И будет автобан до хутора…
«КН» продолжают рассказывать о том, как в районах и городах края выполняются губернаторские программы. Одна из последних называется «Сельские дороги» и предусматривает развитие транспортной инфраструктуры территорий. Что сегодня происходит на сельских трассах и готовы ли дорожники к выполнению поставленных перед ними задач, на примере Тимашевского района выясняет наш собкор.
***
КАПИЛЛЯРЫ ЭКОНОМИКИ
Кубанские дороги общей протяженностью более 40 тысяч километров считаются лучшими в России. Эта мысль неоднократно звучала на недавних краевых торжествах, посвященных Дню работников дорожного хозяйства. И это совершенно справедливо.
Автору этих строк по делам службы пришлось за последние двадцать лет объездить, сидя за рулем, весь юг России и Украины. О Ставрополье ничего не могу сказать — там не был. Но дороги Ростовской, Запорожской, Херсонской, Николаевской областей ни в какое сравнение не идут с дорогами Кубани. И даже в любимом мною Крыму, если отбросить дорогу Симферополь — Ялта, по которой Брежнев самолично катался, то и смотреть там не на что. В кюветах остальных трасс ржавеют погибшие шаровые опоры, рессоры и амортизаторы. Что же в глубинке делается — остается только гадать.
Однако все познается в сравнении. В свое время мне, опять же по делам службы, пришлось поколесить по дорогам вокруг Средиземного моря (Ближний Восток и Северная Африка, а также большая часть Европы). Вот там начинаешь понимать, что на Кубани лучшие в мире водка, колбаса, девчата и еще много чего, но никак не дороги.
И jot факт, что в нашем краеГразвитие автомобильных дорог возведено в ранг региональной политики, говорит о многом. Значит, мы нацелены на образцы высшего порядка в этой области. Ибо первоклассные дороги — это инвестиционная привлекательность края, а не только наши с вами удобства.
Но давайте снизим скорость до шестидесяти километров и съедем с краевого автобана, которым все гордятся и ставят в пример, на нашу родную, горбатую, отремонтированную «ямочным» способом (додумались же до такого термина!) муниципальную дорогу, ведущую от райцентра к селу, хутору, бригаде, ферме...
Наверное, вы обратили внимание, что именно о них с долей почти не скрываемой тревоги говорил губернатор на упомянутом празднике дорожников. А они, эти дороги, — капилляры нашего экономического организма. По ним везут в города хлеб, мясо, молоко. И эти муниципальные дороги в губернаторской программе не на последнем плане.
***
ОТ ДОРОГ ПОЛИТИКИ К ПОЛИТИКЕ ДОРОГ
Незадолго до нашего разговора с заместителем главы Тимашевского района Григорием Беркутом случилось немаловажное событие в дорожно-строительной отрасли. Правительство России приняло решение начать строительство платных дорог, дабы улучшить их качество. Один проект даже «затвердили» — от Москвы до Питера, а потом еще дальше, куда-то в Европу.
А телевизионщики из ТВЦ сразу затеяли опрос телезрителей. Когда, дескать, наши дороги станут, как заграничные? Три варианта ответов: «в скором будущем», «не при моей жизни» и «никогда». В скорое будущее верило не более одного процента телезрителей. Процентов десять сказали, что не при их жизни, а остальные с пафосом, на который только способны скептики, воскликнули — никогда! Так как дороги строятся медленно, а я человек уже далеко не молодой, то примкнул ко второй категории граждан. Григорий Васильевич также не совсем молод, и он по долгу службы лучше меня знает, как строятся дороги. Поэтому Беркут также примкнул ко второй группе.
Во мнении о перспективе строительства платных дорог в крае сошлись. Ну, в районе Кабардинки, безусловно, построят. Рвущиеся к морю автотуристы за ценой не постоят. Но представить себе платную дорогу от хутора к райцентру невозможно даже с фантазией Герберта Уэллса. А вообразите себе еще КПП с кассовым аппаратом? ! Да разнесут его наши хуторяне в клочья.
Вот так немного пошутив, мы перешли с Григорием Васильевичем к более грустной теме — непосредственно к ремонту и строительству муниципальных дорог района. А тема эта действительно оказалась несколько" печальной.
Около трех лет назад в Ти-машевск поступила команда-предложение передать все муниципальные дороги в ведение краевого дорожного комитета. Тимашевцы на это с радостью согласились и тут же попросили краевой комитет отремонтировать району 30 дорог. Комитет оказался гораздо скромнее в своих планах и пообещал заняться по-хорошему девятью дорогами. В результате сделали одну небольшую «дорожку» (1,2 км) — от хутора Привокзального до станицы Роговской — и капитально отремонтировали дорогу от Роговской в сторону Калининской. Была построена еще одна дорога, но о ней разговор отдельный
Потом краевой дорожный комитет, наверное, решил, что он погорячился, взяв под свою опеку муниципальные дороги. И тимашевцы получили сообщение, что их родные дороги возвращаются к ним.
— Но тут в какие руки дороги не передавай — суть не изменится, — подвел итог этой истории Григорий Васильевич. — Нужны деньги, а их, как известно, нет. Дороги все равно нам придется строить своими же силами. Правда, тут есть один интересный аспект...
А чтобы рассказать об этом аспекте, надо сделать небольшое отступление в область, далекую от дорог, но с ними связанную, — область политики...
В ходе предвыборных встреч станичники и хуторяне берут наиболее перспективного кандидата, что называется, за грудки. И последний на клинке клянется, что отремонтирует дорогу, проведет газ или сделает еще какое-нибудь хорошее дело. А потом с этого депутата они, избиратели, с живого не слезут, свое кровное возьмут. И в первую очередь — дороги.
Например, в Тимашевскрм районе построили добротную дорогу от поселка Комсомольского до 2-го отделения агрофирмы «Красносельская». А кого, спросите вы, избрали жители данного населенного пункта в наше ЗСК? Верно, Кима Нехая, руководителя дорожного комитета края. Он слово свое сдержал не только в поселке Комсомольском.
Депутаты — одномандатники края — стали настоящими генераторами полезных начинаний на местах. И всякие выборы у нас превращаются в необъявленные субботники по благоустройству быта и ремонту дорог в том числе. Поезжайте сегодня по районам края. Дорожная работа везде кипит. Потому как выборы на носу. И выборы персональные. И деньги находят в этот момент, и технику. Порой складывается впечатление, что иные главы районов специально деньги к выборам придерживают, чтобы кинуть их потом на ремонт дорог: лучшая и стопроцентная агитация.
Но дорог у нас много, поэтому выборов и депутатов на них не напасешься. И Беркут вновь перевел наш разговор в прагматическое русло.
— Пока денег только на «ямочный ремонт» хватает, — сказал Григорий Васильевич. — Планируют в скором будущем оставить у нас транспортный налог. Это уже будет что-то: 22 — 25 миллионов рублей ежегодно.
— Ну а кто их осваивать будет? — спросил я у Беркута.
— ДРСУ ведь на ладан дышат, не осилят они возросшие объемы.
И такая ситуация — не только в Тимашевском районе, то же самое можно сказать о соседних Брюховецком, Каневском и других. Но тут я выяснил, что в нашем дорожностроительном комплексе есть еще одна мощная составляющая помимо ДРСУ, которую не всегда учитывает официальная краевая статистика.
***
БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДОРОЖНИКОВ
После распада СССР в крае образовалось 45 закрытых и открытых акционерных обществ по строительству и ремонту дорог. В ходе рыночной конкурентной борьбы большинство из них приказали долго жить. Осталась дюжина. Возглавляют по объему работ эту команду выживших предприятий северский «Автобан», выселковская «Дельта», дорожники Павловской. А четвертым в этом условном хит-параде идет ЗАО «Брюховецкий дорожник», которым руководит Вячеслав Милостафов.
Эти фирмы не подчиняются краевому дорожному комитету, но выполняют львиную долю работ по дорожному строительству. Возьмите, для примера, «Брюховецкий дорожник». Здесь работает 240 человек. В хозяйстве — сто единиц дорожно-строительной техники. Два асфальтобетонных завода, которые выдают в час на гора 75 тонн асфальта. «Брюховецкий дорожник» — это мощная, мобильная организация. Загружена сегодня только на треть, но выйти на полную мощность может за считанные часы.
Приведу такие цифры, которые сообщил мне Вячеслав Милостафов. Муниципальное брюховецкое ДРСУ в этом году выполнило работ на 17 млн. рублей. «Брюховецкий дорожник» сделал за это же время 55 миллионов рублей — в три раза больше.
Фирма выполняла работы, кроме Брюховецкой, в Краснодаре, Ейске, Староминской, Калининской и в других районах края.
— Деньги приходится иногда выколачивать из заказчиков, — без особой грусти говорит Вячеслав Милостафов, и по всему видно, что дело это для него уже привычное.
Все эти дорожные акционерные общества действуют на манер броуновского движения, и их интересы периодически сталкиваются в тех или иных местах, как у детей лейтенанта Шмидта в известном романе. Зреет необходимость в конференции? Не берусь это утверждать. Рынок командную систему на дух не переносит. Но все же что-то такое организующее, наверное, должно быть в этом мощнейшем секторе дорожного строительства.
И будет тогда у нас небо в алмазах и автобан до хутора...
***
фото: