Перейти к основному содержанию

Главная      ГЛАВА ГРУППЫ ГОССОВЕТА по БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ АЛЕКСАНДР ЧЕРНОГОРОВ: "Штрафы вырастут радикально"

ГЛАВА ГРУППЫ ГОССОВЕТА по БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ АЛЕКСАНДР ЧЕРНОГОРОВ: "Штрафы вырастут радикально"

Планы серьезных нововведений, затрагивающих всех российских водителей, рассматриваются сейчас в правительстве. О том, как руководство страны будет решать проблему безопасности на дорогах, руководитель рабочей группы Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения, губернатор Ставропольского края Александр Черногоров рассказал корреспонденту "Известий" Михаилу Рыбьянову.

ИЗВЕСТИЯ: Александр Леонидович, почему вообще тема безопасности дорожного движения стала предметом рассмотрения рабочей группы Госсовета? АЛЕКСАНДР ЧЕРНОГОРОВ: Страшные масштабы трагедии. Более трехсот тысяч погибших на дорогах за последние 10 лет - иначе говоря, целый город! 34, 5 тысячи смертей в 2004 году. И это в основном мужское трудоспособное население. При этом на одного погибшего приходится 8-10 раненых, получивших увечья и инвалидность. Социально-экономический ущерб только за этот год-более 300 млрд. рублей. Что это как не угроза государственным интересам России?

ИЗВЕСТИЯ: Но откуда это все берется? Ведь в Западной Европе цифры смертности на дорогах гораздо ниже. Чем мы хуже? ЧЕРНОГОРОВ: Во-первых, состояние наших автодорог не соответствует нормам безопасности. Во-вторых, этим же нормам не соответствуют даже современные российские автомобили - начиная от наличия у них (то есть отсутствия) подушек безопасности и заканчивая конструктивными особенностями кузова. Службы оказания первой помощи на месте ДТП недостаточно эффективны. И одна из главных причин - ужасающая дисциплина водителей и пешеходов. Культура вождения в России на уровне чрезвычайно низком. ИЗВЕСТИЯ: А как повышать культуру? Лекции, что ли, читать невоспитанным автолюбителям?

ЧЕРНОГОРОВ: А почему нет? Была в советское время и такая форма наказания водителя - спецкурсы по месту жительства о вреде нарушения правил дорожного движения. На Западе ведь ведется большая разъяснительная работа на эту тему, в том числе в средствах массовой информации, в трудовых коллективах. Да и многие ранее существовавшие репрессивные меры для нарушителей за рулем стоило бы возродить. И штрафные баллы, и проколотые права. Таково общее мнение нашей рабочей группы, и мы его донесли до президента России.

ИЗВЕСТИЯ: А за непристегнутый ремень безопасности будет ли ужесточаться наказание?

ЧЕРНОГОРОВ: Будет. И намного. И вообще - штрафы за нарушение правил дорожного движения вырастут радикально. Чтобы навести порядок, нужны радикальные меры.

ИЗВЕСТИЯ: Но вы знаете сегодняшнюю ситуацию, когда практика вождения в автошколах ничтожна, а сами права можно купить. ЧЕРНОГОРОВ: Проблема в том, что у нас никто за автоаварии не отвечает. Ни мастер, который сделал плохую дорогу. Ни инженер, который создал плохую машину. Ни милиционер, который выдал права плохо подготовленному водителю. У нас рассматривается, например, такое предложение: если вы попали в аварию с тяжелыми последствиями, то отвечать за нее будете не только вы, но и тот инструктор, который учил вас вождению, и тот сотрудник ГИБДД, который подписывал документы о выдаче вам водительских прав.

ИЗВЕСТИЯ: У нас в некоторых местах не то что плохих - никаких дорог нету. До сих пор невозможно доехать на автомобиле из Калининграда, крайней западной точки страны, до Петропавловска-Камчатского, крайней восточной точки. Когда это будет возможно?

ЧЕРНОГОРОВ: Думаю, уже через несколько лет. Давайте вспомним отношение к дорогам в Германии. Дороги в 30-х годах там строила вся страна. И до сих пор немецким дорогам можно позавидовать. Нам бы сегодня в России такие автобаны без скоростных ограничений, без постов ГАИ. Я проехал однажды в Западной Европе полторы тысячи километров, и меня никто не остановил. Если к дорогам подходить с таким же вниманием -может быть, тогда вопросы по безопасности дорожного движения не были бы столь наболевшими. Да и в США не зря на многих дорогах можно увидеть памятник - доллар катится по дорогам. Это значит, что эта дорога сто лет без ремонта. ИЗВЕСТИЯ: А как это достигается? И почему мы не можем?

ЧЕРНОГОРОВ: Три слоя бетона по 11 см -итого 33 см. "Подошва" для дорожного полотна от 50 см до 1, 5-3 м. Надо нам учиться. У нас такое только начинают строить. Сейчас ведется строительство дорог по нескольким стратегически важным маршрутам. Федеральная дорога М8 из Москвы через Ярославль и Вологду до Архангельска. Дорога Чита-Хабаровск. Кольцевая автодорога вокруг Петербурга. Новая автодорога, соединяющая курорты Кавминвод с Черноморским побережьем в районе Сочи. Сейчас отсюда, из Ставрополя, доехать до Сочи-это 800 км в один конец. А если пробить тоннель-будет 300. ИЗВЕСТИЯ: Какова ваша позиция по поводу старого спора вокруг "Газелей"? Опасны все-таки эти микроавтобусы или нет? ЧЕРНОГОРОВ: Возьмите динамику сводок о ДТП. Вы увидите, что большинство ДТП совершается сегодня "Газелями". Автобусы этой марки не в полной мере отвечают требованиям безопасности дорожного движения. У них нет антиблокировочной системы тормозов, при незначительной деформации заклинивает сдвижную боковую дверь. Правда, надо сразу разделить проблему по двум направлениям: городские и междугородние перевозки. Для перевозки пассажиров по городу "Газель" сертифицирована и одобрена. А вот для перевозки на большие расстояния не годится - несоответствующие нормативам условия труда водителя, ненадлежащие параметры эвакуационной способности, отсутствие багажных отсеков. Бывает и такое: "Газель" приспособлена для работы на бензине - ее переделывают под газ. "Газель" приспособлена для перевозки 8-11 пассажиров, а к ней прикручивают лишние сиденья. Грузовые "Газели" приспосабливают под пассажирские. ИЗВЕСТИЯ: Но завод-изготовитель ни при чем. Это делают перевозчики. ЧЕРНОГОРОВ: Завод должен жестче контролировать использование своих машин. Но я думаю, от маршруток вообще надо избавляться. И вернуться к тому, что для перевозки пассажиров существуют традиционные виды общественного транспорта -автобусы, троллейбусы и трамваи. ИЗВЕСТИЯ: Вообще-то часто ДТП происходит и с машинами, на которых висят "мигалки". Достаточно вспомнить трагедию с алтайским губернатором Михаилом Евдокимовым. Вот вы с мигалкой ездите? ЧЕРНОГОРОВ: Я езжу и с мигалкой, и без мигалки. Не буду скрывать, испытывал ощущение поездки с большой скоростью. И сам за рулем бываю. Иногда и без машины сопровождения. А с теми, кто мигалкой злоупотребляет и создает аварийные ситуации, бороться надо беспощадно. За Москву не скажу, а в регионе можно навести порядок - только сотрудники спецслужб при исполнении обязанностей и те, кому положено по закону, могут пользоваться мигалками. И все. СТАВРОПОЛЬ - МОСКВА