Перейти к основному содержанию

Главная      Знаки свыше

Знаки свыше

Вскоре российским автолюбителям и водителям профессионалам всех возрастов и регионов придется вновь засесть за основательное штудирование правил дорожного движения. Дело в том, что с 1 января 2006 года в России должны вступить в силу новые стандарты на дорожные знаки и разметку, а также правила по их применению.

Как сказал Юрий Глинкин, начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД ГУВД Кемеровской области подполковник милиции, в нашей стране существует федеральный закон о техническом регулировании. Согласно ему, государственный стандарт на дорожные знаки и разметку должен пересматриваться, как минимум, каждые десять лет. Последний такой ГОСТ был принят в 1986 году, еще при советской власти. С тех пор утекло много воды. Конечно, периодически, в соответствии с веяниями времени, в прежний ГОСТ вносились некоторые изменения и дополнения. Но всей полноты проблемы они не решали: за эти почти два десятка лет выросло число и протяженность дорог, увеличилось количество автомобилей, некоторые дорожные знаки перестали соответствовать реалиям современной жизни. Кроме того, появились и уже активно используются новые типоразмеры дорожных знаков, позволяющие водителям лучше воспринимать их визуально. Все это решено свести в новый ГОСТ, который описывает не только дорожные знаки и дорожную разметку, но и правила по их применению (официально он называется ГОСТ Р52289 2004 “Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств”).

Взять хотя бы предупреждающие знаки. В последнее время в некоторых местах, особенно возле школ и детских садов, устанавливаются так называемые “лежачие полицейские”. Сейчас их обозначают знаком “Неровная дорога” - как и изъяны дороги, образовавшиеся в силу каких то естественных причин. Чтобы предупредить водителя, какая именно неровность ждет его впереди, введен дополнительно новый знак “Искусственная неровность”.

О качестве дороги красноречиво говорит и другой знак в красном треугольнике - “Опасная обочина”: зависшее над пропастью авто, из под которого вниз летят камни. Посмотришь - и пропадает всякое желание останавливаться здесь на обочине. Если, конечно, за рулем не любитель экстремальных ощущений.

Еще одна проблема крупных городов - автомобильные пробки. И дело здесь не только в плохой инфраструктуре наших дорог. Просто автомобилей, как и тех, кто может ими управлять на законных основаниях, с каждым годом становится все больше. Чтобы предупредить водителя о перспективе провести какое то время на дороге в компании таких же, как он, нервно перегазовывающих за рулем бедолаг, появится специальный знак “Затор” - очередь из автомобилей в красном треугольнике.

О перспективе дальнейшего пути предупредит новый знак “Направление поворота”, который будет действовать наряду с уже существующим, но может быть короче него и должен устанавливаться заранее.

Пополнится семейство знаков приоритетов, располагаемых на перекрестках. Теперь при примыкании второстепенной дороги к главной будет указываться, под каким углом это происходит.

Запрещающие знаки остались почти прежними. Исключение составляет разве что знак “SТОР-контроль”. В настоящее время около постов ГАИ на дорогах нередко устанавливают знак “Стоп”, обозначающий, что проезд без остановки запрещен. Однако по ГОСТу он является знаком приоритета и должен устанавливаться только на перекрестках. Поэтому и был разработан новый запрещающий знак. Внешне он напоминает знаки “Таможня” и “Опасность”, только вместо этих слов на нем написано: “Контроль”.

Претерпели изменения и предписывающие знаки. Для большего понимания теперь они, например, будут точно указывать, в какую сторону следует ехать: только прямо, только налево или только направо. До сих пор это направление указывал знак, обозначавший движение только прямо, который поворачивали стрелкой в нужном направлении.

По новому ГОСТу, знаки, которые прежде были объединены в группу информационно-указательных, теперь разбиты на две самостоятельные группы - особого предписания и информационные. Первая предназначена для введения особых режимов движения или их отмены, вторая - для информирования участников движения о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения. Среди новшеств - новые варианты знаков, обозначающих начало и конец населенных пунктов: силуэты домиков в белом прямоугольнике.

Ветер перемен коснулся также знаков сервиса. Например, один из них указывает, на какой волне и какая радиостанция передает информацию о дорожном движении (в Кемерове и в его окрестностях это “Авторадио”). Примерно такой же знак будет сообщать автомобилистам, у которых имеются рации, по какому каналу можно связаться с той или иной аварийной службой. В категорию сервисных попал также и знак “Бассейн или пляж”.

Ряд нововведений появился и в некоторых других категориях дорожных знаков.

Чтобы знаки нового ГОСТа начали действовать с 1 января 2006 года, необходимо до этого времени внести соответствующие изменения в правила дорожного движения. Однако, в любом случае, в следующем году действовавшие прежде знаки начнут постепенно заменяться новыми. Прежде всего, это, видимо, коснется тех мест, где ведутся строительство, ремонт или реконструкция дорог, а также там, где того требует новая организация дорожного движения. В целом же, как считают специалисты, постепенный процесс замены старого новым может растянуться на долгие годы.

***

P.S. И еще один новогодний сюрприз для автолюбителей: с 2006 года экзамены на получение водительских прав будут принимать специальные комиссии. Такое заявление сделал на днях первый заместитель министра внутренних дел России Александр Чекалин. По его словам, это предусмотрено федеральной целевой программой по повышению безопасности дорожного движения на 20062012 годы, одобренной на недавнем заседании правительства России. В комиссию будут входить представители ГИБДД, транспортной организации, страховой компании, осуществляющей добровольное страхование автогражданской ответственности водителей, муниципалитета и общественности. Напомним, что сейчас первичные экзамены у водителей на знание правил дорожного движения принимают автошколы, а вторичные, в том числе и вождение - ГИБДД.

Кроме того, МВД России намерено вернуться к балльной системе учета нарушений правил дорожного движения. Это связано с тем, что сегодня при нежелании водителя платить штраф за нарушение принцип неотвратимости наказания не работает, и любой нарушитель может запросто уйти от ответственности.