ДУМОВОЗЫ
На служебный автотранспорт парламент ежегодно тратит почти 40 миллионов рублей
Подходит к концу весенняя сессия Государственной думы, близятся долгожданные каникулы. Аппарат нижней палаты парламента активно готовит предложения в правительство по увеличению собственных расходов на следующий год. Самые быстрорастущие из них - транспортные: ежегодно они увеличиваются на 30-40%, уже почти достигнув отметки в 40 миллионов рублей. "Версия" провела расследование того, во сколько обходится автомобильное передвижение депутатов их избирателям. При этом нередко народные избранники, лоббирующие интересы отечественных автопроизводителей, сами пользуются иномарками стоимостью свыше $100 тысяч. Вопрос о том, где депутаты находят такие деньги, пока остается за скобками нашего расследования.
"Мерседес" положен только спикеру
Уже много лет в центре Москвы существует одна из самых фешенебельных автомобильных выставок - автостоянка у здания Государственной думы на Охотном Ряду. Москвичи и гости столицы могут знакомиться с новинками зарубежного и отечественного автопрома, понаблюдав за парковкой депутатского корпуса. Постоянно обновляемый автопарк думских обитателей простирается от обычных "БМВ" и "Ауди" до фантастических "Лексусов", "Мерседесов", "Линкольнов" и "Роллс-Ройсов". Свободное место рядом с Думой почти невозможно найти уже в 10 часов утра - при том, что припарковаться там и без того весьма сложно, ведь практически все подъезды к зданию на Охотном оснащены специальными шлагбаумами. Даже для того, чтобы просто проехать по Георгиевскому переулку позади "черного" входа в нижнюю палату парламента, нужно быть счастливым обладателем спецпропуска или спецномера.
Автотранспортное обеспечение депутатов и обслуживающего их аппарата осуществляет Федеральное государственное учреждение "Автотранспортный комбинат", входящее в структуру Управления делами президента. Всего оно выделяет думцам 82 машины. Спикеру Борису Грызлову по статусу положен "Мерседес", лидеры депутатских объединений и вице-спикеры ездят на представительских иномарках, оборудованных специальным проблесковым маячком-мигалкой. В основном это модели, собираемые в России: BMW 727i и "Форд-Фокус". У председателей комитетов и комиссий служебные машины поскромнее - в основном "бэхи-пятерки" (BMW 525i и BMW-5231), кроме того, для них в служебном автопарке - SAAB-9, 5SE, "Ауди-А8", "Ауди-Аб", "Киа-Кларус".
Рядовые депутаты пользуются "ГАЗ-ЗНО". В прошлом году Автокомбинат N 1 заменил все 60 автомобилей этой марки. Конечно, их не хватает на 450 народных избранников, и при заказе машины в лучшем случае приходится ждать 10 минут, в худшем - больше часа. Пару лет назад по инициативе Екатерины Лаховой Совет Думы принял джентльменское решение, по которому женщины-депутаты были лишены этих сладостных моментов ожидания. За ними закрепили отечественные "персоналки" белого цвета независимо от статуса дамы-парламентария.
Некоторые думцы ездят на автобусах
Во многом из-за этой чехарды с машинами многие депутаты предпочитают в принципе не пользоваться служебными авто. Кроме того, по мнению многих парламентариев, там и сиденья неудобные, и салон прокуренный, и кондиционера нет. В результате летом думские машины больше походят на сауну. Вдобавок ко всему машины вечно грязные, а водитель обычно в спортивных штанах. Вот и изворачиваются народные избранники кто как может. Те, кто победнее или впервые стал депутатом, к скором времени обзаводятся "Опелем" или какой-нибудь "кореянкой". А так как к московскому движению еще долго привыкать нужно, нанимают водителя. Его, кстати, можно оформить своим помощником, благо таких каждому народному избраннику по 5 человек положено - всем им ежемесячно платят из госбюджета по 6 тысяч. Зато не надо заказывать, ждать - сел и поехал.
При этом вопреки расхожему мнению чем выше должность народного избранника, тем скромнее его личное авто. Попадаются среди депутатов и вовсе безлошадные, причем среди них в основном "думские сливки". У вице-спикеров Вячеслава Володина, Олега Морозова, Артура Чилингарова, Владимира Жириновского, руководителей фракций Дмитрия Рогозина и Геннадия Зюганова, председателей комитетов Геннадия Кулика, Константина Косачева, Екатерины Лаховой официально нет даже мопеда. В то же время у не обладающих такими титулами Жореса Алферова - "Вольво 740", Елены Кондаковой - "Мерседес" и "СААБ-900", Александра Карелина - "Мерседес-Бенц" и "Мицубиси-Паджеро". Самым обширным автопарком владеет заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Олег Еремеев: в его распоряжении "Мерседес-Бенц", два "Фольксвагена" и "Тойота". За спикером Борисом Грызловым по декларации 1999 года числились "Мицубиси-Паджеро", две старые "Волги" и горбатый "Запорожец", а в 2003 году появилась только "Мазда-626".
Любопытно, но, по данным Центризбиркома, активно изучавшего в преддверии выборов собственность кандидатов в депутаты, больше всего недостоверной информации было отмечено по статьям о владении автотранспортом. Лидерами стали, как ни странно, кандидаты от КПРФ, которые дали неточные данные по 19 автомашинам. Они "забыли" указать информацию о 6 "Мерседесах", 2 "БМВ" и представительской "Ниссан-Максима".
А вот некоторым депутатам принципы не позволяют иметь собственный автотранспорт, среди них немало "образцово-показательных" демократов вроде Владимира Рыжкова. Свободные от вредных автомобильных привычек думцы добираются от работы до своих казенных квартир и обратно на автобусах автокомбината N° 3. Спецавтобусы курсируют от "депутатских городков" на улице Улофа Пальме, в Митине-7 и на улице Генерала Белобородова до Охотного Ряда. Причем доехать на них можно не хуже, чем с мигалкой и спецномером.
Спецпропуск стоит от $3 тысяч
Депутаты Госдумы второго созыва в 1999 году радикально обновили закон о собственном статусе, вписав туда фразу: "Служебный автотранспорт, предоставленный члену Совета Федерации, депутату Государственной думы, либо личный автотранспорт, используемый ими для осуществления своих полномочий, оборудуется особыми государственными регистрационными знаками". Теперь все обеспеченные депутаты (а таких подавляющее большинство) пересели на личные машины со спецномерами. Осуществляет ли парламентарий при этом свои полномочия, его личное дело. Как шутят сами законодатели, "мы всегда при исполнении".
Еще больше представительских машин курсирует по Москве со спецпропусками - флажками. Он выдаются депутату вместе со спецномером и может быть использован по его усмотрению на нескольких автомобилях. В свое время один наш знакомый загорелся идеей заполучить подобный спецпропуск и начал активно прорабатывать этот вопрос среди околодумской тусовки и помощников депутатов. В течение двух недель ему удалось выйти на человека, пообещавшего за $3 тысячи оформить вожделенный документ. И вскоре на машине обыкновенного гражданина красовалась бумажка с российским триколором.
А еще кочуют фантастические истории о том, как депутаты-новички продают номера автомобилей с флажком по специальной цене $10 тысяч. Правда, для этого необходимо и саму машину оформить в собственность депутата. За ее рулем должен находиться либо депутат, либо его помощник. Это значительно усложняет процедуру оформления таких номеров, ведь вряд ли кто согласится уступить народному избраннику право собственности на машину даже ради триколора на автомобильном номере. А вот вариант со спецпропусками более тривиален: владеть такой машиной и водить ее может любой. По официальным данным, Госдума в течение 2003 года оформила 750 автотранспортных пропусков всех категорий.
Графические материалы:
ЛИЧНЫЙ АВТОПАРК РУКОВОДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (ПО ДАННЫМ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ НА ДЕКАБРЬ 2003 ГОДА)
Материалы доступны в бумажной версии издания
***
На ГАЗе будет работать специальная думская линия
Владимир КОЖИН, руководитель Управления делами Президента РФ:
- Много лет назад на думских автокомбинатах было представлено каждой твари по паре - десятки моделей. Сегодня мы работаем с тремя базовыми фирмами - "БМВ", "Форд" и "ГАЗ". В первую очередь наш выбор связан с тем, что эти иностранные концерны построили заводы в России: первый - в Калининграде, второй - во Всеволожске под Санкт-Петербургом. Машины постоянно обновляют: старые серии снимаются, новые - поставляются. Мы прекрасно знаем, что "БМВ" - это не "Волга", но, к сожалению, даже при эксклюзивности взаимоотношений сравнивать цены на эти автомобили невозможно. Мы не можем потратить все деньги на покупку "БМВ", потому что тогда нам просто не хватит машин. Поэтому достигнуто соглашение с хозяевами и руководством концерна "ГАЗ" о восстановлении на этом заводе специальной линии, которая будет работать только по нашему заказу. Как специалисты мучаются сейчас, я вам даже рассказывать не буду: машины приходят с завода и тут же встают в наши мастерские на доводку. Теперь мы будем контролировать сборку тех машин, которые заказываем, прямо на заводе. Мы - крупный клиент, поэтому требуем повышенного качества.
***
ЧП автостояночного масштаба
В январе 2003 года в Москве пропал автомобиль, находившийся в распоряжении депутата Госдумы от Московской области, члена Комитета по бюджету и налогам, одного из идеологов Народной партии России Валерия Гальченко. Спортивно-пижонский двухдверный Mercedes SL500, по оценкам официальных дилеров концерна "ДаймлерКрайслер", в зависимости от комплектации стоит от 120 до 155 тысяч евро. На автомобиле стояли федеральные номера с российским флагом, угнан он был со служебной охраняемой стоянки во дворе депутатского дома на улице Улофа Пальме. При этом факт кражи установили только через несколько дней в... автосервисе. Дело в том, что водителя у Гальченко не было: он хорошо управляет машиной сам, несколько лет назад даже занял призовое место в гонках на выживание. Депутат попросил знакомого работника автосервиса, услугами которого он пользуется уже много лет, посмотреть машину. 1 января он поставил ее во дворе дома, через неделю, после праздников, автослесарь пришел на стоянку, однако машины не обнаружил. Он принялся расспрашивать милиционеров, дежуривших там, однако сотрудники вневедомственной охраны сказали, что следить за выезжающими машинами не их дело.
Так и растворился думский "мере" на московских просторах.
***
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству:
- В настоящее время я езжу на служебной "БМВ". А вообще люблю спортивные авто. У меня есть две машины - зеленая и черная: "Ауди А6" и "Ауди А8". Раньше я на них ездил, а теперь - супруга.
Георгий БООС, заместитель председателя Госдумы РФ:
- У меня был мотоцикл "Ява", на котором я в детстве катался. Он мне от отца достался по наследству. Потом я стал уже купил себе новую "Яву". Но старую, естественно, не выбросил. Иногда бывает, что я и в Думу приезжаю на мотоцикле. Это не ради пижонства, а для удобства. Моя последняя любовь - "Хонда". Этот скоростной мотоцикл для кольцевых гонок 3-4 года назад был признан лучшей моделью года в своем классе. А вот личного авто у меня нет, только у жены - "РАФ-4". Сам я езжу на служебной "БМВ" седьмой модели.
Сергей РЕШУЛЬСКИЙ, заместитель руководителя фракции КПРФ
Госдумы РФ:
- У меня нет ни прав, ни личного авто - не успел обзавестись. Если мне нужно куда-то поехать по личным делам, я прошу сына. У него - "девятка". В рабочее время пользуюсь служебной "Волгой". За мной закреплено право на нее с 6 утра до 10 вечера.
Беседовала Елена Майкова