Взрывная трасса
Покрышки с трудом выдерживали турецкую жару
Кими Райкконен из команды "Макларен" вписал свое имя в историю Гран-При Турции как первый победитель нового этапа чемпионата мира в классе "Формула-1". Выиграв пятую гонку в сезоне, финн на два очка сократил отставание в личном зачете от Фернандо Алонсо, закончившего дистанцию вторым. Партнер Райкконена Хуан Пабло Монтойя за два круга до финиша не сумел сдержать натиск испанца и уступил ему второе место, оставшись третьим.
Турция в конце августа больше располагает к отдыху на пляже, чем к тяжелой работе, которой, несомненно, являются гонки "Формулы-1". Жара и песок вокруг новой трассы начали делать свое черное дело уже во время квалификации, отправляя пилотов отдыхать раньше времени. Открылась сессия пожаром на "Минарди" Роберта Дорнбоса - перегрелись тормозные диски. До открытия автодрома почти все гонщики обращали внимание на восьмой поворот (трасса пока не имеет собственной истории, поэтому топонимика ограничивается простым перечислением номеров поворотов). В коварном характере этого быстрого затяжного виража в квалификации успели убедиться два чемпиона мира и оба пилота БАР-"Хонда", но только Жаку Вильневу после вылета не удалось вернуться на трассу. Особенно обидно было за испорченные круги гонщикам японской команды - на тренировках они показывали достаточно высокую скорость.
Зато Михаэль Шумахер не выглядел расстроенным. Немец признался, что ничего не ждал от этой гонки, так как машина вела себя явно хуже, чем в Венгрии. "Мы сделали шаг назад,
- признался семикратный обладатель высшего гоночного титула. - По ходу уикенда мы не были конкурентоспособны, так что я рассчитывал на результат в районе седьмого места". Действительность оказалась еще печальнее.
В четвертый раз за сезон "поул" выиграл Кими Райкконен, сравнявшись по этому показателю с Фернандо Алонсо. Дважды из трех предыдущих попыток Кими и на финиш приходил первым. Так что как сохранить добытое в квалификации преимущество, финскому гонщику уже хорошо известно. На этот раз старт не очень удался Райкконену - в первом повороте его настигли оба "Рено", и стартовавшему со второго места Джанкарло Физикелле удалось протиснуться впереди "Макларена". Но воспользоваться неожиданным счастьем итальянец не смог - его машина явно проигрывала в скорости болиду Райкконена, так что восстановление статус-кво было лишь делом времени. Тем более что итальянец ускорил этот процесс, допустив ошибку в одном из поворотов. Небольшая заминка едва не сыграла на руку партнеру Джанкарло, но Алонсо не сумел оттеснить "Макларен" Райкконена с траектории, и финн вышел в лидеры. Как оказалось, до финиша. "Я знал, что мы будем быстры, но не ждал столь серьезного преимущества над "Рено", - радовался после гонки Райкконен. - К сожалению, я не лучшим образом стартовал, колеса забуксовали, и я отдал лидерство Физикелле, но Джанкарло немного ошибся, чуть шире зашел в поворот, и я смог отыграть позицию".
Как в свое время доставалось "Феррари" за пресловутую командную тактику, помнят все. Как правило, Скудерия прибегала к командам из боксов под занавес гонки. В "Рено" творчески переработали богатый опыт итальянских коллег и решили, что ждать финиша глупо. Впрочем, и просьбу обогнать более медленную машину напарника также нельзя квалифицировать как приказ уступить тому свое место. Как бы то ни было, но на втором круге по "просьбе" с командного мостика Алонсо обогнал Физикеллу, но и испанец не смог приблизиться к лидирующему "Макларену". Более того, уже после первого пит-стопа Монтойе удалось обогнать оба "Рено". Даже несмотря на маленькую заминку в боксах "Макларен" - колумбиец слишком рано нажал на газ и сбил возившегося с дозаправочным шлангом механика. И если бы не проблемы с резиной, возникшей на последних кругах, Монтойя ни за что не уступил бы второго места.
Последние метры дистанции "Макларен" колумбийца двигался как по сырому асфальту. Слишком раннее торможение в злосчастном восьмом повороте, и "Джордан" Тьяго Монтейро цепляет черно-белый болид, выбивая "Макларен" с трассы. Кругом позже Монтойя уже ошибается сам, и Алонсо без борьбы его обгоняет. Но босс команды Рони Деннис не стал критиковать своего гонщика: "Он сказал нам, что контролирует ситуацию с Тьяго, но немного ошибся, и это стоило нам дубля. Таковы гонки, и самой неверной реакцией с нашей стороны была бы критика в адрес гонщика, он один из нас, все мы делаем одну работу".
С резиной мучались не только в "Макларене". Дважды взрывалась задняя правая покрышка на "Уильямсах" Марка Уэббера и Ника Хайдфельда. Команда не стала ждать третьего звонка и сняла обоих пилотов с дистанции. Турецкой пыткой можно назвать гонку и для Михаэля Шумахера. К неудаче в квалификации, смене мотора и старта из последнего ряда добавились столкновение с Уэббером, аварийная замена носового обтекателя, проблемы с "Бриджстоуном", совсем не державшим дорогу. После очередного опасного инцидента, на этот раз с участием Физикеллы, Шуми решил не испытывать судьбу и завернул в боксы. Но после схода двух "Уильям-сов" и пожара на дозаправке "Заубера" Филипе Массы Шумахер вновь появился на трассе, чтобы на следующем Гран-При иметь хоть какое-то преимущество в квалификации над менее удачливыми соперниками.
Результаты. Чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула-1". Гран-при Турции. 1. Райкконен ("Макларен") - 1 час 24 мин. 34 сек. 2. Алонсо ("Рено") - отставание 18 сек. 3. Монтойя ("Макларен") - 19.4. Физикелла ("Рено") - 38. 5. Баттон (БАР) - 39. 6. Трулли ("Тойота") - 55. 7. Култхард ("Ред Булл") - 69. 8. Клиен ("Ред Булл") - 71.
Чемпионат пилотов. Алонсо - 95 очков, Райкконен - 71, М. Шумахер - 55, Монтойя - 40, Трулли - 39. Физикелла - 35. Кубок конструкторов. "Рено" - 130, "Макларен" - 121, "Феррари" - 86, "Тойота" - 71, "Уильямс" - 52.