Перейти к основному содержанию

Главная      Экономика

Экономика

ДЫРЫ НАДО ЛАТАТЬ

И участившиеся разговоры о стоимости электроэнергии гарантируют нам скорое повышение тарифов

Е.ГОДЖАЕВА

Итак, гражданам страны вновь объявлено о том, что средства, собираемые в качестве платы за электроэнергию, не покрывают даже затрат ее производителя, не говоря уже о распределительных компаниях.

В своем последнем заявлении глава АООТ "Азерэнержи" Этибар Пирвердиев сообщил, что в настоящее время средняя себестоимость производимого кВт/часа составляет 126 манатов. Более того, есть основания полагать, что этот показатель может вырасти еще на четыре пункта. В общем это объясняется высоким уровнем расходования топлива на предприятиях "Азерэнержи", но наличие уважительной причины положения не меняет: энергосистема Азербайджана испытывает острый дефицит средств.

По самым приблизительным подсчетам, в течение всего прошлого года потребителям электроэнергии, то есть абонентам распределительных компаний, было поставлено в общей сложности 15, 6 млрд. кВт/час, на общую сумму 1, 6 трлн. манатов. В то же время сумма собранных с абонентов средств значительно меньше запланированной и составляет порядка 1, 2 трлн. манатов.

В течение 2004 года производителю электроэнергии - АООТ "Азерэнержи" было перечислено обеими распределительными компаниями в качестве платы за полученную энергию 0, 8 трлн. манатов. В целом за весь прошлый год в системе "Азерэнержи" было выработано свыше 21, 344 млрд. кВт/час электроэнергии и еще 2, 355 млрд. кВт/час получено из-за рубежа, то есть общий бюджет энергосистемы Азербайджана составил в 2004 году 23, 699 млрд. кВт/час. Из них, как было сказано выше, 15, 158 млрд. кВт/час были предоставлены энергораспределительным компаниям, а остальные 8, 541 млрд. кВт/час напрямую поступили стратегическим предприятиям страны.

Известно, что установленные в электроэнергетическом секторе государства тарифы не покрывают затрат на выработку электроэнергии. Специалистами определено, что средний розничный тариф, полностью покрывающий затраты на выработку 1 кВт/часа, должен составлять 205, 33 маната.

Однако на данный момент средний размер тарифов для всех категорий пользователей составляет 115 манатов за кВт/час. Это означает, что даже в случае полноценной оплаты пользователями счетов будут возмещены толькот 56% средств, необходимых для работы отрасли. Однако это нереально, и, учитывая настоящий уровень оплаты счетов за электроэнергию, в стране сегодня выплачивается за каждый кВт/час только 52 маната, что составляет только 41% от себестоимости. Сейчас считается, что для того, чтобы обеспечить полную покрываемость расходов на выработку электроэнергии, оптовый тариф должен быть установлен на уровне 145 манатов за кВт/час.

Если основываться на расчетах экспертов, показывающих, что только топливная составляющая электроэнергии сегодня достигает 98, 81 маната, размер затрат на выработку электроэнергии в прошлом году составил 2, 1 трлн. манатов. В то же время в сфере энергетики в качестве оплаты за поставленную электроэнергию было собрано 1, 2 трлн. манатов. При этом поступления в бюджет "Азеригаза" должны были составить (исходя из действующего оптового тарифа в 71 манат) 1, 7 трлн. манатов. Таким образом, дефицит средств по действующим тарифам достигает объема 0, 4 трлн. манатов, а реальная нехватка средств превышает 0, 8 трлн. манатов.

Решить финансовые проблемы сферы электроэнергетики можно только одним путем - повышением розничных тарифов. Учитывая, что соответствующие заявления поступают все чаще, этот шаг уже следует считать неизбежным. Но повышение цен должно происходить постепенно, и со значительным временным разрывом, во избежание излишнего шока. При этом рост тарифов обязательно должен сопровождаться компенсациями, направленными на поддержание малоимущих слоев населения.

ЗАЧЕМ СТУДЕНТУ "КЕЙС"?

Самида ГАНИЕВА, эксперт ОМА

Мир, в котором мы живем, развивается хаотично, и поэтому нет готовых формул, по которым можно построить счастливую жизнь.

Глобальные изменения, произошедшие за последние годы в экономике и социальной сфере нашей страны (одной из причин чего явилось стремительное распространение информационных технологий), требуют соответствующей перестройки содержания образования. Как и всякий рынок, рынок образовательных услуг предполагает наличие специфического продукта (передачу знаний обучающимся и, самое главное, умение их применять в реальных условиях). К счастью, а может, и нет, знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными, что стало невозможно передать их в полном объеме традиционными средствами.

Консерватизм наших преподавателей, берущий начало еще с советских времен, проявляется, зачастую, в нежелании, а в большинстве случаев - в неумении дискутировать со слушателями и, как правило, семинарские занятия состоят из элементарного пересказа лекций с целью получения студентами аттестации. Педагогам часто трудно дается осознание того, что их услуги тоже подвержены закономерностям рынка. Они до сих пор измеряют свои достижения такими критериями, как успеваемость, удовлетворенность слушателя, реже - успехом применения или переноса приобретенных знаний выпускниками в повседневную и профессиональную практику.

По сути, вышеуказанные элементы подачи знаний тормозят развитие аналитического и творческого мышления студентов, развитие навыка в принятии решения, коммуникативных навыков, - умения идти на компромисс и работать в команде, генерировать идеи, - одним словом, всех тех навыков и качеств, которыми должен обладать специалист сегодня.

Возможно, такой нетворческий, консервативный метод обучения и допустим в получении знаний по точным наукам, но преподавать маркетинг таким образом, на наш взгляд, неэффективно. Ситуация вокруг предприятий в настоящее время постоянно меняется, и не всегда в лучшую сторону. Специалист по маркетингу в своих решениях должен проанализировать и изучить данную ситуацию и принять решение, ведущее к успешному результату. Он должен логически мыслить и рассуждать. Рассудительность и элементарное понимание параметров и взаимосвязей в рыночной ситуации образует основу для принятия решения. Таким образом, наши выпускники должны овладеть не только теорией, но и инструментарием маркетинга, позволяющим провести анализ рынка, выработать альтернативные решения, выбрать маркетинговую стратегию. Одним словом, выпускники должны уметь применять теорию маркетинга к конкретным рыночным условиям. Сделать это довольно непросто и, тем не менее, ситуации неопределенности, которыми так богат рынок, часто вполне разрешимы. Для того, чтобы у студента была возможность проверить, как в реальном мире работает маркетинг и понять, что знания получены не зря, необходимо применение интерактивных методов групповой работы, одним из которых и является "кейс-метод" (метод ситуационного анализа).

"Кейс" - это событие, реально произошедшее в той или в иной сфере деятельности и описанное авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть студентов к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения. Как правило, "кейс" состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа "кейса", описание конкретной ситуации, задания к "кейсу". При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию. Сама проблема имеет несколько ответов, способных соперничать по степени истинности. Возможны два варианта: либо проблема может быть указана в явном виде, либо выявление проблемы может выступать как одно из заданий к "кейсу". Практическая ситуация, описанная в "кейсе", может быть как вымышленной, так и взятой из реальной практики (изначально "кейсы" содержали только реальную информацию, но в азербайджанской практике в связи с ограниченным доступом к информации и дороговизной практических исследований можно использовать и вымышленные ситуации).

Обычно разбор "кейсов" состоит из прочтения, анализа, принятия решения и презентации. Студенты предварительно изучают "кейс", привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет общее подробное обсуждение содержания в виде дебатов. Это очень важно, так как в бизнесе надо не только найти правильное решение, но и суметь обосновать его, убедить других в своей правоте. Учащиеся, решая проблему, получают реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. Преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Студенты должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений, а в случае затруднений учащихся может напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу. Отсюда принципиальное отличие "кейс-метода" от традиционалистских методик. Процесс получения знания становится намного демократичнее традиционного, поскольку каждый студент равен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

Ведущая роль в распространении "кейс-метода" принадлежит Гарвардской школе бизнеса - именно там и зарождалась данная методика. При подготовке в университетах США каждому студенту предлагается несколько сотен "кейсов", которые он изучает в разных учебных дисциплинах.

Применение методов группового обучения и принятия решения, способствующих эффективному анализу возникающих ситуаций в кратчайшие сроки, учит студентов работать в одной команде, защищать свою точку зрения и учитывать мнение и критику других. В этом случае развивается активность обучаемого, дух состязательности, может выявиться способность к лидерству. С другой стороны, практическая ситуация дополнительно вызывает интерес к процессу обучения, так как становится ясно, каких теоретических знаний не хватает для решения проблемы. Грамотно и интересно составленный с национальной окраской "кейс" мотивирует студента к саморазвитию и также решает проблему посещаемости семинарских занятий студентами.

Что сегодня дает институт студенту? Голую теорию, которую либо нельзя применить в реальных рыночных условиях, так как она устарела, либо из-за отсутствия практики она не была полностью усвоена (прочувствована) студентами. Главное сегодня - научить выпускника вуза умению творчески, логически, аналитически мыслить и находить выход из любой, даже запутанной, ситуации.

ОТЕЦ ИНФЛЯЦИИ

Ф.АЛИЕВ

XX век по праву называют "веком инфляции", и именно сейчас, после долгого забвенья, имя Джона Ло вновь всплыло на поверхность.

Развитие банков, кредитных и биржевых операций вызвало новую волну интереса к идеям и деятельности этого человека, пытавшегося через изобилие бумажных денег и кредита добиться процветания в экономике.

Родился Джон Ло в 1671 в Эдинбурге. Отец его был золотых дел мастер и ростовщик по совместительству. Мальчик рос очень энергичным и задиристым, а в юном возрасте вел довольно активный образ жизни повесы и игрока. Вскоре Эдинбург оказался чересчур провинциальным для него. И в один прекрасный день двадцатилетний молодой человек по прозвищу Красавчик Ло отправляется покорять Лондон. Это ему почти удается, но на третий год своего пребывания в Лондоне он убивает на дуэли человека и лишь благодаря заступничеству лиц, приближенных к королю, его не казнят. Однако родственники убитого начинают против него новый процесс. Не дожидаясь развязки, Ло с помощью друзей совершает побег из тюрьмы.

В течение следующих 10 лет Джон Ло путешествует по Европе. Он посещает Голландию, Францию, Италию и в конце концов возвращается в Шотландию полным новых идей. Все эти идеи, изложенные Ло в своих книгах, впоследствии получают название "Система Ло". В чем заключалась эта система? Ло считал залогом экономического процветания изобилие денег, но не металлических, а бумажных, создаваемых банком для удовлетворения нужд экономики. Система Ло основывается на двух принципах: во-первых, банками должна проводиться политика кредитной экспансии, которая заключается в предоставлении ссуд, намного превышающих запас металлических денег в банке; во-вторых, банк должен принадлежать государству и проводить его денежно-кредитную политику (прообраз современных центральных банков).

Джон Ло решил во что бы то ни стало воплотить свою идею в жизнь. Он предлагал ее Шотландии, Англии, савойскому герцогу и Генуэзской республике, но безуспешно. И вот наконец ему удается заразить своей идеей регента Франции, герцога Филиппа Орлеанского. Преодолев с его помощью сопротивление парламента и аристократических кругов, в мае 1716 года Джон Ло учредил Всеобщий банк, который вскоре захватил всю кредитно-денежную систему. Банк успешно внедрял в обращение банкноты и давал ссуды под умеренный процент, направляя их в промышленность и торговлю. Экономика начала выходить из кризиса и процветать, а вмесие с ней процветал и Джон Ло. Он принял французское подданство, перешел в католичество - и все ради своей новой идеи, которая, как он сам говорил, "поразит Европу изменениями". В 1717 году Ло основал новое предприятие - Компанию Индий или как ее еще называли Миссисипскую компанию, созданную для колонизации бассейна реки Миссисипи. Компанию Ло отличало от существовавших тогда ОстИндской и других то, что она объединяла не узкий круг купцов, а всех желающих и готовых купить ее акции на бирже, т.е. это было первое в истории акционерное общество открытого типа.

В целях колонизации долины реки Миссисипи Джон Ло основал город, который в честь регента был назван Новым Орлеаном. В это время проявились способности Ло к рекламе. Для того чтобы увеличить поток переселенццев он провел рекламную кампанию. Болота и топи превратились в его устах и росчерком его пера в рай на земле, а пара десятков дряхлых судов компании - в огромный и современный флот.

Все шло прекрасно. Компания Ло стала всемогущей монополией, которая срастилась с Всеобщим банком, к тому времени ставшим государственным. Несмотря на скромные дивиденды, ее акции росли в цене, люди часами стояли в очередях за ними, а Ло выпускал новые акции. На бирже делались целые состояния. Жажда наживы объединила и уравняла аристократов и купцов, бедняков и священников.

Однако, несмотря на такой успех, система Ло с самого начала была обречена на провал. Огромные средства, которые собирались за счет выпуска акций, не прокручивались в торговле и промышленности, а шли в основном на обслуживание государственного долга. Именно так Ло и стабилизировал финансовое положение страны. Все новые и новые эмиссии акций осуществлялись за счет выпуска в оборот большего количества бумажных денег, которые ничем не были обеспечены. Таким образом Ло строил "финансовую пирамиду". Для того времени это было большой авантюрой, но чего она стоит по сравнению с аферами наших дней?

Джон Ло был рабом своей идеи, которая ослепила его. Но его враги, недоброжелатели и просто дальновидные спекулянты имели хорошее зрение и вскоре поспешили избавиться от акций и банкнот и материализовать их. Ажиотажный спрос упал, а вместе с ним упала и цена акций. Однако Ло все печатал и печатал деньги. Вскоре банкноты стоили 25% от своей номинальной стоимости, а акции не стоили и ломаного гроша. К концу 1720 года цены на товары повысились, ощущалась нехватка продовольствия, и началось то, что впоследствии нарекут инфляцией. В Париже было неспокойно. Система Ло уже официально приказала долго жить. Положение его было не из лучших. Толпы обезумевших акционеров и вкладчиков с одной стороны, и парижский парламент с другой, требовали его головы. В целях ее сохранности Джон Ло был вынужден срочно и без семьи бежать из Франции. Это все, что смог (или захотел) для него сделать Филипп Орлеанский. В 1723 году со смертью Филиппа умерли и все надежды Ло на возвращение. Первое время он жил в Лондоне, а последние годы жизни провел в Венеции, где работал над своей книгой, беседовал с многочисленными гостями и играл в карты. Судьба сыграла с Ло злую шутку. Человек, перед которым в свое время заискивали сильные мира сего, доживал свой век в скромной комнате и рассказывал про свое славное прошлое всем желавшим послушать забавного старичка. До последнего вздоха он оставлся верен своей идее, которая подняла его вверх и низвергла в пучину. В марте 1729 года Джон Ло скончался от воспаления легких. Так умер человек, выпустивший из бутылки джинна по имени Инфляция.

Человечество движется вперед, постоянно развиваясь. Вместе с ним развиваются и усложняются его проблемы. Современная инфляция - явление более сложное, чем обесценивание бумажных денежек Ло, и порождается целым комплексом причин. К ним можно отнести дефицит государственного бюджета, для покрытия которого выпускаются ценные бумаги и бумажные деньги, или же высокий уровень непроизводственных расходов (например, военных), товарный дефицит, политику монополий и прочее. Инфляция - это болезнь, которую экономика подхватила во времена Ло, и до сих не может от нее избавиться.

БОЛЬШОЙ КРАХ, ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ И НОВЫЙ КУРС

Ф.АЛИЕВ

Все мы знаем, в каком состоянии находится наша экономика. Однако, не мы первые и не мы последние в свои бедах.

Кризисное состояние экономики - это нормально. Однако ненормально то, что государство до сих пор не делает ничего путного для преодоления этого кризиса. Давайте отправимся в 30-е годы в США, где в то время также был кризис, и посмотрим, как все там начиналось и чем все это закончилось.

БОЛЬШОЙ КРАХ

Это случилось в четверг 24 октября 1929 года. Тогда держатели акций, обеспокоенные падением их курса, стремились любой ценой избавиться от своих ценных бумаг. "Черный четверг" назревал уже несколько месяцев, и инвесторы еще летом начали терять часть своих прибылей. Постоянное падение курса акций подтолкнуло их к продаже своих бумаг. На фондовой бирже в Нью-Йорке царил хаос. Курсы акций таяли на глазах, миллионы долларов в один миг превращались в гроши. Чтобы как-то остановить этот процесс, группа банкиров решила "скинуться" и набрать 30 миллионов долларов для массовой скупки акций. Это создало ощущение возросшего спроса и поддержало нормальное функционирование биржи. Но лишь на два часа... В течение "черного четверга" по постоянно снижавшимся ценам было продано почти 13 миллионов акций, тогда как обычно продавалось только четыре. Как всегда в три часа дня биржа закрылась.

В последующие дни курсы акций более-менее стабилизировались, но обвал "черного четверга" уже было не остановить. Многие разорившиеся держатели акций кончали с собой, бросаясь с небоскребов Уолл-стрит или балконов нью-йоркских гостиниц. Полицейские не успевали собирать трупы. По всей стране прокатилась волна самоубийств. За один год десятки тысяч некогда оптимистичных американцев наложили на себя руки.

Причиной "Большого краха" считается неравное распределение богатства в течение нескольких десятилетий спекулятивного и стихийного рынка ценных бумаг. На товарных рынках между платежеспособным спросом населения и предложением товаров образовался огромный разрыв. В результате тонны молока выливались в реки, собранные урожаи гнили на складах, а миллионы людей не имели средств, чтобы хотя бы нормально питаться. Рыночная экономика уже не могла развиваться сама по себе, механизм "свободной" конкуренции давал сбои и необходимо было что-то менять.

ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ

Последствия "Большого краха" были ужасны. В одно мгновенье миллионы людей по всей стране превратились в голодных, нищих и бездомных. Группы бомжей собирали картонные коробки и строили коробочные поселки - гувервилли. Они согревались "одеялами Гувера" - кипами старых газет, носили за плечами старые котомки - "сумки Гувера" и выворачивали пустые карманы штанов - "флаги Гувера". Тогдашний президент США Гувер удостоился такой чести за то, что не хотел замечать кризис. Сначала он уверял всех, что депрессия является иллюзией, и настоящий патриот должен ее игнорировать. Когда же в Европе наступил экономический крах, Гувер выдавал депрессию за что-то не американское. И к тому же осуждал народ за то, что тот осуждал его. Однако кризис существовал, и вместо обещанной в свое время Гувером "курицы в каждой кастрюле", каждый второй рабочий американец получал извещение об увольнении в конверте с зарплатой. К 1932 году количество безработных достигло 17 миллионов человек.

Все штаты сотрясали забастовки и марши протеста. Люди требовали хлеба и работы, а Гувер встречал их кавалерией, пехотой и даже танками. В период с 1929 по 1933 годы в столкновениях с полицией было убито 23 безработных. В июне 1932 года ветераны первой мировой войны, которым давно уже не выплачивали пенсий, устроили 25-тысячную демонстрацию перед Белым домом. Но вместо желаемого запаха денег они получили возможность нанюхаться слезоточивого газа. На Среднем Западе распространилось забастовочное движение фермеров, требовавших повысить цены на сельскохозяйственные продукты, урезать баснословные барыши посредников, выдать пособия и прекратить продажу имущества разорившихся. Положение фермеров было действительно тяжелым, ведь они задолжали банкам в общей сложности 12 миллиардов долларов. Банки, в свою очередь, сами нуждались в средствах и многие из них становились банкротами. К 1933 году в США закрылось более 5000 банков.

Никто уже не верил ни в "американскую мечту", ни в "американский образ жизни". Народ был в отчаянии, недоволен и настроен весьма грозно. По стране распространялись "левые" идеи, и никогда еще "загнивающий" капитализм в Америке не был так близок к смерти.

Судьба так ничего и не понявшего Гувера на президентских выборах 1932 года была предрешена. Набрав 57, 5% голосов, президентом стал Ф.Д.Рузвельт, который понимая, в каком болоте находится страна, после своего избрания сказал своим соратникам: "Если я буду плохим президентом, то, вероятно, я буду последним президентом".

НОВЫЙ КУРС

Рузвельт предложил обществу программу выхода из кризиса - "Новый курс". Эта программа разрабатывалась группой экономистов, социологов и юристов, которые под руководством Рузвельта объединились в так называемый "мозговой трест". Президент был последователен и энергичен в осуществлении нового курса. Из Белого дома в конгресс один за другим шли законопроекты, которые, несмотря на свою революционность, всегда принимались. Именно эти законодательные акты первых ста дней правления Рузвельта и заложили основу его реформы. На основе закона о банках образовалась федеральная резервная система, которая предоставляла займы банкам. Министерство финансов имело право предотвращать массовое изъятие вкладов и устанавливало минимальный размер уставного фонда. Банковские вклады до 5000 долларов страховались специальной федеральной корпорацией, а в результате разъединения инвестиционных и коммерческих банков деньги вкладчиков не могли быть пущены в рискованные предприятия. К тому же запрещался экспорт золота и хождение золотой валюты. Доллар, сказав "гуд-бай" золотому стандарту, пустился в свободное плавание. Избавившись от золотого стандарта, Рузвельт встал на скользкий путь инфляции, но он ее не боялся, ибо инфляция была одним из средств достижения поставленной цели. Другой законопроект предполагал снижение зарплаты федеральным служащим, членам конгресса и пенсий ветеранам. Конгресс был вынужден одобрить и это. Для стимулирования предпринимательства и к всенародной радости был отменен "сухой закон". Не были обделены вниманием и фермеры. Для восстановления их покупательской способности и поддержания цен на продукты сокращались посевные площади и поголовье скота, за что фермеры получали компенсацию, формировавшуюся за счет обложения налогом посредников и агропромышленных компаний. Правительство гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не более 2 миллиардов долларов.

Рузвельт-кандидат обещал американцам работу, Рузвельтпрезидент это обещание выполнил. В результате организации общественных и строительных работ миллионы безработных получили возможность заработать на кусок хлеба. К тому же была проведена реформа трудового законодательства: запрещен детский труд, установлена максимальная рабочая неделя и минимальная зарплата.

Кризис 1929-33 годов был очень страшен и опасен. Именно на его волне в Германии к власти пришли фашисты, но Америка не свернула со своего пути. Ей нужен был лидер, который вывел бы нацию из депрессии и протянул руку помощи.Этим лидером и стал Рузвельт. Гений его заключался в ловком лавировании между интересами различных классов и слоев общества и умелом сочетании "кнута с пряником". Рузвельт сумел мобилизовать веру и гордость за свою страну у всех американцев. Успех "нового курса" основывался на доверии к людям, его осуществлявшим...

СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА

Это пожелание станет буквальным после реализации программы развития автодорог

Е.СТАРОСТИНА

На рассмотрение Кабинета министров и исполнительного аппарата президента представлен проект Государственной программы реконструкции и развития сети автомобильных дорог Азербайджана, рассчитанной на период 2005-2014 годов. После предварительного обсужления данного документа он будет направлен на согласование в соответствующие госструктуры и ведомства ("Тренд").

Отметим, что Госпрограмма, разработанная специалистами Министерства транспорта Азербайджана, предусматривает, наряду со строительством новых автодорог, также реконструкцию и реабилитацию существующих магистралей. В целом работа по обновлению автодорожной инфраструктуры ведется уже не первый год, однако до сих пор соответствующие реабилитационные проекты носили локальный характер. Сейчас же предполагается, что мероприятия по восстановлению автотрасс будут рассматриваться в комплексе единой государственной стратегии. Очевидно, что это позволит рационализировать строительные работы и приведет к их последовательности, чего мы до последнего времени не наблюдали. Сейчас стратегия реализации дорожного строительства и привлечения средств на эти проекты ограничивается магистралями, играющими основную роль в экономике за счет движения транзитных грузов и грузов местного назначения. Следует отметить, что и эти проекты, реализация которых уже начата или должна начаться в скором времени, включены в Госпрограмму, однако помимо них, новый документ предусматривает также реабилитацию автодорог местного значения.

По мнению экспертов Министерства транспорта, в результате реализации Госпрограммы до 2014 года 90% дорог Азербайджана будут соответствовать международным стандартам. (При условии, что подрядные строительные организации будут полностью выполнять взятые на себя обязательства не только по срокам контрактов, но и по качеству сдаваемых объектов - к сожалению, в стране уже были претенденты, когда одна из отреконструированных магистралей республиканского значения потребовала ремонта вскоре после сдачи в эксплуатацию.)

Согласно оценкам специалистов, в целом на обновление системы автодорог Азербайджана требуется порядка 800 млн. долларов. Объем госфинансирования дорожных работ в текущем году составит, согласно прогнозам, 52 млрд. манатов. В течение 2004 года из бюджета на эти цели было выделено в общей сложности 140 млрд. манатов. Таким образом, финансирование сектора за два года должно составить 39 млн. долларов, а это означает, что даже при увеличении объемов госфинансирования строительства и реконструкции автодорог обойтись только собственными силами правительство не в состоянии.

Проблема финансирования сейчас в основном решается за счет кредитов, привлекаемых из международных финансовых институтов. Пока еще условия кредитования остаются льготными, то есть ссуда предоставляется под минимальный процент и с 4-15-летним периодом отсрочки выплат по основному долгу. Однако даже и на таких условиях ежегодные обязательства государства требуют выплаты из госбюджета десятков миллионов долларов, и увеличение объема внешнего долга будет обременительным для госказны.

Однако есть еще один способ - это создание системы платных автомагистралей. По существу, доходы от них могут покрывать полностью расходы государства на поддержание требуемого технического состояния общественных дорог и даже покрыть частично строительные расходы.

Подобный подход в мире практикуется почти повсеместно. Платными трассами обычно становятся отдельные участки с постоянным интенсивным движением - там, где необходима быстрая расшивка "узкого места" на наиболее напряженном участке дорожной сети и где пользователи готовы платить за очевидное значительное повышение качества дороги - например, на дорогах, ведущих от крупных городов к аэропортам или на загруженных подходах к мегаполисам, введение платного проезда вполне уместно и экономически оправданно при наличии альтернативной бесплатной дороги. Помимо этого, платными могут стать и стратегические для экономики дороги, используемые в основном для транзитных грузоперевозок - при условии, что стоимость проезда на них будет экономически обоснована и не приведет к удорожанию себестоимости перевозимых грузов.

Для примера укажем, что проект строительства платных дорог в России является вопросом практически решенным. Там в настоящее время ускоряется принятие соответствующей законодательной базы, регулирующей функционирование платных магистралей. Интересно, что для их строительства предложено использовать средства Стабилизационного фонда, где накапливается разница между мировыми ценами на углеводородное сырье и их ценой, заложенной в госбюджет.

Правда, в наших условиях предварительно следует отработать в транспортной сфере схему так называемого государственно-частного партнерства в бизнесе. Ее механизм предусматривает привлечение частных инвестиций для развития государственной инфраструктуры, которая впоследствии должна вернуться под контроль чиновников. И первыми среди таких проектов должны были стать платные дороги.

Среди задач, которые в ходе предварительных мероприятий предстоит решить, надо отметить подготовку законодательных предложений по обеспечению земельных отводов под платные дороги, поскольку для начала строительства магистралей землю нужно выкупать. Помимо того, что строительство платных дорог должно быть согласовано с действующими природооохранными актами, без соответствующей законодательной базы любой проект по созданию платной трассы обречен попасть под пристальное внимание земельных спекулянтов, что резко повысит расходы на строительство. В среднем затраты на реконструкцию и модернизацию существующей автомагистрали составляют около 10 млн. долларов на 1 км трассы I или II технической категории. Расходы на строительство дороги, а тем более многоуровневых развязок, что необходимо при строительстве обходных городских трасс, "с нуля", могут возрасти на 50%.

Сейчас нельзя рассчитывать, что строительство платных автомагистралей будет носить массовый характер. Обязательным условием для подобных проектов является определенная интенсивность дорожного движения по данному маршруту. Для того, чтобы платная дорога могла окупить себя в сроки, ограниченные коммерческим кредитным проектом, необходимо по крайней мере 10 тыс. автомобилей в сутки. Однако это не значит, что нужно отбросить саму идею платного проезда. Если же исходить из долгосрочной окупаемости затрат, показатель интенсивности движения значительно снижается.

Известно, что в Азербайджане сегодня, по официальным данным, зарегистрировано 517 тыс. единиц автотраспортных средств. Из них ежегодно рейсы через республику совершают до 20 тыс. автомашин. Сюда следует добавить и зарубежных перевозчиков грузов, число рейсов которых растет с каждым годом.

В частности, только в течение прошлого года по территории Азербайджана было перевезено 117, 6 млн. тонн различных грузов, что на 6, 9% превышает данные 2003 года. Из них автотранспортными средствами было перевезено 55, 5%, или 65, 3 млн. тонн. При этом в 2003 году доля автортранспорта в грузоперевозках составляла 53, 7% от общего объема. На долю транзитных перевозок, совершенных в рамках транспортного коридора ТРАСЕКА (Европа-Кавказ-Азия) пришлось 40, 8 млн. тонн, из которых 31, 9%, или 13, 015 млн. тонн были перевезены автотранспортом. Если исходить из средней грузоподъемности одного грузовика в 15 тонн, приходится предположить, что приблизительное количество авто, двигавшихся в течение прошлого года по почти полностью разбитым магистралям Азербайдждана, составило 4, 353 млн., или 362 тыс. автотранспортных средств ежемесячно. Эти показатели вполне в состоянии обеспечить окупаемость строительства платных дорог на протяжении 15-20 лет. Это вполне нормальный срок для подобных инвестиционных проектов, а собранные средства сделают экономику страны менее зависимой от внешних кредитов - по крайней мере, в отношении дорожной инфраструктуры.

ДЫРЫ НАДО ЛАТАТЬ

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЙ МАРКЕТИНГ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СТРАНЫ

Заур Велиев, эксперт ОМА, info@marketing.az

В прошлых статьях мы с вами проанализировали такие понятия, как налоговый и бюджетный маркетинг.

Однако рассмотренные темы были лишь составной частью государственного маркетинга, что, по сути, является сильным инструментом (как уже неоднократно повторялось) в процессе регулирования экономики. Не стоит забывать и о том, что бюджетный маркетинг в прошлых статьях был рассмотрен только с позиций стратегического планирования, что, по сути, является только лишь одним аспектом налогово-бюджетного маркетинга. Продолжая эту тему, хотелось бы более масштабно просмотреть вопросы внедрения государственного маркетинга в фискальной политике страны с позиции бюджетного маркетинга.

Первым делом давайте выясним, что мы подразумеваем под фискальной политикой страны. Фискальная политика - это часть финансовой политики, связанная со всеми доходами и расходами государства. Другими словами, это - консолидированный бюджет страны.

А теперь рассмотрим фискальную политику страны с позиций бюджетного рынка. В условиях трансформации экономики из админстративно-командной в рыночную бюджетный рынок имеет большое значение для нашей экономики. Так как бюджетный рынок, развивающийся на основе общественного разделения труда и его последующей специализации, определяемый в значительной степени интересами государства и регулируемый не только экономическими, но и внеэкономическими инструментами и методами, для многих стран, в том числе и для Азербайджана, становится сегодня очень важной частью единого национального рынка. Исторически, а также с точки зрения предметноматериального содержания и построения системы управления и регулирования рынка, бюджетный рынок в Азербайджане стал формироваться, на наш взгляд, раньше, чем классический рынок. Этот процесс был связан, прежде всего, с особенностями исторического, политического и социально-экономического развития страны.

Более того, такие важнейшие для любого государства вопросы, как развитие государственных институтов власти, гражданских прав и свобод, науки и техники, образования, здравоохранения, искусства и др., невозможно решить исключительно за счет деятельности, связанной с получением прибыли (на которую, собственно, и ориентирован классический маркетинг). Поэтому бюджетный рынок становится, на наш взгляд, одним из элементов институциональной основы государства с рыночной экономикой и развитой системой социально-ориентированных отношений.

Вместе с тем бюджетный рынок имеет характерные особенности, отличающие его от так называемого "традиционного" (классического) понятия рынка. По мнению русского ученого А.И.Фисенко, в частности, ими являются следующие особенности:

- Присутствие на рынке большого числа получателей средств бюджетов различных уровней с различными целями, задачами, интересами и сферами деятельности. Как следствие этого - большая емкость рынка и огромные объемы финансовых потоков, необходимость и возможность использования разнообразных форм безналичных платежей и рыночных финансовых инструментов, значительный объем внутренних и внешних заимствований и трансфертов денежных средств как специфических инструментов организации управления бюджетным рынком.

- Тесная связь бюджетного рынка с целями, задачами и формами реализации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства, политикой формирования и исполнения доходной и расходной частей государственного бюджета, участие государства не только в регулировании, но и в качестве одного из субъектов бюджетного рынка в лице органов государственной власти.

- Множественность организационно-правовых форм субъектов бюджетного рынка. Как правило, основными получателями товаров, работ и услуг, производимых бюджетополучателями, являются не только внебюджетные потребители, но и сами же бюджетополучатели или их представители - юридические и физические лица (например, учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д., а также пенсионеры, студенты и др).

- Оказание и производство участниками бюджетного рынка помимо известных, обычных, "традиционных" товаров и специфических услуг. К ним, например, можно отнести услуги по государственному управлению, обеспечению обороноспособности и внутренней безопасности в проведении политик и государственной идеологии на всех уровнях управления государством и доведению их до конечного потребителя - физического лица - гражданина страны.

- Определение целесообразности расходования средств бюджетов с точки зрения их эффективного использования в целях изучения, анализа и принятия решений государственным политическим и экономическим руководством, направленных на повышение степени экономической и социальной эффективности участия государства в управлении и регулировании бюджетного рынка. Указанные особенности бюджетного рынка, как в России, так и в нашей стране определяют принципиальные отличия бюджетного маркетинга от так называемого классического.

Бюджетный маркетинг охватывает практически все основные сферы экономической, политической, социальной и культурнодуховной жизни страны, включая в себя государственное управление, образование, науку, культуру, спорт и т.д. Материально-вещественная, организационно-правовая и научно методическая основа бюджетного маркетинга должна иметь более четкую, определяемую интересами государства и его граждан структуру. Важнейшим принципом при этом должен быть, как нам представляется, принцип адекватного опережающего развития функционально-целевой и содержательной структуры бюджетного маркетинга, позволяющий обеспечить упреждающее управление бюджетным рынком, а, следовательно, выполнять прогностические и корректирующие функции по развитию всей экономики государства и ее отдельных сфер - денежно-кредитной, бюджетной, налоговой и т.д.

Таким образом, налогово-бюджетный маркетинг становится одним из самых важных практических направлений разработки действенных маркетинговых концепций, инструментов и подходов, реализация которых даст возможность эффективнее решать стоящие перед государством задачи на пути дальнейшего реформирования экономики и ее рыночных институтов.

ЗАЧЕМ СТУДЕНТУ "КЕЙС"?

ОТЕЦ ИНФЛЯЦИИ

БОЛЬШОЙ КРАХ, ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ И НОВЫЙ КУРС

СКАТЕРТЬЮ ДОРОГА

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЙ МАРКЕТИНГ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ СТРАНЫ