Перейти к основному содержанию

Главная      ЧАЙНИКИ НА ДОРОГАХ

ЧАЙНИКИ НА ДОРОГАХ

Четыреста баксов - и ты полноправный водитель

- Ой, я так довольна, - делится в маршрутке новостью с подружкой девчонка лет 19-ти - Получила, наконец, права, осталось только машину купить...

- А у меня и машина есть, и права, - отвечает ей подруга. - Вот только водить не умею. Мне отец купил "Субару" и права сделал, а научить меня ездить у него все времени нет...

"Чайники" на дорогах недавно так не понравились президенту Владимиру Путину, что его гневный монолог на заседании Госсовета относительно того, что "только плати деньги и получай права" , был включен во все блоки теленовостей. И не только потому, что это сказал президент, а и потому, что это - чистая правда.

Как правда и то, что по количеству ДТП и трупов на дорогах мы вышли на одно из первых мест в мире. Список предложенных президентом мер прост и даже банален: дороги починить, пьяных за рулем штрафовать по полной, а процедуру получения водительских прав ужесточить.

Улучшение качества дорог и безжалостная борьба с водителями под градусом или наркотическим кайфом вопросов не вызывают - поймал за руку и штрафуй, лишай прав на вечные времена! А вот как бороться с откровенной продажей водительских прав - еще нужно думать. А для начала корреспондент"ВМ" решил наведаться в самую обычную московскую автошколу.

В Интернете по запросу поисковик выдает адреса примерно 25 столичных школ по подготовке водителей. Из них три-четыре - основные, так сказать базовые, с сетью филиалов почти в каждом районе. Выбираю удобные курсы, звоню, меня записывают на четверг. С собой велят взять паспорт и деньги.

... Обычная общеобразовательная школа возле станции метро "Семеновская". Время - 18. 30, школьники уже разбежались, а к школе подтягивается вполне взрослая публика. Охранник, разгадывая кроссворд, не глядя тычет пальцем на одну из аудиторий. Здесь уже многолюдно, даже не хватает стульев. По разговорам понимаю, что кто-то, как и я, новичок, а кто-то уже заканчивает обучение.

Система занятий построена так, что к занимающейся группе в любой момент может присоединиться каждый желающий. Курс состоит из 20 занятий или 20 тем. Если вы в день прихода попали сразу на 18-ю тему, значит, закончите обучение на теме 17-й...

А вот и припозднившийся лектор. Сегодняшняя тема - опознавательные знаки и осветительные приборы. Преподаватель, милый такой дедушка, рисует на доске мелом машинку и показывает, где у нее фары, где поворотник, где прочие огни...

Несколько девочек школьного возраста с интересом слушают и все тщательно конспектируют. Мужчина лет сорока в шоке - "в первый раз в первый класс!" , срывается у него с уст. Парни хулиганистого вида открыто спят.

Меня такой дотошный способ обучения тоже не устраивает - все-таки курс автоподготовки в вузе я сдал на "отлично".

- А вы можете и не ходить на занятия, - утешает меня преподаватель, - главное, деньги заплатите, а дальше мы что-нибудь придумаем...

Кстати, заплатить только за вождение в автошколе нельзя. За теорию, независимо от ее надобности, придется выложить 2300 рублей. Плюс каждому новичку полагается приобрести здесь же комплект ПДД за 300 рублей - обучение идет только по таким учебникам. Сфотографироваться и пройти медкомиссию можно тоже при школе - еще 150 и 300 рублей. Обязательный курс обучения вождению состоит из 10 практических занятий по 2 часа каждое.

Стоимость одного часа - 125 рублей. Успеваете суммировать? После двух месяцев в школе сдается внутренний экзамен. После него вы получаете водительскую карточку. Провалов здесь не бывает - сдают все. Если даже вы дважды не сдадите, вас все равно пожалеют и предложат заплатить, чтобы не провалиться окончательно. Если не согласитесь и не сдадите на третий раз, всю канитель с обучением в автошколе придется пройти заново. А "не сдать" вам могут помочь запросто. Поводов для этого существует множество. Например, услышать "не сдал" можно за то, что тронулся, не подогнав под себя сиденье и не настроив зеркало заднего вида.

А вот дальше самое серьезное испытание - экзамен в ГИБДД. Первая его ступень теоретическая - экзаменационные билеты с вопросами по технической части и Правилам дорожного движения, проверка ваших действий на дороге в смоделированной экзаменаторами ситуации. Вторая - непосредственно вождение. Надо заехать в "карман" из стоек, на склон, затормозить и тронуться, не сбив стоящую сзади стойку, и, наконец, проехаться с инструктором по городу.

Главное условие - учиться лучше всего в автошколе по месту прописки. Потому что, во-первых, сдавать вы будете на той же машине, на которой обучались, а во-вторых, как правило, у инструкторов автошкол в ГИБДД все схвачено.Так что если вы завалите экзамен человеку в милицейских погонах, тут же, как рояль из кустов, появится спаситель, который за 200-250 долларов все-таки поможет вам стать водителем с правами. Если же вы, допустим, прописаны в Московской области, то автомобильные курсы можете закончить и в Москве, но права все равно придется получать по месту регистрации.

- Я свалил чуть ли не все стойки, - признается Дмитрий К. - Тут же подошел какой-то человек и сказал, что за 6 тысяч рублей он все проблемы решит. Благо, деньги у меня с собой были: друзья предупредили, что могут пригодиться. И, правда, права я получил.

- Курсы окончила в Химках, а экзамены поехала сдавать в Москву, так как прописана у отца в Хамовниках, - рассказывает Юлия М. - У мужа были там какие-то знакомые. Меня подвели к дядечке, который взял у меня 200 долларов и сказал, чтобы ни о чем не волновалась. Потом я для вида посидела за компьютером и через 40 минут узнала, что сдала.

Что касается меня, то друзья и знакомые, узнав о моем желании получить права, буквально засыпали предложениями и советами: "У меня есть знакомый знакомого, который за 12 тысяч сделает тебе права" , "Зачем тебе учиться, вон у меня на работе парень за 500 долларов получил права, хочешь, я узнаю у него, как... " , "У меня в ГАИ есть знакомые, бросай ты эту автошколу - все решим... " А тут еще сорвал вчера в метро объявление: "Помощь в получении водительского удостоверения и прохождении техосмотра". "С вас 4 черно-белые фотографии с уголком, ксерокопия паспорта и предоплата 1500 рублей, - без обиняков разъяснили по указанному номеру мобильного. - Полностью права вам обойдутся в 11500 рублей. Как только документы будут готовы, звоните... "

Не удивительно, что в России в ДТП погибают в 16 раз чаще, чем в Европе. Только в Москве каждые выходные на дорогах в среднем 7-8 жертв. Так что цена каждой загубленной на дороге человеческой жизни - примерно 400 баксов. Многим по карману. А остальным все это безразлично до того момента, пока не коснется тебя лично.

Ситуация на дорогах действительно аховая, армия "чайников" множится, а количество аварий неуклонно растет. И все оттого, что не только дороги у нас очень уж плохи. У нас плохи и водители: по-настоящему большинство из них вождению и не учились! Да и зачем, если и права, и талон техосмотра, и прочие необходимые бумаги можно в любой момент купить? Вот уже и президент вмешался, сказал свое веское слово. А вот изменится ли что-то на деле: то есть - на дорогах?

***

СПРАВКА "ВМ"

Размеры государственных пошлин, обязательных для оплаты и установленных с 1 января 2005 года:

160 рублей - за первичный экзамен (теория плюс вождение)

200 рублей - за выдачу водительского удостоверения

300 рублей - за изготовление бланка водительского удостоверения международного образца и цветного фото к нему

60 рублей - за каждую пересдачу теории

100 рублей - за каждую пересдачу вождения