Перейти к основному содержанию

Главная      Кто не рискует, тот пьет шампанское

Кто не рискует, тот пьет шампанское

Михаэль Шумахер проиграл последний чемпионат в своей карьере прагматичному испанцу

В воскресенье завершился 57-й чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула-1". Последний этап первенства - Гран-при Бразилии - выиграл бразильский легионер "Феррари" Фелипе Масса. Но главное внимание было приковано не к нему, а к Фернандо Алонсо из "Рено", который, финишировав на трассе "Интерлагос" вторым, защитил титул чемпиона мира, впервые завоеванный им в прошлом сезоне. Ну и, конечно, весь автомир пристально следил за Михаэлем Шумахером, закончившим в Сан-Паулу свою блистательную гоночную карьеру.

Он не выиграл гонку и даже не поднялся на подиум. Но на своем последнем этапе в "Формуле-1" Шумахер в полной мере проявил талант и характер, которые позволили ему стать величайшим гонщиком всех времен и народов. У Михаэля много болельщиков. Недоброжелателей тоже хватает. Но последних после этого сезона наверняка стало на порядок меньше. Пускай премьер "Феррари" не выиграл титул. Однако он ушел из большого спорта так, как и подобает великим спортсменам. То, что творил Красный барон на асфальтовом полотне автодрома "Интерлагос", иначе как образцово-показательным пилотажем спортивного автомобиля не назовешь. "Он буквально летел по трассе", - эти слова босса "Рено" Флавио Бриаторе как нельзя лучше характеризуют выступление Шумахера в Бразилии. А ведь после квалификации многие на семикратного чемпиона мира, которого, как и на предыдущем этапе в Японии, вновь подвела машина, махнули рукой. Мол, что сможет сделать немец, стартуя с десятого места? Шумахер смог.

В течение первого круга он разом отыграл четыре позиции.Сначала Михаэль воспользовался заварушкой, организованной в четвертом повороте пилотами "Заубер-БМВ" Робертом Кубицей и Ником Хайдфельдом. Затем довольно легко под напором своего старшего брата спасовал Ральф Шумахер. А после настал черед Рубенса Баррикелло. Впереди Шумахера замаячили две "Рено" - сначала на горизонте появился Джанкарло Физикелла, потом и Фернандо Алонсо. Скорость Михаэль развил потрясающую. Поэтому итальянца он достал довольно быстро. Борьба за сильную с тактической точки зрения позицию была отложена из-за появления на трассе автомобиля безопасности: на первом круге что-то не поделили между собой "Уильямсы" - Нико Росберг въехал в Марка Уэббера. После рестарта схватка Физикеллы и Шумахера разгорелась с новой силой. На седьмом круге Шумми эффектно утер-таки нос Джанкарло. Однако обгон оказался роковым для немца - из-за прокола левой задней покрышки ему пришлось "отдать" обратно только что выигранную позицию. В этот момент до финиша Гран-при оставалось еще целых 64 круга. Однако уже было ясно, что свою последнюю гонку в карьере Михаэль не выиграет.

Обвинять во всех смертных грехах Физикеллу Шумахер не стал: "Никакого контакта там не было и в помине. Просто в один момент я понял, что что-то случилось с колесом". А вот технический директор "Феррари" Росс Браун был более категоричен: "Физикелла подрезал Шумахера, что и привело к проколу". Впрочем, даже после столь тяжелого удара Михаэль рук не опустил. Вернулся на трассу он последним, но финишировал четвертым, попутно еще раз обставив Физикеллу и обогнав своего преемника в "Феррари" Кими Райкконена. "Машина ехала безумно быстро. У меня было такое ощущение, что я мог обогнать всех на круг. Но не сложилось. Поздравляю Фелипе Массу с победой в Гран-при, а Фернандо Алонсо - с победой в чемпионате", - сказал после финиша Шумахер. Масса, кстати, стал первым бразильцем с 1993 года, выигравшим домашний этап.

Шумахер закончил выступления в "Формуле-1", но, верный своему характеру, он подарил нам на прощание великолепное зрелище. Чего не скажешь о Фернандо Алонсо. И это, пожалуй, главный итог сезона-2006. Молодой и не по годам прагматичный испанец похож скорее на водителя рейсового автобуса, чем на пилота "Формулы-1". На протяжении последних двух победных сезонов он не баловал болельщиков королевских гонок захватывающими моментами. В памяти лишь Гран-при Сан-Марино-2005, когда 11 последних кругов гонки Алонсо с честью сдерживал многочисленные атаки Шумахера. Защита у него крепка, а вот каково нападение? Ответ на этот вопрос до сих пор неизвестен. На счету Фернандо нет красивых восхождений с конца пелетона на подиум "а-ля Райкконен". В нем вообще не чувствуется дух гонщика как таковой - то есть дух человека, постоянно заряженного на обгон. Рациональность и осторожность - вот залог успеха Фернандо Алонсо. "Основная задача - избежать любого риска и финишировать, заработав очки", - говорил перед Гран-при Бразилии испанец. Крылатое выражение "кто не рискует, тот не пьет шампанское" он опровергал не раз. По сути, большинство побед достались ему за счет грамотной тактики пит-стопов, а не активных действий на трассе. Эх, как бы с уходом Шумахера королевские гонки не утратили свой шарм.

***

Фернандо АЛОНСО: "А теперь пир но весь мир"

ТРИУМФАТОР ЧЕМПИОНАТА МИРА-2006 25-ЛЕТНИЙ ЛИДЕР ФРАНЦУЗСКОЙ КОМАНДЫ "РЕНО" ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ ИТОГИ СЕЗОНА.

- Фернандо, какие чувства испытывает двукратный чемпион мира?

- Сейчас я очень счастлив. Концовка сезона сложилась для нас потрясающе - мы набрали 26 очков из 30 возможных. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы второй год подряд выиграть титул. Причем как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов.

- Кого бы вы хотели поблагодарить за эту победу в первую очередь?

- Я хочу сказать спасибо каждому, кто работает в команде "Рено". Спасибо тем людям, которые практически круглосуточно трудятся на наших базах в Англии и во Франции. Также я очень благодарен своему партнеру по команде Джанкарло Физикелле и, конечно же, нашему тест-пилоту Хейкки Ковалайнену, который сделал для этой победы очень много.

- Научились ли вы чему-то новому в прошедшем сезоне?

- Да, конечно. 2006 год нельзя назвать абсолютно гладким для нас - он состоял из взлетов и падений. Но мы никогда не забывали о нашей цели - выиграть чемпионат. Мы этого добились и теперь имеем полное право устроить по этому поводу пир на весь мир.

- Какая из гонок сезона-2006 останется навсегда в вашей памяти?

- Несомненно, домашний этап в Барселоне, который я выиграл. После того как я отмечу окончание сезона вместе с командой, планирую отправиться на родину и как следует порадоваться своему успеху вместе с соотечественниками. На протяжении всего чемпионата они оказывали мне потрясающую поддержку. Пришло время заплатить по счетам.

- Нынешний сезон стал последним в "Формуле-1" для Михаэля Шумахера. Что можете сказать по этому поводу?

- Я горд тем, что мне удалось выиграть два последних чемпионата, в которых принимал участие Михаэль. Он - великий гонщик и навсегда останется таковым, Он навсегда останется в памяти всех поклонников "формулы-1". А его рекорды побить будет крайне сложно, если вообще возможно. Вполне вероятно, что я еще выиграю чемпионат мира, но вкус этих побед будет уже совершенно другим. Думаю, вы поймете, что я имею в виду.

***

ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ: 1. Алонсо (Испания, "Рено") - 134 очка; 2. М. Шумахер (Германия, "Феррари") - 121; 3. Масса (Бразилия, "Феррари") - 80; 4. Физикелла (Италия, "Рено") - 72; 5. Райкконен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 65; 6. Баттон (Великобритания, "Хонда") - 56.

КУБОК КОНСТРУКТОРОВ: 1. "Рено" - 206 очков; 2. "Феррари" - 201; 3. "Макларен-Мерседес" - 110; 4. "Хонда" - 86; 5. "Заубер-БМВ" - 36; 6. "Тойота" - 35.