Включите фары, шоферы! Новые "габариты" дорожного движения
Автомобилисты, ура! Телефон на трассе, вертолет для оказания вам помощи в пути - близкая реальность. Такая же, как улучшение дорог, пассажирских перевозок и другие не менее важные для передвигающихся россиян вопросы.
Все это стало пунктами целевой программы повышения безопасности дорожного движения на 2006 - 2012 годы, принятой в декабре правительством Российской Федерации. На осеннем заседании президиума Госсовета безопасность дорожного движения рассматривалась как национальная проблема. Поставлена задача в ближайшие годы снизить смертность на дорогах по крайней мере в полтора раза. И самое-то главное, что программа обеспечена деньгами. Скажем, на решение всех вышеперечисленных проблем Оренбургская область уже в этом году сможет получить несколько десятков миллионов рублей.
В программе предусматривается даже такой момент, как повышение ответственности автошкол за уровень подготовки водителей. В частности, планируется ввести страховую ответственность этих учебных заведений за нарушение водителями Правил дорожного движения в первый год вождения.
В этом же русле и последние изменения Правил дорожного движения, о которых немало говорят. Они вступили в действие с 1 января 2006 года.
- Но никаких официальных документов на этот счет к нам пока не поступало, - сразу разочаровал начальник отдела областного управления ГИБДД Василий Маслов - Хотя перечень изменений известен, их не так много.
Основное, пожалуй, - необходимость включать ближний свет фар автомобиля при движении по загородным магистралям. Причем не только ночью, но и днем.
В зоне действия знака "Обгон запрещен" теперь вообще нельзя ничего обгонять, как раньше, когда можно было опередить какой-нибудь тихоход, "плетущийся" со скоростью менее 30 километров в час.
Новые требования предъявляются к световым приборам - они должны соответствовать европейским стандартам: "габаритки" только желтого или оранжевого цвета, а рассеиватели на противотуманных фарах - белые или желтые. Пострадают от этого владельцы американских машин, где рассеиватели красные, их придется менять. Хотя вполне возможно, что это положение Госдумой будет пересмотрено, так как уже начались многочисленные протесты водителей.
- Многих обеспокоили изменения, касающиеся правил перевозки детей. Говорят, надо специальные дорогостоящие кресла покупать...
- Сложности в первое время, конечно, могут возникнуть. Но на Западе такое положение уже давно действует и с точки зрения безопасности себя оправдывает. Нововведение касается детей до 12 лет. На переднем сиденье легкового автомобиля их можно перевозить только с использованием специальных детских удерживающих устройств (кресел). Такие же кресла или ремни безопасности используются на заднем сиденье, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства. Запрещается перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
- Уже наказываете за нарушение новых Правил?
- Пока Госавтоинспекция за нарушение указанных требований не штрафует. Идет оценка ситуации, разъяснительная работа. Мы понимаем возникшие перед водителями сложности. Но очевидно, что это вопрос времени. Штраф за движение без ближнего света фар, например, уже установлен - 50 рублей.
- А вот еще и дорожные знаки обещаны новые, причем европейских стандартов качества. Какие они предвещают запреты?
- Вводятся 24 новых дорожных знака: запрещающие, предупреждающие, содержащие дополнительную информацию. Так, возле постов ДПС, въездов на пограничные и закрытые территории появится знак со словом "Контроль" , предписывающий водителю остановиться. Знак "Искусственная неровность" укажет на "лежачего полицейского".
Знак "Радио" будет показывать, на какой радиостанции при въезде в населенный пункт искать информацию о дорожном движении. Появятся такие, как "Пляж" , "Опасная обочина" , "Зона радиосвязи с аварийными службами". Знак "Пересечение со второстепенной дорогой" поможет отыскать проселок и покажет, под каким углом они пересекаются. Актуальным также становится знак "Затор" , который предупредит о пробках. Будем надеяться, что для Оренбурга таких знаков потребуется немного. К тому же их ведь еще надо изготовить.
Разработчики знаков подумали не только о водителях. На участках, где разрешено только пешеходное движение, будут установлены знаки "Пешеходная зона". Кстати, пешеходам в темное время суток на обочинах дорог рекомендуется носить предметы со светоотражающими элементами. Пока это только рекомендация, которая для нас звучит экзотически. Но детям она наверняка понравится, для них промышленность уже выпускает подобные товары. Использование этого метода позволяет на порядок снизить количество дорожно-транспортных происшествий, особенно осенью и зимой, когда темнеет рано.
Ждут водителей и новые правила в отношениях с инспектором ДПС. Отныне вместе с другими документами надо предъявлять еще талон о прохождении техосмотра, а при наличии прицепа - и на прицеп.
- Изменились и требования к срокам технического осмотра, - добавляет старший госавтоинспектор управления ГИБДД Валерий Костышев. - Новый легковой автомобиль будет проходить осмотр сразу на три года, а потом раз в два года, и только после семи лет эксплуатации - ежегодно. Это не касается машин массой более 3, 5 тонны - они проверяются каждый год. В этот же разряд попали автокраны, ремонтные мастерские на колесах, которым интервал между техосмотрами увеличили на полгода.
Изменения в Правилах дорожного движения вызваны требованиями времени и, говорят, приближают нас к международным стандартам безопасности. Ездить должно стать удобнее, для чего, кстати, и новые яркие светофоры предусмотрены, и заметная дорожная разметка.