В их руках - безопасность ЮФО
ЮФО продолжает подводить итоги первого полугодия. Вслед за совещанием с главами субъектов ЮФО полпред В. А. Яковлев встретился с заместителем министра МВД М. А. Паньковым и обсудил результаты работы по обеспечению безопасности дорожного движения и снижению последствий дорожно-транспортных происшествий.
Как сообщает пресс-служба Главного управления МВД России по ЮФО в Ростове-на-Дону, в оперативном совещании приняли участие руководители органов, подразделений и учреждений системы МВД России, входящих в Южный федеральный округ.
Открывая совещание, Михаил Анатольевич отметил, что в прошедшем полугодии органам внутренних дел округа пришлось действовать в непростых криминально-социальных условиях, обусловленных целым рядом дестабилизирующих факторов.
Среди них: продолжающаяся деятельность бандформирований в Чеченской Республике, экстремистские настроения у некоторой части населения Северо-Кавказского региона, непрекращающаяся активность организованных преступных групп и сообществ, остающийся довольно высоким уровень безработицы в большинстве субъектов федерального округа и другое.
Как подчеркнул заместитель министра, криминогенная обстановка характеризуется как достаточно сложная, и пик ее обострения пришелся на последние месяцы полугодия.
Однако, по итогам шести месяцев, уровень преступности в округе ниже среднероссийского и составляет 693 преступления на 100 тысяч человек населения. На 20 процентов уменьшился массив зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений. Число убийств в целом по округу сократилось более чем на 15 процентов. Количество преступлений, совершенных в общественных местах, уменьшилось почти на 3 процента.
Вместе с тем Михаил Паньков отметил, что конечные результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел далеко не соразмерны их возможностям, также как и степени криминального воздействия со стороны преступного элемента. Сложность оперативной обстановки и важность задач, стоящих сегодня перед правоохранительными органами, требуют гораздо большего.
Несмотря на принятые меры увеличилось количество умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - прирост зафиксирован в семи субъектах округа, и особенно - в Дагестане, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике.
Не прекращается рост таких опасных преступных посягательств, как грабежи и разбои. За шесть месяцев этого года в округе грабежей зарегистрировано почти на 19 процентов больше, чем в 2003 г. Наиболее неблагополучное положение в этом смысле сложилось в Ингушетии, Астраханской области и Дагестане.
Распространены такие новые виды преступных посягательств, как нападения на салоны сотовой связи и владельцев дорогостоящих иномарок.
Обращаясь к собравшимся, Михаил Паньков также подчеркнул, что в числе основных и наиболее актуальных задач сегодня -противодействие вооруженной преступности и борьба с незаконным оборотом оружия в целом.
- Официальные данные МВД свидетельствуют, что в целом по округу количество преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, сократилось почти на 16 процентов. Налицо тот факт, что незаконный оборот оружия пошел на спад. Однако реальность не оставляет никаких иллюзий на этот счет. Задача по противодействию незаконному обороту оружия и боеприпасов должна быть выполнена в полном объеме, поэтому, хочу заметить, нам не нужны манипуляции со статистикой - необходима реальная, предметная работа в соответствии со всеми возможностями, предоставляемыми законом, - отметил в выступлении Михаил Паньков.
Деятельность организованных преступных сообществ является одним из основных криминогенных факторов, дестабилизирующих оперативную обстановку в округе. Но есть и положительные изменения. Увеличилось количество выявленных преступлений, совершенных организованными группами по незаконному обороту оружия. В два с лишним раза больше выявлено фактов организации преступного сообщества, фактов похищения человека - в четыре раза.
Пресечена деятельность почти восьмисот лидеров и активных участников организованных преступных групп и сообществ. Им инкриминировано совершение более полутора тысяч преступлений.
Кроме того, заместитель министра обратил внимание на тот факт, что проблема противодействия незаконному обороту оружия находится в причинно-следственной связи с профилактикой и борьбой с терроризмом и экстремизмом. За шесть месяцев 2004 года на территории ЮФО совершено 166 террористических акций, а раскрыто - 44 преступления, то есть, больше чем в первом полугодии предыдущего года. Кстати, это 95 процентов от числа всех терактов, зарегистрированных в России.
В Чеченской Республике в первом полугодии зарегистрировано более трех тысяч преступлений.
Выявлено 52 преступления, связанных с нецелевым использованием поступающих денежных средств на восстановление социально-экономической сферы. Предотвращенный материальный ущерб составил почти 15 млн. рублей.
Принятыми мерами более чем вдвое удалось сократить количество фактов похищения людей.
- Тем не менее, проблему по преступлениям, связанным с похищениями людей, необходимо затронуть основательней и глубже, - сказал Михаил Паньков. -Правоохранительным органам республики пора разобраться и поставить точку в этом вопросе.
Особого внимания заслуживают вопросы декриминализации экономики округа. Криминальное влияние на высокодоходные отрасли - нефтегазовый комплекс, производство спирта и алкогольной продукции, банковскую и внешнеэкономическую деятельность - продолжает усиливаться.
Подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел субъектов ЮФО в первом полугодии обеспечено возмещение материального ущерба на сумму свыше 2, 5 млрд. рублей.
В тот же день состоялось обсуждение итогов работы по обеспечению безопасности дорожного движения и снижению последствий ДТП, а также мер по профилактике, выявлению и раскрытию преступлений, связанных с хищением автотранспортных средств в ЮФО. В целом в России зарегистрировано 22 миллиона автомобилей. Для сравнения: на сто тысяч жителей Германии в результате ДТП в год приходится 5 человеческих жертв, в Америке - 8, в России - 25. Рост количества дорожно-транспортных происшествий на территории ЮФО - печальная истина сегодняшнего дня.
С докладом выступил начальник главного управления ГИБДД службы общественной безопасности МВД России В. Н. Кирьянов. С большим вниманием присутствующие выслушали речь исполняющего обязанности директора филиала Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" в ЮФО А. А. Пушкова. На совещании также прозвучали доклады замминистра транспорта, дорожного хозяйства и телекоммуникационных систем Республики Дагестан З. Х. Алимурзаева, исполняющего обязанности начальника Управления ГИБДД УВД Астраханской области С. Ш. Балогланова, начальника Управления ГИБДД ГУВД Ставропольского края Б. Ф. Булгакова, заместителя начальника ГУВД Волгоградской области И. В. Нечаева, первого заместителя начальника Главного управления МВД России по ЮФО А. Н. Сысоева, исполняющего обязанности замминистра внутренних дел Республики Ингушетия М. У. Медова и других.
Какова же ситуация на дорогах ЮФО? На территории нашего региона в первом полугодии погибло 1900 человек, еще 700 человек ушли из жизни в больницах, ранения получили 11 тысяч человек. Это - самая высокая статистика среди округов. Социально-экономические потери от ДТП составили 18 млрд. рублей: в Краснодарском крае - 4, 2 млрд. рублей, в Ростовской области - 3, 6 млрд. руб. , в Ставрополье - 2, 2 млрд. рублей. За этот период в ЮФО совершенно 3 млн. административных правонарушений на дорогах. Выявленные нарушения, как отметил В. Н. Кирьянов, - видимая часть айсберга. В жизни их гораздо больше. По оценкам специалистов: сотрудниками ГИБДД пресекается одно из тридцати правонарушений. Среди сложных - ситуации на дорогах Адыгеи, Дагестана, Калмыкии.
В суды направляется в целом по ЮФО не более трети дел, заведенных в связи с грубыми нарушениями правил дорожного движения, а суды проявляют лояльность: лишается права управления транспортным средством только каждый пятый нарушитель. По России - каждый четвертый. Особая мягкость проявляется в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Ингушетии. Практически не применяется мера лишения прав в Калмыкии (из 1600 лишены прав только 83 человека).
Особую тревогу вызывает значительный рост количества автоаварий по вине водителей автобусов, в которых пострадали люди. В первом полугодии количество аварий увеличилось на пять процентов. Необходима система линейного контроля.
В целях повышения защищенности граждан от ДТП и их последствий Госавтоинспекциями субъектов ЮФО были предприняты меры по усилению требовательности к должностным лицам дорожного комплекса в части повышения уровня содержания дорожной сети: ведь плохое состояние дорог - причина каждого третьего дорожного происшествия. По результатам проверки состояния дорог сотрудниками ГАИ ГИБДД по ЮФО выдано 17 тысяч предписаний на устранение недостатков.
Давайте вспомним, что вопросам предупреждения и профилактики аварийности на дорогах в любой из развитых стран мира уделяется большое внимание. В подтверждение этому Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций, была объявлена 4-я Международная Неделя безопасности дорожного движения. Проходила она с 5 по 11 апреля этого года.
Участники координационного совещания с сожалением констатировали, что механизм действия ряда статей кодекса об административных правонарушениях до настоящего времени полностью не отработан. В МВД России, совместно с заинтересованными ведомствами, подготовлены дополнения и изменения в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Федеральный Закон "О безопасности дорожного движения". Эти дополнения предусматривают усиление ответственности за грубые нарушения ПДД, за незаконную установку и использование спецсигналов.
Не устраивает руководство ГУ ГАИ ГИБДД и малое количество в ЮФО наркологических лабораторий, имеющих допуск к медосвидетельствованию водителей. В то же время, в Краснодарском крае ведется работа по созданию 100 пунктов медосвидетельствованйя водителей. Медленно решается этот вопрос в Адыгее, Дагестане, Калмыкии, Астраханской области.
На совещании также поднимался вопрос подготовки водителей. Известно, что каждое пятое ДТП в ЮФО совершается водителем со стажем до трех лет. Работа автошкол не везде удовлетворительна, но при этом опять же не используется метод лишения лицензий.
Отмечалось, что в ЮФО эксплуатируется 4, 2 миллиона автотранспортных средств. Большая часть из них не отвечает требованиям безопасности движения.
Требует обновления светофорное хозяйство городов, необходимо также увеличить темпы строительства подземных переходов.
Участники совещания анализировали ситуации на дорогах ЮФО, делали выводы, принимали решения. В подведении итогов принял участие полномочный представитель Президента РФ в ЮФО В. А. Яковлев. Он, в частности, отметил:
- По итогам 9 месяцев мною будут приглашены на совещание начальники ГИБДД тех субъектов ЮФО, в которых обстановка наиболее тяжелая. Мною поставлены задачи по обеспечению безопасности жителей региона. Полагаю, что сегодняшнее совещание будет стимулировать работу органов внутренних дел.
Не ошибусь, если скажу, что, случается, мы пренебрегаем пешеходными и подземными переходами и пересекаем проезжую часть в самых неожиданных для водителей местах. Но удивителен тот факт, что за рубежом каждый водитель непременно остановит автомобиль и подождет, пока человек перейдет дорогу. В России же подобное - скорее исключение, чем правило.
Зачастую число погибших и раненых зависит от рисков движения на дорогах: эмоции, спешка, мобильные телефоны, употребление алкоголя, прием медикаментов и другие факторы, влияющие на водителя. И как следствие - невнимательность, нарушение правил, превышение скорости, несоблюдение дистанции и приоритетности обгона...
Казалось бы, эти прописные истины известны каждому. Что же препятствует изменению ситуацию к лучшему? Главная причина ДТП - так называемый человеческий фактор. Нарушая правила дорожного движения, водители нередко демонстрируют агрессивное поведение по отношению к другим участникам дорожного движения.
В заключение напомню: рабочая неделя сотрудников ГАЙ-ГИБДД длится более 40 часов, у них нет профсоюза. Невысокая заработная плата и недостаточное материально-техническое обеспечение - объективная реальность. На взаимодействие инспектора и водителя часто влияют давно изжившие себя стереотипы. Профилактические мероприятия "За безопасность на дорогах" и "Внимание - дети!" должны трансформироваться из месячников в каждодневное следование правилам. Самим водителям стоит почаще заглядывать в Кодекс об административных правонарушениях.
...Низкое качество автодорог, устойчивый рост ДТП, - надеюсь, россиянам удастся вырваться из замкнутого круга.