Тюнинг - это наука, техника, искусство и шаманство!
Завтра - День автомобилиста
Вот такое колесо!
Сидел как-то первобытный человек в своей пещере и ел, скажем, доисторическую курицу. Обглодал косточку от ножки, сгрыз хрящики...
Потом ему стало скучно, он взял да и дунул в эту косточку. На стене пещеры расплылось пятно от содержимого. Первобытному человеку понравилось! Так появилась аэрография...
Выдохнуть - и не вздохнуть!
На заре автомобилестроения Генри Форд заявил, что у его автомобилей может быть любой цвет при условии, что он - черный. Сотни тысяч угольных "Фордов-Т" сходили с конвейера и сразу давали работу владельцам малярных мастерских, где машины раскрашивали, в соответствии с пожеланиями владельцев, во все цвета радуги. Так практически одновременно с автоиндустрией возникло искусство подгонять любую стандартную автомашину под неповторимый характер ее хозяина. Его назвали тюнинг - от английского слова "tune" - "настройка".
А еще позже возникли такие известные фирмы, как "Alpina", "Carlsson", "Brabus", "Irmsher" или "Strosek", названия которых большинству пешеходов, да и многим автомобилистам, ничего не скажут. Но те, кто знает, обязательно постараются рассмотреть поближе и, по возможности, заглянуть внутрь. Потому что это - классика! Они берут "заурядный" заводской БМВ, "Мерседес", "Опель" или самый обычный "Порше" и делают из него такое... Когда я сам впервые увидел на нашей дороге "Brabus", то долго тер глаза - этого не может быть! Объем двигателя - 7 литров! (В Интернете потом нашел - его мощность 545 лошадиных сил! Сравните с КамАЗом: объем двигателя - 10 литров, мощность - около 300 л. с. Но это же грузовик, а "Brabus" даже не джип - седан!) А силуэт! А обводы! А колеса шириной с "Оку" и размером на 17 дюймов!
Просто на землю спустился инопланетный корабль....
Полный фарш!
...А еще бывают такие "Ланд Крузеры", по сравнению с которыми ваши "Крузеры" - просто так... кукурузеры! Фото Сергея ПЕРМИНА
Наши люди, как известно, в булочную на такси не ездят, но и индивидуализации не чужды. В области тюнинга они идут своим путем, хорошо известным и ставшим уже классикой жанра.
Первым делом, на автомобиль навешиваются мигающие светодиоды, лучше всего - разноцветные и переливающиеся по ходу движения. Особенно эффектно они выглядят в качестве дополнительных стоп-сигналов или впереди, под решеткой радиатора. Наклейки типа "Hooligan", "Удачи тебе, браток!", "Прикрой, атакую!", "Кому сигналишь, подонок?! В. Жириновский", а также картинки чайника, шпильки и прочих предметов подчеркивают крутость и высокий интеллект владельцев. Далее идет "тонировка по кругу", кожаный чехол на капот, тонированная защита фар (особенно мощно смотрятся те, которые придают голубой оттенок), компакт-диск на веревочке или под стеклом и брызговики с отражателями. Звуковое оформление может быть дополнено крякающим или пилиликающим сигналом, акустической системой класса "на поле танки грохотали" - и в результате мы имеем "полный фарш для реального пацана" на базе продукции отечественного автопрома. Последний писк - "рыкающий глушитель" и выхлопная труба размером с приличного поросенка, желательно тоже светящаяся по краям! Спутать такой автомобиль уже ни с чем невозможно, разве что с новогодней елкой, и на дороге большинство машин держится от него подальше: индивидуальный стиль может включать в себя и собственное трактование правил дорожного движения.
Как художник - художнику
В 1878 году изобретатель Эбнер Пилер из штата Айова сидел в своей мастерской и тоже скучал. От нечего делать он соединил старые паяльные трубки, иголку и неказистый компрессор, залил внутрь краску и включил. Получающаяся в результате работы этой "кистью" плавность цветовых переходов, мягкость полутонов, объем и выразительность картины достигали пугающего правдоподобия. Вдоволь наигравшись со своим детищем, этот безусловно талантливый дядька рванул в местное отделение патентного бюро и запатентовал первый в истории аэрограф. Потом он продал права на него компании Liberty Walkup за 700 долларов. С этого момента началось уже коммерческое использование незаурядного инструмента.
Спрашивать у владельцев автомобилей, украшенных живописным картинами: "Для чего ты это сделал?" - все равно что интересоваться у любителей живописи, зачем они ходят на выставки. В лучшем случае - пожмут плечами. Собственно, ничего другого им не остается - все, что хочется, они уже сказали. Нам остается только любоваться и оценивать меру своего вкуса, потому что это они нам показывают себя, а не мы им.
В отрыв!
Поскольку потребности рождают спрос, для него всегда возникает предложение. В нашем городе есть несколько фирм, специализирующихся именно на тюнинге.
- Человек приходит к нам, и первое, с чего обычно начинает - приобретает "настроенную" систему выхлопа. Это такая хромированная труба с "пауком" на конце и здоровыми выхлопными трубами, - говорит директор фирмы "Индустрия тюнинга" Илья Якушев. - Это правильно, потому что у машины появляется свой неповторимый звук. Да и смотрится такая машина совсем по-другому. А потом пошло - накладки, улучшающие аэродинамику, двигатель, вентилируемые тормоза, спортивная подвеска, анатомические сиденья, гоночный руль... и так - до бесконечности.
Тюнинг - занятие азартное. Одна только терминология чего стоит - чип-тюнинг, молдинг, стайлинг, спойлер, обвес, аир-бэг, сабвуфер, чейнджер, лифтинг, анитикрыло, литье... Сколько может стоить - непредсказуемо. Не так давно один из известных в нашем городе стрит-рейсеров (вид автогонок) рассказал в интервью, что в свой "Ниссан" стоимостью около 15 тысяч долларов (машина б/у из Японии "без пробега по России") он вложил еще 20 000 тысяч долларов.
И, между прочим, все достаточно продумано. Обвес - накладные элементы из пластмассы на корпус - для улучшения аэродинамики. Чип-тюнинг - изменение характеристик электронного управления двигателем, больший размер колес - чтобы поставить большие по размеру тормозные диски, а значит - повысить безопасность. Как спойлер и антикрыло, прижимающие к земле, и спортивные кресла, плотно обнимающие тело...
Для того чтобы ощутить ЭТО, его надо почувствовать. Во-первых, когда садишься в такую машину - похоже, будто под тобой самолет. Панель приборов - отдельная глава: спидометр и тахометр размером с чайное блюдце, вынесенные так, чтобы быть всегда перед глазами. (Цена такого спидометра с цифрой 300 в конце шкалы - что-то около 1000 у. е.) Остальные приборы - просто хорошо заметны. При трогании "тапки" (педали газа) начинается мелкая дрожь... "По газам!" - ускорение вдавливает в сиденье так, что становится трудно дышать! Все стоят (хотя на самом деле несутся под сотню!) - едет лишь одна, "настоящая" машина! Но как рычит мотор! Как будто просит: "Давай еще! Давай! Еще! Еще! Я могу! Я хочу еще!" А музыка, которая идет не снаружи, а как будто "долбит" изнутри! А поскрипывающая резина! Восхищенные взгляды просто сливаются в сплошную линию! Кайф!
Те, кто занимается тюнингом, утверждают, что это сложный симбиоз неизвестно чего. Некоторые направления сродни научным исследованиям, некоторые - искусству, некоторые - шаманству. Здесь нет ничего лишнего и не бывает мелочей. Потому что иначе - просто не оторваться от Земли. А это иногда так нужно, чтобы почувствовать себя Другим...
...Наверное, поэтому тюнинговые машины чем-то похожи на НЛО!
Автор благодарит за помощь в подготовке материала руководство и сотрудников компаний "Индустрия тюнинга", "Формула-1", автомобильного рынка "Столица"