрафы за нарушения правил дорожного движения и усилить контроль за выдачей прав. Все эти меры нужно применять в комплексе, иначе никакого эффекта не будет.

Слово о маршрутках

По статистике, во многих дорожных авариях в Петербурге виноваты водители маршрутных транспортных средств, нарушающие все писаные и неписаные правила. За маршрутками даже боятся ездить водители обычных автомобилей. То она резко остановится, используя экстренное торможение, то пойдет на обгон по встречной полосе, рискуя жизнью пассажиров. А все потому, что водители маршруток стремятся как можно больше заработать.

Как правило, особенно много аварий случается с маршрутками, за рулем которых выходцы из республик бывшего СССР - они не просто не соблюдают правила, но чаще всего их просто не знают. Понятно, что отдельные автопарки нанимают непрофессионалов потому, что им можно платить в два, а то и в три раза меньше, чем квалифицированным водителям. Но при этом о безопасности пассажиров мало кто задумывается.