По кругу
Чемпионат мира "Формулы-1" завершился в Китае. Но гонка продолжается
Гоночная трасса в Шанхае - лучшая из всех трасс "Формулы-1". Так заявили хозяева-китайцы, а гости это заявление не опровергли. Только посетовали, что зрителей маловато - не больше 100 тысяч, а эта цифра для гонок (и уж тем более для Китая) считается невысокой.
Однако китайский рынок для "Формулы" не стоит недооценивать: сюда хотят все, особенно производители - в Китае автомобильный бум. Флавио Бриаторе, руководитель команды-победителя "Рено" , призывает китайские компании активнее себя рекламировать - через команды "Формулы" , конечно. И добавляет: "Мы готовы к партнерству" - мол, пишите на наших болидах имена своих компаний.
Китайцев активно призывали спонсировать: можно отдельных гонщиков, можно какие-то команды, а при желании - и всю серию. Говорят, мол, таким образом о вас узнает весь мир. Но пока среди рекламодателей замечена лишь единственная китайская компания - Sinopec, крупнейший государственный нефтехимический конгломерат. Другие, может, тоже хотели бы поучаствовать, но денег не хватает, да и опыта маловато. Вот и довольствуются тем, что одетый в красную форму, очень напоминающую ту, что носят гонщики "Феррари" , китаец рекламирует отечественные сигареты во время телевизионных рекламных пауз. Никто, кроме самих китайцев, этого не видит, но собственный рынок и "домашние" потребители китайским компаниям пока гораздо интереснее, чем выход на мировой простор.
Но тут в дело вполне способна вмешаться национальная гордость. Генеральный менеджер Шанхайской гоночной трассы Юй Чжифей говорит: "Качество многих наших товаров не хуже, чем японских и корейских, но о нас не знают. "Формула-1" - прекрасная возможность заявить о себе миру". О том, как это лучше сделать, говорили во время деловой конференции, на которую пришли все главные действующие лица во главе с Берни Экклстоуном.
Деловой подход - это, конечно, здорово, но вот хорошо бы еще и команду свою китайскую иметь, причем желательно в числе лучших. Экклстоун такие амбиции поддерживает: по его мнению, ничто не мешает китайцам "запустить" свою команду в ближайшие 4 - 5 лет.
И гонщик подходящий сразу нашелся - Чен Кунфу, тезка великого философа. 21-летний уроженец Пекина сегодня пробует свои силы в команде "Макларен" и участвует в гонках других серий. Сам он уверен, что в ближайшие три года станет тест-пилотом "Формулы-1" , а при определенной доле везения - и полноценным гонщиком.
"Формула-1" - это не только быстрые машины, рисковые парни, реклама и большие деньги. "Мы - гламур" , - говорит Флавио Бриаторе, а уж в этом он разбирается. Для поддержания гламурного имиджа в Шанхай из столичного Пекина снарядили 66 красавиц (как будто там своих не хватает) - большинство профессиональные модели. Им сшили специальные наряды - супермини-платья традиционного китайского фасона, обучили нескольким фразам на английском, рассказали о гонках и отправили на автодром - раздавать материалы журналистам, улыбаться водителям и вообще поднимать настроение до нужного гламурного градуса.
Гонки в Шанхае будут проводиться еще как минимум три года, и уж китайцы сделают все возможное, чтобы их круг стал лучшим в мире не только за счет трассы, но и атмосферы вокруг нее.