Сезон-2005: на первый второй рассчитайсь!
6 марта в Мельбурне стартует 56-й чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула-1". Новый сезон готовит болельщикам массу интересного: изменения технического регламента не позволяют заранее предсказать расстановку сил, а внутрикомандные дуэли обещают немало сюрпризов. Зрители смогут понаблюдать за психологическими и гоночными баталиями, победители которых определятся лишь поздней осенью. И возможно, впервые непобедимый Михаэль Шумахер может уступить лидерство другим гонщикам.
Новые правила - новый расклад сил?
Оценить расклад сил перед началом чемпионата очень трудно: новые правила могут многое изменить подробнее об этом мы писали в N 48, 2004 год) . Впрочем, к скорости болидов это не относится: несмотря на новые требования к аэродинамике, покрышкам и мотору, болиды по-прежнему очень быстры.
Оценить потенциал чемпионской "Ferrari" трудно: команда проведет первые гонки на старой модифицированной машине, что позволит снизить риск сходов с трассы до минимума. Но проверенная F2004 может подвести гонщиков в плане скорости, тем более что новые болиды соперников из "McLaren-Mercedes" и "Renault" очень быстры. На старой машине начнет сезон и "Minardi" : у команды нет денег на своевременную подготовку болида.
Новый квалификационный формат заставляет некоторых пилотов менять стиль пилотирования. В сезоне-2005 гонщикам придется проходить дистанции итоговой квалификации и гонки на одном комплекте покрышек, поэтому на первый план выйдет умение беречь шины. Об этом уже задумался Фернандо Алонсо, известный агрессивными атаками на трассе.
Подстраиваться под новые правила придется и семикратному чемпиону мира Михаэлю Шумахеру. "Михаэль славился умением проходить серии быстрых кругов до пит-стопа, - напоминает технический директор "Ferrari" Росс Браун. - Теперь смена покрышек запрещена, ему придется менять свой метод работы и учиться беречь шины".
Несомненно, новый регламент скажется и на гоночном шоу. Ездить на измененных болидах стало труднее, это наверняка спровоцирует увеличение числа вылетов по ходу Гран-при. Лучшая стартовая позиция утратит свое значение, на первый план выйдет умение команд выбирать оптимальную гоночную стратегию.
Босс "Renault" Флавио Бриаторе уже пообещал проблемы действующему чемпиону: "Раньше Михаэль Шумахер ехал по трассе спокойно, как таксист. На этот раз мы постараемся усложнить его задачу! "
"Ferrari" и "BAR" : ставка на стабильность
Лишь две из десяти команд "Формулы-1" - "Ferrari" и "BAR" - сохранили свои составы в новом году. Ставка на стабильность не раз сослужила чемпионской "Ferrari" отличную службу, поэтому "красные" продолжают работу с Михаэлем Шумахером и Рубенсом Баррикелло.
Главная задача чемпиона и вице-чемпиона - дать достойный бой соперникам, доказав, что отставание на зимних тестах не означает ослабления команды. Насколько быстра прошлогодняя F2004 по сравнению с новыми машинами конкурентов, покажет уже первая гонка в Австралии.
Разумеется, в этом году Шумахер постарается выиграть очередной, восьмой по счету, чемпионский титул. Главными конкурентами немец считает гонщиков "Renault" и "McLaren-Mercedes", а также своего напарника. Многие воспринимают реверансы чемпиона в адрес Баррикелло как дань вежливости, полагая, что лидером "Ferrari" вновь будет Михаэль.
Командная тактика в "Формуле-1" запрещена, но обойти этот запрет можно, больше работая с машиной одного гонщика и выбирая для него лучшую стратегию. В "Ferrari" умело расставляют акценты: как правило, в начале сезона сильнее выглядит Михаэль, а в конце чемпионата, когда титул Шуми уже гарантирован, команда начинает помогать Рубенсу.
В этом сезоне Баррикелло намерен избавиться от звания "оруженосец" : "Если однажды я пойму, что никогда не смогу побить Михаэля, я оставлю "Формулу-1". Сам Михаэль настроен решительно: "Я начинаю чемпионат жадным до успеха и с огромным желанием победить".
Роль Михаэля Шумахера в "BAR-Honda" должен сыграть Дженсон Баттон. Интересно, что японские мотористы "Honda", купившие 45 процентов акций команды, также видят лидером британца Баттона, а не своего соотечественника Такуму Сато. По слухам, японцы специально удалили из команды Дэвида Ричардса, с которым у Дженсона были конфликты.
Новый босс "BAR" Ник Фрай нахваливает Баттона: "В Дженсоне есть нечто, напоминающее Михаэля Шумахера. Он не просто гонщик, он становится настоящим лидером команды". В отличие от Баррикелло Сато избегает смелых обещаний борьбы напарнику.
"McLaren-Mercedes" : лед и пламя
"Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень... " - лучше этих строк ничто не подходит для описания ситуации в "McLaren-Mercedes". В сезоне-2005 напарником "ледяного" Кими Райкконена стал эмоциональный Хуан Пабло Монтойя. Ожидается, что борьба именно этого гоночного дуэта станет самой интересной в новом сезоне.
Финн и колумбиец долгое время считались антиподами. Болельщики потирали руки, ожидая постоянных стычек гонщиков, но конфликтов не случилось. Удивительно, но столь не подходящий чопорному имиджу "McLaren" взрывной Монтойя в одночасье изменился, став сосредоточенным и хладнокровным. (Кстати, возможно, гонщик остепенился оттого, что совсем скоро станет папой. ) Но Хуан Пабло обещает, что снова будет злиться, если "моя новая машина не позволит мне бороться за высокие результаты". Он не исключает, что на первых порах впереди будет Райкконен, лучше знающий методы работы команды. К своему новому напарнику колумбиец относится уважительно: "Кими - хороший парень, мы с ним отлично ладим".
Для "ледяного человека" период межсезонья был не самым приятным. После двух скандалов, связанных с похождениями Кими по ночным клубам, с гонщиком серьезно поговорили боссы команды. Финн вернулся к работе, но на февральских тестах по вине техники попал в серьезную аварию, получив сильный ушиб руки. Кими надеется, что начало чемпионата позволит забыть обо всех неудачах, а о борьбе с Хуаном Пабло высказывается по привычке кратко: "Будет интересно".
"Williams" и "Toyota" : свежее решение
В "BMW-Williams" и "Toyota" полностью обновили составы, пригласив опытных, талантливых гонщиков. Правда, в "Williams" рискнули больше: ни Марк Уэббер, ни Ник Хайдфельд никогда не выступали в топ-командах, поэтому этот дуэт может преподнести много неожиданностей.
По поводу кандидатуры Марка Уэббера у команды сомнений не возникло. В период выступлений за "Jaguar" Марк собрал вокруг себя всю команду, естественно, не избежав пресловутых сравнений с Михаэлем Шумахером. Напарник австралийца по "Jaguar" в сезоне-2003 Антонио Пиццония не раз обвинял команду в фаворитизме по отношению к Уэбберу. По иронии судьбы Анто-нио едва не стал коллегой Марка и по "BMW-Williams".
Из многочисленных претендентов на второй кокпит Фрэнк Уильяме и Патрик Хэд выбрали двоих: своего тест-пилота Пиццонию и Ника Хайдфельда. После серии сравнительных тестов команда огласила свой вердикт: контракт гонщика получил Хайдфельд. Выбор дался "сине-белым" тяжело: немец узнал радостную новость всего за 20 минут до пресс-конференции. Если верить обитателям паддока, у Ника лишь одна проблема: он патологически скромен. Впрочем, это относится только к поведению вне трассы, поскольку за рулем болида гонщик не намерен уступать никому, в том числе и своему красавцу напарнику.
Поработать с новой комбинацией пилотов решили и в "Toyota". Прошедший год был для Ярно Трулли и Ральфа Шумахера нелегким, поэтому теперь гонщики наслаждаются дружелюбной атмосферой в команде. Трулли к лидерству в "Toyota" не рвется, но пока он и лучше справляется с новым болидом. Объяснения этому есть: Ярно успел поработать с командой в сезоне-2004, кроме этого, созданием новой "Toyota" руководил его старый знакомый по "Renault" Майк Гаскойн. Ральф Шумахер признает: болид ему не слишком подходит. Сможет ли Ральф изменить ситуацию в свою пользу, покажет время.
"Renault" и "Sauber" : опыт против молодости
Введение новых правил существенно повышает роль опыта гонщика, но молодые пилоты компенсируют отсутствие ценных знаний способностью быстро менять свой стиль пилотирования и схватывать информацию на лету. Что в итоге победит - опыт или молодость, - покажут дуэли в "Renault" и "Sauber".
Молодой Фернандо Алонсо из "Renault" считается гонщиком будущего, испанцу давно прочат славу Михаэля Шумахера, отмечая его природный талант. Фернандо называют приемным сыном босса "Renault" Флавио Бриаторе, который не скрывает, что именно с этим гонщиком связывает будущие успехи команды.
Напарником Фернандо в этом году стал Джанкарло Физикелла. 32-летний итальянец рисковал провести всю карьеру в звании "нереализованный талант" : все в "Ф-1" в один голос нахваливали гоночные способности Джанкарло, но топ-команды не торопились предложить ему контракт. Звездный час Физикеллы настал с подписанием контракта в "Renault" - сейчас эту команду считают одним из главных претендентов на чемпионский титул. "Фернандо долго выступает в команде, но несколько лет назад я тоже выступал здесь, - говорит Джанкарло. - У нас будет одинаковая техника, никакого деления на первый-второй номера не предусмотрено. Это самое главное. Наше сотрудничество с Фернандо основано не только на уважении, но и на дружбе. Мы даже вместе играем в футбол".
Похожий гоночный дуэт сложился и в "Sauber" : компанию молодому Фелипе Массе составил чемпион 1997 года Жак Вильнев. После зимних тестов канадец предупредил, что ждать его победы над напарником пока не стоит: "Машина больше подходит Фелипе, команде не удается подогнать ее под меня". Тем не менее сдаваться без боя Жак не намерен, его преимуществом можно считать большее число проведенных гонок.
"Red Bull Racing" : играющий тренер и ученики
После вынужденного ухода из "McLaren" "последний джентльмен "Формулы-1" Дэвид Култхард долго не мог найти кокпит в "Формуле-1". Наконец гонщик заключил годичный контракт с "Red Bull Racing" (бывший "Jaguar" ) . В команде не скрывают: шотландец нужен в качестве играющего тренера, который на своем примере обучит работе молодых коллег по команде Кристиана Клина и Витантонио Льюцци.
Босс компании "Red Bull" Дитрих Матешитц считает, что Кристиан и Витантонио оптимально подходят для имиджа команды, но выставлять на гонки пару неопытных пилотов неразумно. Поэтому австриец и итальянец получили идентичные контракты, предусматривающие попеременное участие гонках сезона-2005.
В Мельбурне будет выступать Кристиан Клин, за плечами которого один сезон в "Ф-1".
Дэвиду Култхарду кокпит гарантирован на протяжении всего чемпионата, но в конце сезона его миссия будет выполнена. Если Дэвид не впечатлит потенциальных работодателей из других команд, этот год может стать для него последним в "Королевских гонках". Гонщик отлично понимает это и настраивается на нелегкую борьбу за право остаться в самом престижном чемпионате мира.
В "Red Bull Racing" сотрудничеством с Дэвидом очень довольны: он уже помог команде своими знаниями, привык постоянно пить энергетический напиток "Red Bull" и даже поменял имидж. Раньше Дэвид всегда появлялся на публике выбритым и аккуратно подстриженным, теперь он отпустил небольшую бородку в духе Дитриха Матешитца.
"Jordan" и "Minardi" : новички и деньги
В двух самых слабых командах чемпионата - "Jordan" и "Minardi" - выбор гонщиков обусловлен финансовыми причинами. Кто приносит больше спонсорских денег, тот и получает кокпит. Так произошло и в этом году, хотя в "Jordan" наметились первые признаки выхода из кризиса: команда продана нашему бывшему соотечественнику Алексу Шнайдеру, удачливому канадскому бизнесмену, который обещает привести "Формулу-1" в Россию и со временем усадить за руль болида российского гонщика. А пока за "Jordan" по-прежнему будут выступать пилоты, заручившиеся поддержкой богатых спонсоров, - это индус Нарайан Картикеян и португалец Тьяго Монтейро. На тестах в лидеры "Jordan" выбился первый. В истории соревнований гонщик из Индии, что вполне объяснимо: в последние годы Нарайан участвовал в тестах команд "Ф-1", что позволило ему быстрее привыкнуть к машине.
Гоночные кокпиты в "Minardi" получили выступавший ранее в "DTM" голландец Кристиан Альберс и австриец Патрик Фризахер. Выделить явного фаворита команды пока трудно. Имя лидера "маленькой Скудерии" и победителей других внутрикомандных дуэлей мы узнаем лишь по ходу сезона. Итак, шоу начинается...
***
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ СЕЗОНА-2005
6 марта Гран-при Австралии (Мельбурн)
20 марта Гран-при Малайзии (Сепанг)
3 апреля Гран-при Бахрейна (Сахир)
24 апреля Гран-при Сан-Марино (Имола)
8 мая Гран-при Испании (Барселона)
22 мая Гран-при Монако (Монте-Карло)
29 мая Гран-при Европы (Нюрбургринг)
12 июня Гран-при Канады (Монреаль)
19 июня Гран-при США (Индианаполис)
3 июля Гран-при Франции (Маньи-Кур)
10 июля Гран-при Великобритании (Сильверстоун)
24 июля Гран-при Германии (Хоккенхайм)
31 июля Гран-при Венгрии (Будапешт)
21 августа Гран-при Турции (Стамбул)
4 сентября Гран-при Италии (Монца)
11 сентября Гран-при Бельгии (Спа)
25 сентября Гран-при Бразилии (Интерлагос)
9 октября Гран-при Японии (Сузука)
16 октября Гран-при Китая (Шанхай)